Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чем эти движения отличаются друг от друга? ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Жан Кальвин выдвигает, а его последователи доводят до крайней степени идею о предопределенности спасения или гибели человеческой души. В результате реально господствующей иерархии сословного средневекового общества кальвинисты противопоставляли иерархию спасенных и проклятых. Однако, поскольку знак о спасении той или иной души связан с тем, насколько данный человек отказывается от эгоистических притязаний и делает свою мирскую жизнь и собственную личность орудием божественной воли, то реально существующее правовое неравенство между людьми не имело никакого отношения к предопределенности спасения. Таким образом, кальвинизм отрицал существующую политико-правовую иерархию средневекового общества. В то же время, связывая знак о спасении с идеей мирской аскезы, кальвинизм отнюдь не отрицает социальное неравенство, поскольку, признавая неравенство способностей людей, он тем самым признает неравенство социального и имущественного положения этих людей в реальной социальной жизни. О Ж. Кальвине как о Ленине реформационного движения пишет один из крупнейших знатоков богословской мысли эпохи Реформации Алис-тер Маграт. 3)К каким последствиям в области философии, научного познания и социальной теории привело реформационное движения: Таким образом, развитие концепций веры и источников вероучения в работах идеологов Реформации приводило к важным последствиям не только для религиозной, но и светской мысли: — от представлений о личностном характере веры к понятию о надличностном характере истины; — от самоконтроля верующего над собственными поступками к критическому отношению к религиозным и светским авторитетам; — от понимания веры как условия спасения к пониманию разума как естественного света Откровения; — от рассмотрения Священного Писания как единственного источника содержания религиозной веры к деистической концепции критики Писания; — от идеи всесвяшенства и критики церковной иерархии к идее политического и социального равенства и к критике политической и социальной иерархии позднесредневекового общества; - от концепции мирской аскезы к идее саморазвития личности; — от десакрализации церковных обрядов и таинств к десакрализации социальных традиций и норм феодального устройства общества; — от идеи невмешательства светской власти в дела религиозной совести к критике вмешательства государства в мирские дела индивида. высшее проявление реформационного движения, с другой — окончание и завершение первого проекта модерна европейского общества. 5)Почему в итоге реформации Теоцентрическая парадигма социального знания уступила доминирующую роль в социальном знании естественно-правовой парадигмы: эволюция социально-политических концепций реформационного движения приводит к следующим следствиям: 1. Государство и светская власть в целом начинают рассматриваться как институты чисто земные и светские, не имеющие никакого отношения к религиозной жизни и спасению души. Тем самым обосновывается концепция невмешательства государства в дела религиозных объединений и в их вероучения.2. Поскольку государство рассматривается как чисто земное учреждение, как институт, созданный самими людьми, то начинается поиск чисто светских корней его образования, которые радикальные реформаторы находят в общественном договоре.3. Поиск путей, ограничивающих вмешательство государства в дела религии и церкви, приводит радикальных реформаторов к критике абсолютной монархии и к идеям разделения властей как условию легитимности государственной власти. При этом законодательная власть рассматривается как власть представительная, избираемая гражданами данного государства.Вследствие секуляризации социально-политической теории реформационного движения всё в большей степени отходила на задний план религиозная аргументация в обосновании назревших социальных изменений позднефеодального общества. Представители каждого социального слоя этого общества, высказывая свое отношение к социальным изменениям, которые происходили в результате Реформации, опирались уже не на религиозные, а на политические аргументы. Концепции религиозной реформации, таким образом, постепенно трансформировались в идеи политической революции. Так, в результате 'Великой английской революции как высшего подъема реформационного движения и переосмысления итогов и результатов этой революции в философской и общественной мысли второй половины XVII в. происходила смена парадигм социального знания. Теоцентрическая парадигма уступила свое господствующее место в социальном знании естественно-правовой. 6)Как впоследствии развивались консервативное и радикальное направление в христианстве: В XX век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниям и движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. Врезультате в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.В то время, когда социальные волнения и стремления к обновлению общества охватили весь мир, религия оставалась оплотом тех сил, которые противились любым переменам, стремились сохранить старые порядки. Поэтому в начале века она подверглась справедливой критике за то, что занимается потусторонними проблемами, в то время когда человек страдает здесь и сейчас. Критика была обращена и к католической иерархии европейских и латиноамериканских стран, и к русской православной церкви, которая прислуживала самодержавию, и к протестантским церквам, защищавшим интересы высших и среди их классов в Англии, Северной Америке, Бельгии, Германии.После окончания Второй мировой войны вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиции религии, росту ее влияния. Кризис европейской цивилизации, последовавший за первой войной, подрывал веру в науку и прогресс, в действенность светских гуманистических ценностей. Именно в это время религии более чем когда-либо вступают в диалог с «миром». Они ищут возможности внести вклад в решение проблем, вставших перед обществом, в сотрудничестве с «миром», а не в изоляции от него.На этой общей основе политическая и социальная деятельность церквей в зависимости от многих конкретных обстоятельств места и времени, включая особенности и традиции каждой религии, принимает различные Формы. Это может быть призыв к возрождению традиционных ценностей и ориентация на консервативные социальные цели как реакция на периоды социального брожения и политической нестабильности (направленность протестантского фундаментализма в США 70-80-х гг. XX в.). Но это может быть и религиозно мотивированная ориентация на переустройство общества, например, получившая особенно широкое распространение в Латинской Америке «теология освобождения».
М. Лютер// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. С. 241-244: 1)Почему и как Лютер критикует католическую церковь и римского папу: Человек является наместником [заместителем] только в том случае, если тот, кто стоит над ним, отсутствует. Если папа правит, в то время, пока Христос отсутствует, и не обитает в его сердце, то кто же он еще, если не наместник Христа? Что же тогда представляет собой церковь, управляемая таким наместником, если не сборище людей без Христа? Кто же тогда, в самом деле, этот наместник, если не антихрист и не идол? Насколько же более правильно апостолы называли себя слугами существующего Христа, а не наместниками Христа отсутствующего? Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. У сапожника, кузнеца, крестьянина и у каждого есть свое ремесло, должность и дело, и все же все они в одинаковой мере являются посвященными священниками и епископами; и каждый, исполняя свою должность или занимаясь своим ремеслом, обязан приносить пользу другим и служить им. И точно так же, как все члены тела служат друг другу, множество занятий сообща направлены на содействие телу и душе. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы