Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 13. Неклассическая философия и ее основные направления. Постнеклассическая философия



У истоков неклассической философии стояли Ф. Шлейермахер – основоположник философской герменевтики и С. Къеркегор – родоначальник экзистенциальной философии. К основным направлениям неклассической философии, объединенным духом антисциентизма, традиционно относят: герменевтику, интуитивизм, феноменологию, философию жизни, психоанализ, экзистенциализм. Понятие «герменевтика» изна

чально означает искусство истолкования и восходит к имени древнегреческого бога Гермеса. «Философия жизни», которая парадоксальна по содержанию, представляет собой стремление за кажущейся рациональностью мира открыть его подлинную иррациональную сущность. Рациональный образ мира – величайшее заблуждение человечества. Ничего рационального в действительности нет. «Философия жизни» в своих построениях движется от кажущейся абсолютной рациональности мира к действительности все более иррационализирующейся. Это движение начинается с выдвижения новой философской категории – «жизнь». Она истолковывается как некоторая изначальность, целостность, конечный предел, за рамки которого невозможно выйти. Жизнь как данность предшествует любой мыслительной деятельности; все является производным из нее. Самым ярким представителем «философии жизни» по праву считается Фридрих Ницше (1844 – 1900). Бергсон разделяет и противопоставляет две способности нашего сознания: интуицию и интеллект. Интуиция представляет собой созерцательнопассивное отношение человека к жизни, а интеллект – активнодейственное. При этом, именно интуиция способна воспринимать жизнь целостно, непосредственно, свободно от любого практического интереса, а, следовательно, от ошибок и заблуждений. Благодаря интуиции не только раскрывается стихия жизни, но сама жизнь человека разворачивается как непредсказуемый и беспрестанный творческий акт. В отличие от интеллекта, которому подвластны только ставшие, но при этом полезные вещи и феномены, именно интуиция соответствует иррациональности жизни и ее принципиальной невыразимости в понятийной форме. В первой половине ХХ века наряду с ницшеанством и философией жизни важную роль в европейской культуре играет совокупность школ и течений, опирающихся на психоанализ З.Фрейда, который истолковывается в качестве особой формы философской антропологии. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) Впервые, в философии и в психологии, интерес концентрируется вокруг бессознательного как важнейшего феномена объяснения не только особенностей индивидуальноличностного развития, но явлений культуры, творческих процессов и общества в целом. Концепция Фрейда не выходит за рамки философского антисциентизма, утверждая сущность человека не в его интеллектуальных способностях и социокультурной природе, а, напротив, во внерациональной спонтанности индивидуального Я. Экзистенциализм или философия существования (лат. existentia – существование) является крупнейшим направлением философии ХХ века. Серен Киркегор (1813 – 1855) впервые в истории европейского интеллектуализма переориентирует философию с сущности на существования, с абстрактной истины бытия на истину субъективности, аргументируя это тем, что истина не то, что ты знаешь, а то, что ты есть. Утверждение величия человека через боль, отчаяние и выбор не только определяет форму и язык последующей экзистенциальной традиции, но и намечает ее основные линии, темы и проблемы, которые рассматриваются как в религиозном (Бердяев, Ясперс, Марсель), так и в атеистическом экзистенциализме (Хайдеггер, Сартр, Камю).

 

Вопрос 14. Аналитическая философия

Развитие и нарастающее влияние аналитической философии по праву считается одной из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия. У истоков этого направления философского знания стояли английские философы Джордж Эдвард Мур (1873 —1958) и Бертран Рассел (1872 —1970), а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге (1848—1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания — как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме. Ее предшественниками считают Гоббса, Локка, Беркли, Юма, Д.С. Милля, Маха, а также Аристотеля и средневековую схоластику, Р.Декарта, Лейбница, Канта и др. Наработанные в прежние века идеи и методы анализа человеческого опыта развиваются в аналитической философии в тесной связи с исследованием языка, в котором выражается и осмысливается этот опыт. Термин " логический анализ" ввели в употребление Мур и Рассел. Он характеризовал метод исследования, но впоследствии определил и название философского направления, практиковавшего этот метод. Круг философов " аналитической" волны несколько размыт: Г.Фреге, Дж.Э.Мура, Б.Рассела, Л.Витгенштейна, Р.Карнапа, Г.Райла, П.Стросона и других объединяет не столько тематика или тип философских концепций, сколько стиль философствования. Его общая характерная черта — детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем. Главные цели философии анализа — выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение " прозрачного" соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.

Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого направления в основном занимаются философией и логикой науки в русле сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор. С их точки зрения философия укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка. В основу философии логического анализа легли идеи Фреге и Рассела, а также концепция " Логикофилософского трактата" Витгенштейна, сыгравшая важную роль в формировании принципов всей аналитической философии. Истоки лингвистической философии связывают с деятельностью Мура. Зрелая же концепция этого направления тоже была разработана Витгенштейном — во второй период его творчества.

 

Вопрос 15. Философия коммуникативного действия.

Ясперс различает в человеческом " я" несколько уровней, и каждому из этих уровней соответствует свой способ общения:

1)эмпирическое " я". Это – " я", отождествляющее себя (и " я" других людей) с природным телом. Эмпирическое " я" подчинено инстинкту самосохранения, стремится к удовольствиям и избегает страданий, – в общем преследует утилитарные цели. Эмпирический индивид относится к другим людям как к средству для удовлетворения своих потребностей. Потому и общение индивидов на этом уровне является не целью, а только средством для самосохранения, безопасности, наслаждения;

2)сознание вообще. На этом уровне " я" осознает себя носителем знаний. Рассудочное " я" мыслит категориями, научными понятиями, стремится к правильности мышления и поведения, подчиняется общезначимым нормам. Индивиды на уровне " сознания вообще" различаются между собой количеством усвоенных знаний, а " качественно" все считаются равными. Общение между ними основано на формальноправовом принципе " равенства всех перед законом" и представляет собой " обмен мыслями" "

3)" я" на уровне духа. Это – " я", осознающее себя частью целого (народа, нации, государства), чемто особенным. В сфере духа, писал Ясперс, " отдельный индивид осознает себя стоящим на своем месте, которое имеет свой особый смысл внутри целого и определяется последним. Его коммуникация – это коммуникация отдельного члена с организмом. Он отличается от всех остальных, но составляет с ними одно в объемлющем их порядке"

 

Вопрос 16. Синергетика

Слово «синергетика» обязано своим происхождением древнегреческому «сенергейя», что означает содействие, сотрудничество и соучастие. Синергетика изучает так называемое, междисциплинарное, не относящееся к какойто определенной науке направление исследований, которое осваивает общие процессы переходов хаоса в упорядоченное состояние и обратно. Она также используется в химии, физике, биологии, экологии, социальных и множестве других наук.

Основные понятия синергетики были введены в употребление немецким физиком Германом Хакеном в семидесятых годах прошлого века, хотя сам термин был создан английским физиологом Шерингтоном еще в девятнадцатом веке. В своей давно ставшей классикой работе " Синергетика" Хакен отмечал, что для многих дисциплин кооперация разных частей одной системы всегда приводит к созданию макроскопических структур или функций, которые впоследствии вызывают изменения, ведущие к самоорганизации.

Синергетика в философии, социальных и естественных науках занимается системным подходом и утверждает, что помимо пространства и времени объекты постоянно находятся в некой определенной взаимосвязи, что вызывает появление новых свойств, которыми объекты сами по себе не обладают.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь