Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 19. Онтология как учение о бытии
Онтология – это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»). Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Целесообразно выделить следующие формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Б. природы как целого; 2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей. 3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества. Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. «Вторая природа» бытие вещей и процессов, произведенных человеком, зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем.
Вопрос 20. Пространственновременная структура материального бытия Бытие едино и имеет устойчивые основания этого единства. Оно обладает всеобщими, универсальными признаками и свойствами. Бытие – это материя, динамика, пространство, время. Пространство отражает рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Время отражает чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Понятия пространства и времени имеют как общие, так и специфические свойства. К общим свойствам относятся: объективность, бесконечность и неисчерпаемость, неотъемлемость пространства и времени по отношению к бытию.Пространство трехмерно, а время одномерно; Пространство обратимо, т.к. возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого – к настоящему – и к будущему. В истории науки сложилось два основных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциальный и реляционный. Реляционный подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами, объектами, системами, поэтому на разных уровнях организации бытия эти свойства могут изменяться. Субстанциальный подход трактует пространство и время как особые первичные, фундаментальные, самостоятельные по отношению к объектам сущности, служащие своеобразным вместилищем мира.
Вопрос 21. Диалектика как философская теория развития бытия Диалектика – учение о всеобщих, универсальных законах взаимосвязи, движения и развития природы, общества и духовнопознавательной деятельности человека; умение вести диалог, спор, беседу, строить доказательства и формулировать выводы. Объективная диалектика – это принципы и законы, которые отражают сущность бытия; Субъективная диалектика – это правила построения мысли, способы и принципы познания развивающегося мира. Диалектику разрабатывали – Гераклит, элеаты, Сократ, Платон, Аристотель. В Средние века диалектика входила в школьную программу как одно из семи искусств и обозначала умение логически рассуждать. Развитие – это движение материальных системных объектов, при котором происходит необратимый, направленный и закономерный переход от одного качественного состояния системы к другому ее качественному состоянию. Философская теория развития – диалектика – была создана раньше, чем ее научные верификации. Это обстоятельство подчеркивает универсальный характер философских принципов, их методологическую и прогностическую роль в познании.
Вопрос 22. Принципы и законы диалектики Принципы диалектики вводят представление о развитии как объективном, взаимосвязанном, системном, детерминированном процессе. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон. В различных сферах бытия этот закон имеет специфические характеристики. В неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека, но человек своей деятельностью может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологий. В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. В социальных системах противоречия напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием. Конкретные проявления противоречий позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок. Качество – это философская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами. Социальная философия качества отражает соответствие предмета, артефакта ожидаемым потребностям потребителей. Эта философия разработала методологию качества, в рамках которой важную роль играют организационные структуры. Их деятельность связывается с понятием менеджмента качества. Количество – это философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах. Мера – это философская категория для отражения диалектического единства качества и количества, или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок – это философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Преемственность отражает связь между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию, Одним из условий преемственности является сохранение способности системы к самоорганизации.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы