Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Р№1. В1. Понятие мировоззрения



Раздел№1

Р№1. В1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

Структура М.: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии.. 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Предмет философии в истории философии

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философскоймудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Функции философии

1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

 

Р№1.В2. Философия античности эпохи становления

Периодизация и основные черты

1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

демократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-" досократиков":

• милетской школы — " физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

• Гераклита Эфесского;

• элейской школы;

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

• некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались " досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• философия Сократа;

• зарождение " сократических" школ;

• философия Платона;

• философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже " досократиков":

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность " сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Сенека;

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

• Тит Лукреций Кар;

• поздние стоики;

• ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

• а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое (" линия Платона" ) и материалистическое (" линия Де­мокрита" ),

 

Р№1.В4. Эллинистическая философия

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Скептицизм

Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикуреизм

Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Таким образом получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца. Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения.

Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов.

Неоплатонизм

Виднейшим из неоплатоников был Плотин, живший в третьем веке. Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое - Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое - Благо.

 

Р№1.5. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина. Схоластика её образование. Философские взгляды фомы аквинского. Основные философско-правовые идеи средневековья.

1. Средневековой теологической философией называется веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Средневековая теологическая философия отличалась замкну­тостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в про­шлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, дог­матизмом, назидательностью, учительством.

 

Схоластика — господствующий тип средневековой теологиче­ской философии, отличительными чертами которого являлись ото­рванность от реальной действительности, замкнутость, консерва­тизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Название " схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку, зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обос­новать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище " Философия — служанка богословия" ).

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. В средневековой теологической философии (схоластике) выде­ляются два противоположных направления - номинализм и реализм.

 

Аврелий Августин (Блаженный) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — " О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

ход истории, жизнь общества — это борьба двух противопо­ложных царств — Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

• Бог существует;

• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

• все — материя, душа, пространство и время — является тво­рениями Бога;

• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем;

• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.

1. Фома Аквинский — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Р№1.В7.философия 17-18 века её особенности связь с развитием науки. Решение проблемы в философии познания нового времени: эмпиризм, рационализм (Бекон, Декарт) Правовая мысль в философии нового времени..

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологи­ческое (в основе бытия лежит разумное начало)

и гносеологическое (в основе познания также лежит разум.).

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции( Бог- высшая субстанция), ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания (В качестве данного научного метода предлагается дедукция) и о " врожден­ных идеях".

Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт.

Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель.

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма - заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Р№1.В.8. Учение о субстанции её атрибутах в философии нового времни (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

материальные (вещи);

• духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных;

• мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — прот Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наибо­лее разработанной, полной и обоснованной философской сис­темы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Важная философская заслуга Спинозы — подробная разра­ботка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм, видя в нем противоречивость. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в сле­дующем:

• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

• существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее;

• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При­роду) и Бога;

• природа и Бог — едины;

Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций.

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — " единое", " единица" );

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

Р№1.В9.Учение о первичных и вторичных качествах Локка. Субъективный идеализм берклии и философский скептицизм Юма

Первичные качества непосредственно присущи самим объектам (протяженность, движение, покой, плотность, форма, ...) Эти качества удостоверяются многими органами чувств. Комплексный охват. Вторичные - вкус, цвет, запах, и т. д. не являются адекватными (соленые, пахучие, сладкие).

Джон Локк. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта - идеи. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Идеи, которые человек получает из внешнего мира основываются на первичных качествах объекта. Все познание - комплекс наших ощущений. Все качества первичны (объективны), они дают нам информацию об окружающем мире (материалистическое направление). Отвергает существование вторичных качеств. Лишь наше воображение создает иллюзию, что одни качества отличаются от других.

Беркли и Юм эмпирико-сенсуалисты - знание из чувств. Но у них, в отличие от Локка, идеалистическое направление; о воздействии внешнего мира на органы чувств они смотрят по-другому. У материалистов чувства дают верную информацию (первичные и вторичные качества). Беркли и Юм все свели к вторичным качествам, нет соответствия между нашими образами и реальными объектами.

Беркли был против деления качеств. Можно лишь оперировать идеями, имеющимися в сознании. Человек репрезентирует идеи в своем сознании. Представления о качествах объекта. Продолжил линию номинализма, воюет с абстракциями высокого уровня. Объекты - агрегаты их качеств, а о самих объектах ничего нельзя говорить. (Беркли оправдывал душевнобольных, так как неизвестно кто психически нормален.) Существует только то, что наблюдается. Мы познаем феномены и не познаем объект сам по себе.

Юм. Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм структурирует опыт восприятия ощущений. Мы не можем выскочить за наше восприятие. Могут быть впечатления, а могут быть идеи. Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; у прошлого и настоящего разная красочность. Наше сознание также неуловимо как и материя. Это тоже агрегат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует. узнать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом объяснить самому себе не дано. Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление. Тупик познания и во внутреннем мире и во внешнем. Физически невозможно узнать. Есть впечатления и идеи.

Р№1.В10. французское просвещение и философский материализм 18 века. Правовые идеи в философии французского просвящения.

Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения. В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

деистическое; (• отвергали идею личного Бога;

• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (панте­измом);

• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон­тескье, Руссо, Кондильяк.)

 

атеистическо-материалистическое; ( Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материа­листических и естественно-научных позиций, в вопросах позна­ния отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической фило­софии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.)

 

утопическо-социалистическое (коммунистическое). (К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.)

(Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, осно­ванного на равенстве и социальной справедливости.)

Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

считал, что до появления государства существовало " естествен­ное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали

государство на основе " общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и возникновение публичной власти;

• выдвинул идею " разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

• выступал за верховенство закона.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.

обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть

паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному усмотрению);

• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);

• власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами — непосредственно через собрания, сходы,

 

 

Философия Иммануила Канта

1. Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• " Критика чистого разума";

• " Критика практического разума";

• " Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге " Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре,

 

Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ  
Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых.. В мире нет ничего простого.  
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ  
   
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.  
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА  
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.  
       

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в " Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

• априорное знание;

• " вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или " все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: " Все тела протяженные", " Человеческая жизнь протекает во времени", " Все тела имеют массу". Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

" Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. " Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие (" аф­фицирование" ) на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь