Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль философии в становлении античного идеала науки



Роль философии в становлении античного идеала науки

Авторский текст//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 182 – 186, 209-216

Каковы социокультурные предпосылки становления и развития древнегреческой философии?

Микенский период древней Греции во многом был аналогичен восточным деспотиям и ничем особым не выделялся. Однако завоевание Микенской Греции в XII в. до н.э. племенами дорийцев нарушило этот устоявшийся и апробированный тысячелетиями социальный порядок. На первый взгляд произошло разрушение прежней культуры, Греция оказалась откинутой назад, но при этом произошло слияние культур, на основе, которой выросла новая культура. Дорийские завоева­тели, стоявшие еще на племенной стадии социального развития, но исполь­зовавшие железные орудия труда и войны, при столкновении с микенской культурой и государственностью не только разрушили последнюю, но и дали новый импульс социальному и культурному развитию Древней Греции. На этой почве и возникли все необходимые условия возникновения новой философии. новая система социальных отношений приняла форму древнегреческого города-государства — полиса. В это же время Греция превращается в своеобразный перевалочный пункт торговли. Много жителей участвовало в торговле. Они не были втянуты в традиционные виды хозяйства. Огромная роль торговли, посреднической деятельности в хозяйственной жизни горо­дов, требовавших инициативы, предприимчивости и самостоятельности их граждан, обусловили своеобразие социального и политического устройства древнегреческого полиса. Это устройство сводилось к конкуренции равных инициативных людей. Это привело, что уже на ранних этапах возникла необходимость логически доказывать своё мнение. пытается найти закономерности бытия всего сущего для того, чтобы не только выжить, но даже процветать в необычных для себя новых условиях. Поэтому именно для греков актуальными стали проблемы соотношения сущности и явления, бытия и мышления, проблемы изменения этого бытия, приведение его к разумным основаниям. Процесс обсуждения и решения этих проблем явился сильнейшим импульсом для обоснования и развития научного знания. Бурная политическая жизнь, чрезвычайно высокая социальная активность его граждан заставляла мыслителей размышлять над проблемами социального образа человека, над социальными отношениями между людьми и над политической организацией общества. Философы пытаются классифицировать различные формы госу­дарственного устройства, найти общезначимые для огромного разнообразия типов государств, социальных отношений законы функционирования обще­ства, без учета которых любой тип государства рискует погибнуть.

Почему философия досократиков можно считать космоцентричной?

В мифологии Древней Греции, несмотря на ее подчерк­нуто рационалистическую эстетическую и гражданскую стороны, содержится некий иррационально-мистически и элемент. Можно согласиться с Е. Доддсом в том, что рационализм греков уже начиная с рационализации мифа, направлен не на то, чтобы преодолеть и освоить иррациональное, сколько на то, чтобы спастись от него и приспособиться к нему. Иррационально-мистические элементы духовной жизни древних греков наиболее очевидно проявляются в орфических культах, в уважении к дельфийскому оракулу. Мифологические представления, «светлые» олим­пийские боги как бы уходят на задний план, хотя и не покидают сцену духовной жизни Древней Греции. От милетской школы до Демокрита философы заняты Построением умозрительной модели мира, проблемой его происхождения из некоего первоначала, будь-то вода, воздух, апейрон или атомы. В этой модели Мироздания и мирогенезиса олимпийским богам или нет места вовсе, или роль их крайне ограничена, вторична, зависимая от законов упорядоченного целого всего существующего. Рассуждая о природе вещей, философы досократики пытаются понять закономерности, которые, управляя упорядоченным целым, космосом, управляют и человеческим обществом как частью этого космического целого.

Каковы социокультурные предпосылки появления школы софистов? В чём заключается особенности мышления софистов?

Только в условиях полисной демократии могла развиваться философия древней Греции. В этих условиях развивается и софистика. Они впервые выдви­нули идеи договорного происхождения государства, естественного права, естественного равенства людей и неотчуждаемых прав человека. Порой вызывающие высказывания софистов об относительности всех освященных временем традиций и законов, приводившие в ярость традиционалистов и консерваторов, имели под собой то основание, что софисты рассматривали самих себя как своего рода наставников в гражданской жизни полиса. Они учили граждан отстаивать свои интересы и убеждения с помощью логических и риторических приемов, но не считали себя людьми, обладающими абсо­лютным знанием по всем вопросам, которые поднимались в общественной жизни полиса. Даже Платон, которого ни в коем случае нельзя обвинить в доброжелательном отношении к софистам вообще и к Горгию в особенности, отмечал, что Горгий «не дает обещания быть учителем мудрости, но только учить прекрасно, говорить». Поскольку же софисты не считали самих себя полномочными говорить как бы от лица абсолютной истины, то тем более они отвергали притязания на абсолютную истину со стороны кого бы, то ни было.

Какова роль Сократа в развитии античной философии? В чём заключается сущность его учения?

Философская деятельность и жизнен­ная судьба Сократа отражает кризис полиса как социально-политической системы.Кризис, а затем и крах полисной системы был обусловлен не экономичес­ким упадком или внешним завоеванием, а экономическим ростом и внешней экспансией древнегреческого полиса. Доминирование новых видов собствен­ности, связанных с активной внешней торговлей, приводит к социальной и имущественной дифференциации среди граждан, а также к усилению тех групп населения полиса, которые стояли вне рамок гражданского коллектива. «Новые греки» начинают тяготиться демократической системой, связанной с определенным уравниванием имущественного и социального положения всех членов общества. Интересы отдельных социальных групп начинают домини­ровать по отношению к интересам общества в целом, на котором строилась вся социальная система античного полиса. Сократ отказывается от строения грандиозных натурфилософских систем своих предшественников, сосредотачивается исключительно на анализе рациональной обоснованности социально-этических норм, регулирующих отношения между людьми. Сократ рассматривает дискуссию, спор как средство достижения абсолютной истины. Сократ сделал вывод о том, что знание уже само по себе является добром, поскольку зло проистекает от человеческого невежества. Философский рационализм Сократа почти целиком посвящен обоснованию фундаментальных и вечных понятий, лежащих в основе морально-поли­тических отношений между людьми: справедливость, мужество, красота, добродетель и т.д. Однако сами эти понятия, с точки зрения Сократа, не выводятся заново разумом, поскольку они присущи от рождения челове­ческой душе, и лишь раскрываются и проявляются во всей своей полноте с помощью философской дискуссии.

Плотин, Ч 1, с 202-203

Платон, Ч1, с 192-193

Мир идей статичен. Мир идей помещается Платоном за небесным сводом. Мир идей устроен иерархически: частные идеи подчиняются более общим. Высшей идеей Платон называет идею блага. Материальный мир производен от идей, вторичен, зависим от них. Всё материальное является синтезом бытия и небытия, благодаря чему вещи всегда изменчивы, возникают и уничтожаются. Сущность материальной вещи определяется её причастностью к той или иной идее. Материальная вещь является подражанием свой идее. Мир был создан неким Творцом (Демиургом), устроившим его наилучшим образом, сообразно математическим пропорциям Миф о пещере Наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей Учение Платона о душе Человек состоит из двух начал: материального тела и души, являющейся представителем мира идей. Подобно всем материальным вещам тело рождается, развивается и разрушается. Душа же как идеальное начало вечна, бессмертна. Платон в диалоге «Федон» выдвигает ряд доводов в пользу бессмертия души. Тело и душа противопоставляются Платоном. Тело является для души темницей, из которой она пытается освободиться. Душа желает смерти тела и занятия философией - подготовка к смерти, поскольку они отвлекают душу от всего телесного. Платон верил в теорию метемпсихоза (переселения душ). После смерти тела душа возносится в мир идей, а затем вселяется в новое тело. Платон впервые выделяет три части души 1. Вожделеющая - отвечающая за питание и продолжение рода. Она пребывает в брюшной полости. 2. Страстная - порождающая эмоции: страх, гнев, любовь и др. Она находится в грудной клетке. 3. Разумная, размещающаяся в голове. Преимущество должно быть у разумной части души. Учение Платона о познании Познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь мнение; достоверное, твёрдое знание мы можем получить лишь изучая идеи. Чувствами можно познать лишь материальные вещи, идеи же доступны лишь оторванному от чувств, умозрительному познанию. Чтобы достичь знания, следует отрешиться от чувств. Таким образом, Платон - последовательный рационалист. Настоящее знание не есть ни ощущение, ни даже правильное мнение с определением («Теэтет»). Познавать следует не единичные объекты, а общее. Всякое знание есть припоминание (анамнезис) того, что душа видела в мире идей. Основное правило познания: «Найти знание в самом себе», припомнить. Познание доопытно, априорно. В качестве главного метода познания у Платона выступает субъективная диалектика понятий. Диалектику Платон называет вершиной всех наук. Науки должны служить познанию мира идей и носить теоретический характер, практическое применение результатов научной деятельности принижает науку.

 

 

Лосев, Ч1, с 183-186

1) Какое содержание вкладывали древнегреческие философы в понятие «Космос»?

Космос (греч. κ ό σ μ ο ς ) — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую. рассматривает космос как живой, соразмерный организм, обладающий разумной душой, а человека — как часть космоса.

Аристотель, Ч1, ст 193-196

Роль философии в становлении античного идеала науки


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь