Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Гегеля: система и метод.
Георг Гегель (1770-1831) Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разум проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений к качественным, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов«Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др. Философские учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Иррациональный - сверхразумный.Шопенгауэр начинал с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е. волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную философию космического пессимизма, где-то перекликающуюся с Буддизмом. Он говорил, что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке. Сама сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к власти, господству, подчинению. 1. Человечество разделено на 2 группы: сильные и слабые. У этих групп разная мораль по их природе. Но слабые способны отравлять своим влиянием сильных. 2. Если такое влияние будет подавлено, то сильная часть человечества придет к сверхчеловеку. При этом необходимо максимальное проявление жизненных инстинктов: сверхчеловек должен стоять по ту сторону добра и зла, у него не должно быть совести и т.п. (смеющийся лев). Ницше: ненавидит сострадания, поэтизатор зла, аристократ, утонченный интеллигент. 21. Философия экзистенциализма ( от Кьеркегора до Сарта) В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.). Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания человека, усматривающего его сущность в разуме. Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности – это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Философия неопозитивизма. Неопозитивизм Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”) Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью очистить науку от вненаучных и философских допущений. Выдвигалось 2 приема: 1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые констатируют исходные факты. 2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий: истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические указания. Положение, которые в принципе не поддаются такой проверке – бессмысленны. С этой точки зрения бессмысленным оказывалось все мировоззрение мышления и ряд общетеоретических положений гипотетического характер. Т.е. предполагалось создать строго научную систему знаний. Философия неотомизма. Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией, соответствующей христианским догмам. Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии – утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять церковь. Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в основе своей философия не отличается от философии своего основоположника. Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума. Психоанализ З. Фрейда Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: • бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде " случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, " странностей". Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. 2. Фрейдом выделяются две схемы психики: • топографическая; • динамическая. При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически " вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть " ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. • " Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. • " Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. • " Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, " внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции. " Я" пытается подчинить себе " Оно". Это редко удается сделать. Обычно " Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет " Я". Фрейд сравнивает " Я" со всадником и лошадью: всадник (" Я" ) с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь (" Оно" ) — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также " Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет " Я". Таким образом, " Я" человека (по Фрейду - " несчастное человеческое Я" )испытывает мощное давление с трех сторон: • бессознательного - " Оно"; • внешнего мира; • норм, запретов - " Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них. 3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются: • удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию; • вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие " цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие " разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества. 4. Что является " ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую " первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — " вторую психоаналитическую систему". Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит " либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: • в сексуальных действиях; • в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: • " выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; • вытеснен в бессознательное; • подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль). Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе. 5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему " чужим" и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса. 6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры. Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия. По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит: • к массовым психозам, всенародной депрессии; • к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов. 25 Русская философия 19 века. - более позднее чем на западе философия в самостоят знание. -интерес к проблемам философии истории -доминирование морального и нравственного в критериях познанияи практики. Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками. В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русская общественная и философская мысль разделилась на два направления: западничество и славянофильство. Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности: 26.. Философия марксизма (1818-1883) Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных, классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы человека вообще. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Маркс рассматривает отчужденный труд в следующих аспектах. 1. Рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. 2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора. 3.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы