Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские идеи в культуре Киевской Руси.



Философская мысль Киевской Руси являет собой достаточно оригинальное образование, сложившееся под влиянием византийской, античной, болгарской культуры, а также культур других стран Запада и Востока. В истории культуры Киевской Руси принято считать переломным Х век, когда принятие христианства способствовало проникновению философско-социологических представлений через освоение достояний античной, средневековой греческой и византийской письменности путем их переводов на славянский язык. Особенно усиленно переводческая деятельность развивается при Ярославе Мудром (1019 - 1054. Необходимость переводить произведения древних мыслителей, как христианских, так и языческих на славянский язык способствовала созданию своего литературного языка, а переводные сочинения византийских мыслителей не только стимулировали движение философско-социологической мысли на Руси, но и вводили новые философские термины в русскую литературную речь.

К наиболее выдающимся древнерусским любомудрам относят: 1) Илларион Киевский (митрополит Киевский во время Ярослава Мудрого), наиболее выдающимся произведением которого является “Слово пор закон и благодать”, где он пытается решить определенные историко-философские проблемы посредством сравнения старого и нового заветов. Также в его работе получают свое развитие идеи равенства народов и демократии, которые призывают укреплять и сохранять единую общность славян как часть единого мира. Илларион разделяет мировую историю на такие фазы: Идолопоклонничество; Иудаизм (утверждение единобожия); Торжество Христианства. Философия Иллариона имеет вид исторического оптимизма, где особое место принадлежит Руси, которая может воплотить в себе славу Божью; 2) Даниил Заточник (Затворник) (XII или XIII век) - уроженец Переяславля, писатель, чьму перу принадлежат два произведения - «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника». В «Молении» представлены идеи морально-философского характера: независимость ценности личности от сословия, дух и физическая сила неразрывно связаны с сердцем (моралью), опора сердца – в мудрости (воплощение знания в личном опыте) и красоте. У него впервые видим идею мудрого правителя; 3)Кирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/58 гг.) - диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136 г.) и предполагаемый автор «Вопрошания Кирикова» (не ранее 1147 г.), выдающийся средневековый математик, церковный писатель, летописец и музыкант; 4) Кирилл Туровский (1130-1182) - церковный деятель и писатель, став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. В своих полемических произведениях философского характера («Слова», поучения, молитвы, каноны) он рассматривает такие вопросы: а) человек должен иметь силы оставаться высокоморальным в мире, а не бежать в монашество; б) разум опирается на чувства, но разум несовершенен и можно впадать в заблуждение; в) отождествление веры и разума; г) единство души и тела; д) человек общается с богом через природу; 5) Владимир Мономах (1053-19 мая 1125) - великий князь смоленский, черниговский, переяславский, киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Во времена его правления Русь достигла набольшего единства и расцвета. В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость. Он считает, что есть три самых важных вещи на пути к Богу – покаяние, слезы и милостыня. Владимир Мономах отрицает необходимость церкви и священников при общении с Богом, утверждая, что лучшая молитва – тайная, из-за чего у него были противоречия с византийским обществом. Основную мысль его «Поучений» можно выразить так: если благодать будет внутри людей, то они сами будут поступать по закону Божьему; 6) Летописец Нестор - древнерусский писатель, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет», где отражены идея богоизбранности славянского народа и понимание истории как борьбы добра и зла (для победы добра необходимо прекратить междоусобные войны); 7) Никифор был приверженцем принципа единства души и тела. Он разделял силы души на три основные составляющие: - словесная (логос); - лютая (страсти, эмоции); - желающая (воля). Никифор размышлял над идеей борьбы божественного логоса и воли и полагал, что мудрость необходима для разрешения этого испытания; 8)Лука Жидолта - епископ, который проповедовал любовь и смирение как основу благосостояния общества.

Становление философствования в Киевской Руси привело к формированию концепции «монументального историзма», основными темами которого становятся проблемы человека и мира, главенство разума и идеи равенства народов.

Собственно философия в европейском понимании слова появляется в нашей стране даже не с её христианизацией, а значительно позже. В эпоху Киевской Руси не существовало школ, в которых могла бы преподаваться философия, оставшаяся в наследство христианству от античности. Европейская философия или её элементы начинают преподаваться в школах лишь в XVI – XVII вв.

35. Значение Киево-Могилянской академии для развития философии в Украине. Философские поиски Григория Сковороды.

Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 – 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры. В Киево-Могилянской академии философия вводится как специальный предмет изучения. Основное внимание уделяется проблемам познания природы и человека. Разделяя философские идеи Возрождения, философская мысль видит свое предназначение в осмыслении законов природы, а значит и законов существования самого человека, законов его мышления, содержания его внутреннего мира. Философия уже себя представляет не только в теоретическом смысле, но и через практическую направленность.

Не оставалась академическая мысль в стороне и от классических проблем средневековой гносеологии - активно обсуждала проблему универсалий. В трактовке этого вопроса Киево-Могилянская философская культура тяготела к умеренному номинализму с его эмпирико-сенсуалистической направленностью, считая, что общее существует двояко: в вещах и в понятиях, которые являются знаками существующих вне разума вещей. И критикуя утверждения реализма, согласно которым понятия предшествуют вещам, философская мысль академии настойчиво проводила идею о том, что общее существует в вещах, выступает их общей основой, объединяет вещи и повторяется в подобном. Такое творческое переосмысление традиционных философских проблем выгодно отличало философскую культуру Киево-Могилянской академии, оно способствовало многоплановости и систематизации философского знания, углубленности и широте проблематики.

В лекционных курсах П. Могилы, Ф. Прокоповича особое внимание уделялось проблемам взаимодействия человека и государства, государства и церкви. Так, например, в духе теории естественного права украинские мыслители считали, что государство существовало не всегда, ему предшествовало существование людей без государственного регулирования общественных отношений. Однако, если европейская общественная мысль объясняла необходимость появления государства проявлением человеческого эгоизма, который приводит к войне всех против всех (Т. Гоббс), то социально-философская мысль Киево-Могилянской академии не исключала в догосударственном периоде мирных и гуманных форм человеческих отношений, объясняя это тем, что человек изначально ориентирован на позитивные социальные поступки. (Так, например, Феофан Прокопович считал, что человек, обладая свободой воли, творит и зло и добро, но по природе своей более склонен к добру.). Сама же государственная власть, по мнению отечественных мыслителей, скорее, призвана охранять природные права человека (на жизнь, свободу совести, право частной собственности), чем обуздывать антисоциальные формы поведения человека, хотя, безусловно, ее роль в государстве подразумевает и эту функцию.

Проблема счастья в философских идеях Киево-Могилянской академии звучит соответственно духу времени и идеологии Просвещения. Счастливым считается тот, кто живет, руководствуясь соображениями разума, признает авторитет знания и науки и понимает, что счастье - не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей. " Законы природы - суть законы разума" - отчетливо звучит в антропологической проблематике лейтмотив эпохи Просвещения.

Значение Киево-Могилянской философской традиции велико не только потому, что она дала мощный толчок развитию отечественной просветительской концепции и представила философию как особую форму научного знания, отделенную от богословия, но еще и в том, что как ни какая другая философская культура этого периода способствовала направленности философии в плоскость мировоззренческого контекста, понимания человека как ценности и самоцели истории.

Впервые в истории украинской культуры Г. Сковорода наиболее зрело разработал философию, в которой четко реализовались важнейшие черты украинской ментальности: экзистенциализм, абсолютная свобода, устремленность в самопознание и т.д. Основными положениями философии Сковороды являются идеи о двух натурах и трех мирах. Три мира: макрокосм (природа), микрокосм (человек) и " мир символов" (духовный мир символов Библии) представляют себя в " двух лицах" - видимой натуре, внешним, не подлинным бытием и невидимым образом - истинным бытием божественного смысла. Существуя в одном целом, видимая и невидимая стороны образуют целостность мира, в частном случае - целостность человека

Философия Сковороды оригинальна своей парадоксальностью - к идее целостного мира и целостного человека Сковорода приходит через дуализм материального и идеального. Говоря о том, что в мире существует единое начало, которое пронизывает и множество миров (" а я вижу в нем единое начало, так как един центр и один умный цыркул во множестве их" ), Сковорода в одном случае трактует начало как нечто материальное (" Природа есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина" ), в другом - понимает начало как божественную сущность (" начало и конец есть то же, что бог" ).

Не сумев правильно решить вопрос о соотношении материального и идеального, Сковорода стал на дуалистическую позицию признания двух начал. Утверждение о том, что они не разграничены непроходимой стеной и представляют единство в различии и различие в единстве, не снимало противоречия. Чувствуя это, Сковорода стремился преодолеть противоречие, говоря, что " два кота в меху скорее, нежели два начала, поместятся в мире". Выход ин искал в стремлении все свести к единому началу, которое у него выступало в одном случае как материальное (" Природа есть первоначальная всему и самодвижущаяся причина), в другом - как божественная сущность (" Начало и конец есть то же, что бог, или вечность" ).

Важное место в философских взглядах Г. Сковороды занимает теория познания, которая также несет на себе отпечаток противоречивости его системы. Исходным пунктом его гносеологии было признание познаваемости мира и вера в неограниченные возможности человеческого разума. Однако с этим, Сковорода наивно полагал, что источником познания духовной сущности вещей является именно Библия, хотя она же и не имеет, по его глубокому убеждению, никакого отношения к миру " обительному", т.е. миру вещей. Саму же теорию познания Сковорода связывал с самопознанием, а отсюда и с этикой. Колеблясь между абстракто-моралистической и конкретно-социологической постановкой вопросов, Сковорода часто видел причину моральных оснований человека в его " воле" и " сердце", которое он понимал как центр духовности человека, основание его индивидуальной жизнедеятельности и принцип его социального существования.

36. Философские идеи в творчестве деятелей украинской культуры 19-20 веков (Кирило-Мефодиевское братство, кардиоцентризм Памфила Юркевича).

ХIХ век занимает особое место в истории украинской культуры. Именно в этот период философия национальной идеи романтическим образом растворяется в литературно - публицистическом творчестве мастеров художественного слова. Плеяду славных имен представляют Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), Иван Франко (1856-1916), Михаил Коцюбинский (1864-1913), Леся Украинка (1871-1913) и другие. Их философское мировоззрение и творческая тема формировались под воздействием общих закономерностей развития мировой художественной культуры, влиянием культур братских славянских народов, свободолюбивой этнической ментальности украинского народа. Именно тема репрезентации нации как целостного этнического образования и становится доминантной литературной линией в литературном творчестве деятелей украинской культуры.

Кирилло-Мефодиевское братство (декабрь 1845 – март 1847) – тайная политическая организация, назвавшая себя в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Имела ярко выраженную антикрепостническую направленность. Общество состояло из двух групп, которые имели разные политические взгляды: левой, революционно–демократической (Т. Шевченко, Н. Гулак, Н. Савич, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.) и правой, буржуазно-либеральной (Н. Костомаров, П. Кулиш, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков). Идейные разногласия в братстве не помешали членам Кирилло-мефодиевского общества оставить огромное историко-культурное и философское наследие, которое заслуживает отдельного внимания.

Философия братства больше других связана с историей и культурой народа. Кирилло-Мефодиевцами были созданы два уставных проекта – «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» (Н. Костомаров) и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия» (В. М. Белозерский). Первый документ основан на таких идеологических концепциях: познание украинской души, миссия Украины, поиск исторического смысла страны. На формирование мировоззрения П. Кулиша заметно повлиял Григорий Сковорода. Это заметно по таким его взглядам: – в человеке происходит борьба двух начал (духовного и телесного); – основа познания – сердце; – украиноцентричность. Однако философская концепция П. Кулиша намного шире, чем у Г. Сковороды. Кулиш пытается осмыслить культуру и историю Украины в контексте взаимодействия прошлого и будущего, исконно украинского и привнесенного и делает выбор в пользу Украины, защищая ее национальные ценности (культуру, язык, менталитет), что имеет оттенок националистического консерватизма и культурного изоляционизма.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861) – известный украинский и русский поэт и прозаик, художник. Литературное наследие Шевченко считается основой украинской литературы и во многом современного литературного украинского языка. Знаковой фигура национального самосознания, влияние которой ощущается и по сей день.

Взгляды Шевченко характеризуются материалистичной и атеистической направленностью, что отличает его от других философов Кирилло-Мефодиевского братства. Концепцию его поэтического слова можно описать как «философию трагедии» (В.С. Горский), что означает осознание человеком драматичности жизни. Как и соратники по Кирилло-мефодиевскому братству, Шевченко полагает причиной трагичности украинской истории конфликт («проклятие»), что неразрывно связан с историческим развитием. Однако спасением может стать политическое преображение страны путем революции.

Философская позиция Т. Шевченко крайне патриотична, нравственна и «кардиоцентрична», что объясняется характерными свойствами украинской ментальности. Отличительной чертой его жизни и творчества является осознание себя и мира посредством постоянной «работы» сердца и эмоций. Отсюда и образ сердца в его поэзии как живой самостоятельной единицы в человеке

Среди оригинальных философских взглядов, с полным правом претендующих на стройность и концептуальность, находится философская позиция Памфила Юркевича, создателя так называемой " философии сердца" или " кардиоцентризма". Он - профессиональный философ, профессор философии Киевской духовной академии, глава кафедры философии Московского университета, декан историко-филологического факультета.

Философия Юркевича имеет своеобразный национальный колорит, хотя бы потому, что фокусируется вокруг теоретического осмысления идеи сердца. В этом плане перед нами не только вклад в концептуальную копилку мировой философской культуры, но и действительное отражение этнического своеобразия украинской философии.

Концепция Юркевича предлагает своеобразное решение вечного философского спора о соотношении материального и идеального - через проблему человека. Истина не есть какое-то соответствие чего-то с чем-то, истина онтологична, познание истины возможно только как осознание своего бытия в истине, т.е. как постижение нравственного закона в собственном сердце. Здесь и появляется философия как целостное мировосприятие, направленное к вечному и Божественному - Добру и Красоте. Поэтому философия, " как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов".

В литературном наследии деятелей украинской культуры Х1Х-начала ХХ века философские идеи не представлены в чистом виде, они растворены в слове, обращенном к простому человеку, поэтому, с одной стороны - кажутся понятными и естественными, с другой - не всегда поддаются четкому осмыслению и констатации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь