Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Познание как отражение. Формы и уровни познания.
Познание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Субъект – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Обычно выделяют следующие уровни познания: обыденный, научный, художественный, религиозный, мифологический, философский. Каждый из них имеет свою специфику, но в то же время они объединены общими гносеологическими категориями: истины, знания, веры и пр. Каждый из уровней незаменим и необходим для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать его и жить в нем. Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, в которую часто включают и перинатальный период. Однако, несмотря на относительную простоту обыденного познания, существует несколько различных его трактовок. Главное расхождение в трактовках связано с пониманием того, каким является сознание новорожденного: или это «чистая доска», или в нем уже присутствуют «врожденные идеи». Познание имеет две стороны — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Формы чувственного познания: 1) ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств; 2) восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств; 3) представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы рационального познания: 1) понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления; 2) суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении; 3) умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное — умозаключение от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение от общего к частному. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Особенности чувственного и рационального познания. Чувственное познание: непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Рациональное познание: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы