Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Р3.Вопрос 3. Познание и понимание
Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и познания человеческой реальности – внутреннего мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности. Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности. Три основные функции: -когнитивная, или собственно познавательная; -регуляторная; -идеологическая. Объект понимания: *Информация, сведения, знания об окружающем или внутреннем мире субъекта. * Смысл, передаваемый информацией. Проблемы понимания: 1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности. 2. Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание. 3. Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах. РАЗДЕЛ 3 Вопрос 4. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие: — объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориальность); — рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; — проверяемость; — высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Основными принципами научного познания являются: -Принцип причинности: принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи. -Принцип истинности: Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной. - Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени Выделяют два уровня научного познания: *эмпирический *теоретический Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. РАЗДЕЛ 3 Вопрос 5..Понятие метода познания. Классификания методов.Эмпирнческис и теоретичсскне метды познаиня. Методологня права. Метод познания - процесс отражения и освоения действительного мира человеком с целью его преобразования. Классификация методов: 1) Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и другие. 2) Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. К общенаучным понятиям часто относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность» и другие. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики.На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Важная роль общенаучных методов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания. 3) Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук. 4) Дисциплинарные методы– система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. 5) Методы междисциплинарного исследования– как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п. Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта: *наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта. *эксперимент – прием научного исследования, предполагающий соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. *сравнение – выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте. Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания. РАЗДЕЛ 3 Вопрос 6 Метафизика и схоласктика как философскис мстоды познания. Основнные приниипы и закоены диалектики Всеобщие методы познания: метафизика и диалектики. Метафизика – мир находящийся в статике, а не в динамике, иногда вообще отрицает развитие. Характерно односторонность, абсолютизация отдельных объектов. Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противоположностей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксирует подвижность, текучесть жизненных процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. Основные принципы диалектического метода: - объективность предполагает ряд требований: отражение, взаимосвязь сознания и практики, единство абсолютности и относительности в истинности. - принцип всесторонности, выражающий всеобщность связей всех явлений действительности: вычленённость предметных исследований, проведение его границ; его целостностное многоаспектное рассмотрение; изучение каждой из сторон предмета; осуществление познавательного процесса как развернутого вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон - принцип системности - принцип историзма рассматриваемых явлений, когда возникло, какие этапы прошло и чем является. - принцип противоречия: выделяя противоположные стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития. РАЗДЕЛ 3 Вопрос 7. Категории единичного, o6щero и особенного, их ропь в ознании. Отдельное – обособленное образование тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное – это индив-ые, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее – существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы.
Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенное. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Поэтому всякое единичное есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным. Абсолютизация единичного, общего и отрыв их от вещей и материи служат одним из главных гносеологических источников идеализма. Реалисты – общее существует до и вне отдельной вещи, общее и порождает отдельные вещи. Номиналисты – реально существуют лишь отдельные вещи. Т.о. рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания. РАЗДЕЛ 3 Вопрос 8. Система. структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системнлго подхода. Система — совокупность элементов и связей между ними. Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей). Элеме́ нт (лат. elementum — «стихия») — самостоятельная часть, являющаяся основой чего-либо, например системы или множества. Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем. Сущность СП заключается, во-первых, в понимании объекта исследования как системы и, во-вторых, в понимании процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам. Как любая методология, системный подход подразумевает наличие определенных принципов и способов организации деятельности, в данном случае деятельности, связанной с анализом и синтезом систем.В основе системного подхода лежат принципы: цели, двойственности, целостности, сложности, множественности и историзма. Рассмотрим подробнее содержание перечисленных принципов. 1.Принцип цели ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо прежде всего выявить цель его функционирования. Принцип цели конструктивен при соблюдении двух условий: цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно; в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели. 2. Принцип двойственности вытекает из принципа цели и означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть, выступающая как единое целое во взаимодействии со средой. В свою очередь каждый элемент системы обладает собственной структурой и также может рассматриваться как система. 3. Принцип целостности требует рассматривать объект как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам. При этом не отрицается необходимость изучения отдельных сторон. 4. Принцип сложности указывает на необходимость исследования объекта, как сложного образования и, если сложность очень высока, нужно последовательно упрощать представление объекта, на так чтобы сохранить все его существенные свойства. 5.Принцип множественности требует от исследователя представлять описание объекта на множестве уровней: морфологическом, функциональном, информационном. Морфологический уровень дает представление о строении системы. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим. Глубина описания, уровень детализации, то есть выбор элементов, внутрь которых описание не проникает, определяется назначением системы. Функциональное описание связано с преобразованием энергии и информации. Всякий объект интересен прежде всего результатом своего существования, местом, которое он занимает среди других объектов в окружающем мире. Информационное описание дает представление об организации системы, т.е. об информационных взаимосвязях между элементами системы. На каждом уровне описания действуют свои, специфические закономерности. Все уровни тесно взаимосвязаны. Внося изменения на одном из уровней, необходимо проводить анализ возможных изменений на других уровнях. 6. Принцип историзма обязывает исследователя вскрывать прошлое системы и выявлять тенденции и закономерности ее развития в будущем. Прогнозирование поведения системы в будущем является необходимым условием того, что принятые решения по совершенствованию существующей системы или создание новой обеспечивает эффективное функционирование системы в течении заданного времени. РАЗДЕЛ 3 Вопрос 9. Катеroрни содержания и формы. Содержаыие и форма в праве. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга ). Диалектика Ф и С.: -Ф и С взаимосвязаны.Но она не одинакова: Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость. -Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма -разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм. -Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему © Содержание - изменчиво, форма – устойчива -Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает ( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание -Развитие обеспечивается отрицанием форм РАЗДЕЛ 3 Вопрос 10. Катсгории причины и следствия. проблема личиниости Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ). - философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление. Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей. 1.Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи )2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер (данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (Z - причинная связь )4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но понимать надо относительно ибо перерыва нет )6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления. Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают каким пульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится – это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.1. Причина может вызывать одно следствие, много следствий множество причин может вызвать одно следствие. 2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь причины и следствия необходима. 3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи: a) По внутреннему содержанию процессов: © материальные и идеальные ©энергетические и информационные ©физические, биологические, химические и социальные б) По способу проявления: ©динамические ( однозначные ©статистические ( вероятностные ) в) По познавательным основаниям: © общие и частные ©главные и второстепенные ©объективные и субъективные ©внутренние и внешние ©существующие и несуществующие. РАЗДЕЛ 3 ВОПРОС 11 Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности. В действительности необходимость и случайность - соотносительные категории, к-рые конкретизируют представление о хар-ре зависимости данного явления, выражают различные типы его связей и различную степень его обусловленности.Если необходимость демонстрирует закономерный тип связи явлений, определяемых их внутренним содержанием, то случайность - это такой тип связи явлений с окружающим миром, к-рый обусловлен внешними, привходящими причинами. Необходимое прокладывает себе дорогу через случайное. В закономерно протекающие процессы необходимости случайность как бы вносит свою долю неопределенности, задает тип вероятной связи.Необходимость может реализовываться только через случайность, ибо случайность соотносима с единичностью данного явления, обусловленного как своей природой, так и природой своего осуществления. Случайность может ускорять процесс осуществления необходимого, а может его тормозить. В этом смысле случайность выступает как форма проявления необходимости. Но соотнесенность необходимости и случайности иная, чем соотнесенность формы и содержания. Случайность в ходе развития может превратиться в необходимость. Необходимость выступает в качестве определяя-ющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример - развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий. " Необходимость" - это то, чего нельзя обойти, что " не-обойти". Случайность же - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мира. Смысл экспериментальной деятельности ученых заключается в создании таких условий, в которых исследуемая причинная связь или закон проявляет свое действие с необходимостью. В равной мере человек использует в своей деятельности знание законов, варьируя условия их действия. Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, сово купность различного рода факторов, влияющих на процесс детерминации. Сами условия существования того или иного предмета или процесса формируются объективно и тесно связаны с формированием внутренней сущности изучаемого явления. Материальные предметы, процессы, явления представляют собой определенные системные образования, относительно отграниченные друг от друга. Совокупность внутренних связей, лежащих в основе таких образований, как бы противостоит совокупности внешних связей, посредством к-рых одни материальные образова-ния связаны с другими. Внешние связи и выступают в виде условий, в к-рых реализуются внутренние существенные связи. Обращение к понятию условия является одним из путей обоснования объективного существования случайности. Другой путь обоснования объективного существования случайности был предложен Плехановым - случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходимой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию его существования. Пересечение внутре-нне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает случайность. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Другим примером могут служить несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т.д. Так, организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение к0рых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Объяснения существования случайности вариациями условий и пересечением необходимых линий существования не противоречат друг другу, а в известной мере совпадают. Например, дорожная авария выступает одновременно как результат пересечения двух независимых необходимых линий существования транспортных средств, но непосредственно дорожное происшествие возникает как результат возникновения непредвиденных обстоятельств или условий: поломка ходовой части или рулевого управления, отказ тормозов, потеря водителем сознания в силу болезни и т.п. Все эти условия являются внешними по отношению к правилам движения и законам, по к-рым создается и эксплуатируется ТС. Случайными в науке считаются также события, к-рые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при бросании, поскольку исходные условия бросания монеты определенным образом варьируются. Соответственно к необходимым относятся такие события, к-рые вытекают из существенных связей и к-рые осуществляются в стабильных условиях.
РАЗДЕЛ 3 ВОПРОС 12. Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как движение к постижению сущности. Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явление». Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности, через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате ее взаимодействия с другими вещами.Таким образом, сущность представляет собой совокупность всех необходимых свой-ств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития. К области явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей (законов).Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Явление же – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые харристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, сущность вещей материальна, представляет собой совокупность необходимых сторон и связей и существует независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Явление же, в свою очередь, тоже неразрывно связано с сущностью, не может существовать без нее. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный хар-р: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж – зрительное видение, возникающее из – за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением к-рого оно в принципе служит. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический хар-р этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого – то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. Относительный хар-р понятий “сущность и явление”, таким образом, означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка) – по отношению к его собственным проявлениям. Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких – то жестких понятиях, к-рые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.
РАЗДЕЛ 3 ВОПРОС 13 Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность. Для выявления сущности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Постигнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возможность». Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противоположность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, т.е. осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей. Любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания. Будучи противоположностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным хар-ристикам, но порознь не существуют. Возникая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Больше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других. Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступенями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вызревания предпосылок его возникновения, т.е. с существования в виде возможности, к-рая способна осуществиться лишь при наличии определенных условий. Схематически это можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действительности с присущими ей новыми возможностями. Понимание диалектики возможного и действительного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, к-рые обеспечивают социальный прогресс. Классификация возможностей. Реальные возможности, к-рые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта при соответствующих условиях осуществляются неизбежно. Формальные - обусловленные случайными свойствами и связями могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку природа случайности такова, что она порождается внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться. Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на Конкретные- это такие возможности, для осуществления к-рых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия и Абстрактные -это возможности, для осуществления к-рых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Сущностными являются такие возможности, осуществление к-рых сопровождается изменением сущности вещи, а Функциональными те, реализация к-рых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Прогрессивными называются возможности, осуществление к-рых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; Регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; Вариантными -возможности перехода одной конкретной реальности в др в рамках одной и той же стадии развития. Качественные- это возможность, осуществление к-рой приводит к изменению качества вещи. Количественные - возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной хар-ристики. Исключающей называется возможность, с реализацией к-рой другая возможность исчезает, становится невозможной; Сосуществующей - возможность, превращение к-рой в действительность не ликвидирует другой возможности.
Раздел 4 Р4.Вопр1. Общество и природа. Этапы их взаимодействия. В ХХ в в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу стала актуальной проблема отношений общества и природы. природа - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. природа — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2412; Нарушение авторского права страницы