Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Ограниченность верификационного критерия




Ограниченность верификационного критерия

Верификационный критерий теоретических утверждений скоро заявил о себе своей ограниченностью, вызвав многочисленную критику в свой адрес. Узость метода верификации прежде всего сказалась на философии, ибо оказалось, что философские предложения неверифицируемые, так как лишены эмпирического значения. На эту сторону недостатка доктрины логического позитивизма указывает Х. Патнэм [2].
Средний человек не может "верифицировать" специальную теорию относительности. Действительно, в настоящее время средний человек даже не учит специальную теорию относительности или (сравнительно элементарную) математику, необходимую, чтобы понять ее, хотя основы этой теории преподаются в некоторых университетах в пределах начального курса физики. Средний человек полагается на ученого в компетентной (и социально принятой) оценке теорий этого типа. Ученый, однако, учитывая нестабильность научных теорий, по-видимому, не отнесет даже такую признанную научную теорию, как специальная теория относительности, к "истине" tout court.
Тем не менее решение научного сообщества состоит в том, что специальная теория относительности "успешна" — фактически подобно квантовой электродинамике, беспрецедентно успешной теории, дающей "успешные предсказания" и поддержанной "широким набором экспериментов". И фактически на эти решения полагаются другие люди, составляющие общество. Различие между этим случаем и теми случаями институционализированных норм верификации, которых мы касались выше, состоит (кроме ни к чему не обязывающего прилагательного "истинный") в особой миссии экспертов, привлекаемых в этих последних случаях, и институционализированного почитания этих экспертов.
Но это различие не более чем пример разделения интеллектуального труда (не говоря уже об отношениях интеллектуального авторитета) в обществе. Решение о том, что специальная теория относительности и квантовая электродинамика "самые успешные из тех физических теорий, которые у нас есть",— решение, вынесенное теми авторитетами, которые определены обществом и авторитетность которых закреплена в практике и ритуале и таким образом институционализирована.
Первым, кто обратил на слабость позитивистской доктрины логического анализа научных знаний, был К. Поппер. Он заметил, в частности, что наука в основном имеет дело с идеализированными объектами, которые, с точки зрения позитивистского понимания научного познания, не могут быть верифицированы с помощью протокольных предложений, а значит, объявляются бессмысленными. Кроме того, неверифицируемы многие законы науки, выражаемые в форме предложений типа. Минимальная скорость, необходимая для преодоления земного тяготения и выхода в околоземное пространство, равна 8 км/сек [3], так как для их верификации требуется множество частных протокольных предложений. Под влиянием критики логический позитивизм ослабил свою позицию введя положение в свою доктрину о частной эмпирической подтверждаемости. Отсюда логически следовало, что достоверностью обладают лишь эмпирические термины и предложения, выраженные с помощью этих терминов, другие понятия и предложения, имеющие непосредственное отношение к законам науки, признавались осмысленными (подтверждаемыми) в силу их способности выдержать частичную верификацию.
Таким образом, усилия позитивизма применить логический аппарат к анализу знания, выражаемых в форме повествовательных предложений, не привели к научно значимым результатам; они столкнулись такими проблемами, разрешить которых нельзя было в рамках принятого им редукционистского подхода к познанию и знанию.
В частности, не ясно, почему не все утверждения науки становятся базисными, а только некоторые? Каков критерий их отбора? Каковы их эвристические возможности и гносеологические перспективы? Каков механизм архитектоники научного знания?

 

Заключение

В истории науки было предложено два принципа позволяющих провести границу между научными теориями и тем, что наукой не является.
Первый принцип – принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме, или оно само не может иметь такой формы, то эмпирическое подтверждение должны иметь ее следствия, одна принцип верификации применим ограниченно, в некоторых областях современной науки его использовать нельзя.
Американский философ К. Поппер предложил другой принцип – принцип фальсификации, в его основе лежит тот факт, что прямое подтверждение теории часто затруднено невозможностью учесть все частные случаи ее действия, а для опровержения теории достаточно всего одного случая с ней не совпадающего, поэтому если теория сформулирована так, что ситуация в которой она будет опровергнута может существовать, то такая теория является научной. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.

 

Л.А. Мусаелян Вопросы по философии (полный курс) 2010 г. Юридический факультет 2 курс 1. Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии. 2. Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение. 3. Философия как наука. Проблема предмета философии в истории философии. Предмет, структура и функции философии. Философия как метатеория права. 4. Основной вопрос философии и его структура (стороны и уровни). Формы материализма и идеализма. Агностицизм. Формы агностицизма. Причины агностицизма. 5. Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики. 6. Особенности древнеиндийской философии, её социально-экономические основания и культурные источники. Брахманизм. Буддизм. Философия чарвака локаята. 7. Особенности древнекитайской философии, её социально-экономические основания и культурные источники. Конфуцианство (философские воззрения Кун Фу-цзы, Мен-цзы, Сюнь-цзы). Даосизм. Легизм (Шань-ян, Хан-фей цзы). Философия легизма и современное право. 8. Античная философия, ее особенности, периодизация. Основные школы античной философии: ионийская философия, Гераклит, элеаты, софисты, киники, атомисты, Сократ, Платон, Аристотель. 9. Особенности средневекового (христианского) мировоззрения. Философия средних веков. Философские взгляды А. Августина, Ф. Аквинского и их роль в современном мире. 10. Особенности мировоззрения эпохи Возрождения. Философия эпохи Возрождения: Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Н. Макиавелли. 11. Философия Нового времени и ее особенности. Философские взгляды Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Р. Декарта, Д. Беркли, Д. Юма. 12. Классическая немецкая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. 13. Особенности русской философии. Формирование и основные этапы развития русской философской мысли. 14. Философские взгляды М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева. 15. Философия русских революционеров-демократов. 16. Религиозная философия России 19 - начала 20 вв.: В. Соловьев, Н. Бердяев. 17. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. Сущность и основные этапы развития философии марксизма. 18. Понятие «бытие», «реальность», «мир», «субстанция», «материя». Правовая реальность. Эволюция представлений о материи в естествознании и философии. 19. Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв. Ленинское определение материи. Материя как субстанция. Современные представления о видах и формах материи. Методологическое значение современного философского понимания материи для права. 20. Движение как атрибут материи. Метафизические и идеалистические трактовки взаимосвязи материи и движения. Движение и покой. 21. Классификация основных форм материи и движения. Принципы классификации. Проблема единого закономерного мирового процесса. 22. Пространство и время как формы существования материи. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Философское значение теории относительности. Пространство и время в праве. 23. Основные формы материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. Социальная форма материи: происхождение, сущность, способ существования. Место и роль человека в мире. Современный антропоцентризм. 24. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения. 25. Проблема единства мира. Единый закономерный мировой процесс. 26. Проблема сознания в истории философии. Сущность сознания. Структура и функции сознания. Активный и творческий характер сознания. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема. Язык и мышление. Функции языка. Методологическое значение философского учения о сознании для права. 27. Диалектика как наука и метод. Субъективная и объективная диалектика. Методологическое значение диалектики для теории и практики права. 28. Единство диалектики, логики и теории познания. Принципы диалектики и права.
    29. Понятия «категория» и «закон». Типы законов. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. 30. Движение и развитие. Прогресс и регресс. Парадокс развития. Эволюция идеи развития в философии и естествознании. Идея коэволюции. Антропный принцип в космологии. Критерии развития права. 31. Категории диалектики: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, единичное, особенное, общее. Методологическое значение категорий диалектики для теории и практики права. 32. Проблема познаваемости в философии. Субъект, объект, предмет познания. Агностицизм и его причины. Принципы научной гносеологии. 33. Чувственное познание и его формы. Образ и знак. Логическое познание и его формы. Проблема критерия истины в философии. Практика и ее роль в процессе познания. Критерии истины в праве. 34. Наука: возникновение, закономерности развития, функции. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория). Методы научного познания и их применение в праве.. 35. Проблема истины в философии. Объективная истина. Конкретная истина. Истина относительная и абсолютная. Диалектика конкретной, относительной, объективной и абсолютной истины. 36. Истина и заблуждение. Ошибка. Ложь. Истина и правда. Правда и справедливость. Правда и свобода. Истина, правда и право. Юридическая правда. 37. Возникновение человека и общества. Человек. Сущностные силы человека. Индивид. Личность. Деятельность и труд как способы существования человека. Правовая деятельность, её структура и особенности. 38. Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Причины существования идеалистических концепций общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философские теории общества и право. 39. Объективное и субъективное, необходимость и свобода, стихийность и сознательность в историческом процессе. Волюнтаризм и фатализм. Свобода, необходимость и право. 40. Общество как система. Сферы общественной жизни. Общественное производство, его структура и функции. Материальное производство, его структура и функции. Способ производства. Производительные силы и производственные отношения: их структура и источники развития. 41. Научно-технический прогресс. Научно-техническая революция: сущность и основные направления. Противоречия современного научно-технического прогресса. 42. Всемирная история как единый закономерный процесс. Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы. Социальный прогресс, его критерии и типы. Социальные революции и реформы. Реформы и право. 43. Понятие народные массы и великая историческая личность. Роль народных масс и личности в истории. 44. Концепции исторического процесса У. Ростоу, О. Тоффлера. Теория постиндустриального общества Д. Белла, постэкономического общества Вл. Иноземцева. 45. Цивилизация. Цивилизационные концепции исторического процесса (Н. Данилевский, А. Тойнби, С. Хантингтон). 46. Социальная структура общества. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация. Нация и национальность. Национальные проблемы современной России. 47. Брак и семья, функции семьи. Социальные страты. Классы. Касты. Сословия. Социальная структура современного общества (классовая и стратовая модели). 48. Формация и ее структура. Способ производства и его структура. Базис и надстройка. Диалектика базиса и надстройки. Базис и надстройка в аспекте прошедших реформ. 49. Политика. Политическая система общества. Государство, его происхождение, сущность, признаки. Типы и формы государства. Функции государства. Политическая система современной России. Государство и гражданское общество. 50. Духовная жизнь общества. Духовная жизнь и общественное сознание. Структура общественного сознания. Относительная самостоятельность и активность общественного сознания.

 

    51. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и общественная идеология. Идеология в современном обществе. Формы общественного сознания и принципы их выделения. Политика и политическое сознание. Право и правовое сознание. Структура и функции правового сознания. Право и правовое сознание современной России. 52. Мораль и нравственное сознание. Структура и функции нравственного сознания. Мораль и право. Искусство и эстетическое сознание. Структура и функции эстетического сознания. 53. Религия и религиозное сознание. Причины возникновения и существования религии. Функции религии. Религия в современной жизни. 54. Экономическое, этническое, историческое сознание. Их структура и функции. 55. Понятие культуры. Структура культуры. Роль культуры в обществе. Правовая культура. Правовая культура современной России. 56. Глобальные проблемы современности. 57. Особенности и основные течения современной западноевропейской философии. Позитивизм, основные этапы развития. Неопозитивизм, основные течения. 58. Неотомизм. Экзистенциализм.

22.02.12

Часто пытаются заменить право правдой!(люди стараются жить по правде, а не по праву)

Правда – имеет светский контекст, правда опирается на истину, правда предполагает истину, но правда в отличие от истины …правда включает момент убежденности, что он говорит правду, есть ценностный момент субъекта к тому, что он говорит правду. Правда предполагает момент убежденности!

Правда предполагает знание более широкие, нежели знаний фактов, знание причинно-следственной связи, правда предполагает совокупность знаний, она предполагает последствий значит человек знает значение этих фактов, правда предполагает понимание данных истин, понимание означает интерпретирование правды.

Знание и правда и не одно и то же. Правда – это еще понимание, а не просто знания. Если у человека есть понимание, то у него есть возможность адекватной оценки этой правды. Оценка у людей, принадлежащих разным сословиям, будет разным. (Фейербах)

В дворцах мыслят иначе, чем в хижинах! ( Фейербах) (пример, про 90-ые, про южно-осетинскую войну, про Сирию) оценки разные, но факт один и тот же, если оценка разная, то и правда будет разной, так как в правду включается оценка, хотя истина может признаваться всеми.

Правда связана со справедливостью и с несправедливостью. Понятие справедливости есть понимание должного. Ролью индивида в обществе и социальная роль его. Положением их правами, и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, не соответствие есть несправедливость, справедливость есть равновесие интересов.

Если правда включает в себя оценки, которая дается событию, оценки, где исходным принципом является человек как высшая ценность и в обществе это общепризнанная норма, такая правда ведет к справедливости. Справедливость предполагает торжество правды.

Если же в обществе человек не есть высшая ценность, человек есть средство для достижения иных ценностей (деньги), в этом случае нет справедливости, в этом случае успех ассоциируется с правдой.

Цель оправдывает средства (прагматизм).

Мораль и право не может выполнять регулятивную функцию, в праве – основной момент истина, справедливый приговор, тот который основан на истине.

Правда связана, как отмечал Монтель, с совестью. Ложь противостоит не только совести, но и чести, бесчестный этот человек лишенный чести.

Нарушение истины, значит, жить не по-божески (религиозное мировоззрение).

Горбачев: « Первый урок - урок правды, ответственный анализ прошедшего»

Принцип правды является в жизни общества, партии.

Ключевский : История ничему не учит, а наказывает.

Понятие правды используется не только в праве. Как категория в праве она не осмыслена. Право в правде имеет мистический смысл. Правда используется также в худ. лит-ре, искусстве. Правда не бывает искаженный. В художественном образе есть сущностное, типичное.

Наука, происхождение функции. Научные методы познания.

1) Наука специфическая форма познания, возникновение науки, этапы развития, функции науки

2) Закономерности развития науки

3) Уровни научного познания

4) Основные формы научного познания

5) Факт, проблема догадка, гипотеза, теория, идея

6) Методы научного познания и их классификация. Наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, историческое и логическое, метод восхождения.

Список литературы:

1)Энгельс Диалектика природы,

2)Энгельс «Карл Маркс критики политической Экономии» - метод познания стр. 497-499

3)Маркс «Экономические записи стр.36-38, том 36,

4)статья Бубина методология о лженауке,

5)Мигдал отлечима ли истина от лжи,

6)Водопьянов судьба российской науки, Степанова «дессананс»,

7)Россия в 21 веке: постиндустриальная цивилизация или эпоха среднеыековья?– Мусаелян,

8)Высшее образование в России и болонский процесс выпуск 6 2009 год – Мусаелян Л.А. Актуальные проблемы социальной философии

9)Макарихин , Стратегия развития российского образования – 95-ию ПГУ – Мусаелян, статья Лебедева –современная наука.

10)Миронов М.2008 год учебник по философии

Наука - система знаний о законах объективного мира и отражающую этот мир в мышлении, а также общественно организованная деятельность людей по производству знаний и разработке их способов практического применения.

1. Духовные компоненты знаний (каждое новое поколение достает эту новую реальность)

2. Наука включает деятельность людей, научного сообщества – социологический компонент

3. Институциональный элемент – совокупность учреждений в рамках которых осуществляется научная деятельность.

Утяжеление науки связано с тем что институциональный формы устаревают, и усложняются. Тенденция к утяжелению. Мощную науку способно содержать сильное общество, это очень эффективная сфера вложения, она очень затратна, но окупается.

Наука невозможна без образования. Образование тоже очень эффективная сфера вложения, ибо без образования нет науки. Это гарантия будущего общества.

Возникновение науки. Есть разные точки зрения: 1. Наука возникает в эпоху античности (Архимед)2. Наука возникла в 16 веке (Энгельс) наука возникает тогда когда возникает теоретическая область знания (эпоха позднего возрождения, Галилей, Коперник).

Степин : наука возникает в античности. Важнейший критерий науки это, что оно может применяться в практике. Математика в античности имеет такой характер. (землепользование)

16-17 век это эпоха возникновения раннего капитализма .Бэкон –знания сила, мощно развивается естествознание. Возникают технические науки – 17-18 век, в конце 19-начале 20 века можно говорить о возникновение социально-гуманитарные науки. (психология, психанализ)

Можно выделить 4 области :

По глубине исследования науки: фундаментальные и прикладные науки.

Значение философии для научного знания. Все указанные дисциплины взаимосвязаны (математика, технические науки, социально-гуманитарные науки).

Фундаментальная область это та область, которая не может быть сразу применена. Капица – был не только прекрасным теоретиком, но он был и инженером.

Функции науки.

Есть разные подходы. Можно выделить следующие:

1) Гносеологическая, познавательная функция

2) Мировоззренческая функция

3) Прикладная функция науки: а) научные знания используется при создании орудий труда, средств труда, наука превращается непосредственную производительность труда, б)управление – управление производством, управление обществом в 20 веке. Примеры : управления обществом – система Тейлора Форта. Теория человеческих отношений – работнику подходит как к человек, а не как к рабочему. В СССР управление впервые стали использовать при планирование экономики.

4) Гуманистическая функция науки – человек, который занимается научной деятельностью это особый человек, поиск истины для него важнейшая ценность, он должен быть носителем определенных нравственных качеств.

5) Воспитательная функция – наука интернационализма, достижениями науки пользуется все человечество, люди работающие в большой науке не могут быть националистами. Наука сближает

В развитии науки проявляется преемственность, это обуславливает рост богатства содержания (по научным сообществам и по учреждениям)

В начале 19 века ученых было всего 1000 человек , в начале 100.000, в конце 20 века - ?

Акум характер науки обуславливает сложность науки.

Усложнения науки вызвало дифференциацию науки. Если увеличивается объем науки, то философов не будет больше. Нельзя знать все обо всем. Возникновение отсюда разных узких дисциплин. Узкая специализация означает депрофилиразацию человека. Профессиональный

Предисловие критики политической экономии – нужно знать, а то 2 на экзамене.

4. Людвиг Фейербах раздел 3,4

5. Энгельс письмо Глоху Т37 стр.394-396

6. Ленин «Материализм глава 6, параграф 2

7. Т.23 Ленин

8. Гобозов «Философия как постижение эпохи»

9. Кражевов «материалистическое понимание истории» №1

10 .Семенов журнал новое и новейшее история №3

11. Даведюк «Социологический закон» 2001 год, №6

12. Орлов материалистическое понимании истории №4

13. глава 4, параграф 1 Мусаелян

14. Значение философии Маркса сегодня

15. Нужен ли нам Маркс №11,12

16. Бердяев «истоки русского коммунизма», «смысл истории»

17. Арон «этапы развития исторической мысли»

18. Рассл «Истории философии западной цивилизации» глава про Маркса

19. Поппер «открытое общество и его враги»

20. История цивилизации. Предисловие, введение и глава 1.

07.03.2012

Основные принципы НФ

Вариантом идеалистического понимания государства является современная теория элиты. Элиты определяет политическую жизнь общества.

Причины:

1) особенность человеческой деятельности – прежде чем человек что-то делать он думает, это вытекает от идеи, человек свободное существо;

2) метафизический взгляд на общество и историю – человек прошел эпоху где господствовали родоплеменные отношения, в общественной жизни натуральное хозяйство господствовало. (нет никакой динамики общественной жизни, отсюда отрицание развития общественной жизни;

3) абсолютизация роли великих личностей – по отношению к деспоту

4) поданные были бесправные, это без правие давало право говорит о том, что историю творят великие личности, а люди статисты;

5) в середине 19 века становится видным то, чего раньше не было видно – до буржуазных революций основной философской концепцией была религиозная философия, буржуазное общество – это более высокая степень развития общества, в условиях феодализма было множество много сословий – и столкновение сословий трудно было увидеть причины, протестантизм – возникает как еретическое течение, он менее консервативен, менее догматизм, это вуалированная философия буржуазии. Буржуазные революции упростили соц. противоречия : помещики, буржуазия, рабочий класс. Стало очевидным, что в общественной жизни решающую роль играют эти классы, а политические институты это нечто иное как защита этих интересов. Возникновение нового … «Если народ недоволен – существующим строем, значит, это философия не годится. Маркс»

6) профессиональная подготовка Маркса – право, которое должно утверждать справедливость в обществе. Односторонность права – заставило Маркса по новому смотреть: мои исследования привели к тому, что правовые отношения не могут быть поняты сами по себе … Базис на которым возвышается политическая или экономическая надстройка. Не сознание определяет бытие людей, а общественное бытие определяет общественное сознание. Исходным принцип Маркса: общественное бытие определяет общественное сознание. Субстанциональная сущность проявляется в спопобе существования сущности. Сущность общества и индивидов, кот. является предметом изучения, способ существования является общественное существование. Первая предпосылка истории – это способность людей жизни. Осмысление истории должно идти от первого исторического акта – из этого надо исходить что объяснять человека. Сама удовлетворение потребности новую потребность. 3 – люди заново производя собственную жизнь начинают производить других людей – производство собственной жизни и других людей позволяет сотрудничать. Исходным в понимании истории является материальная жизнь. Вывод см. выше

2 принцип МОИ – общество это не есть механическая сумма людей (социальный атомизм), это есть сложный социальный организм, не биологический организм. Поппер – критический рационализм, все соц. явления должно быть поняты как решения людей. Этот взгляд стал формироваться в эпоху буржуазии. Принцип соц. Атомизма стала выражать ментальность буржуазного общества. С точки зрения Маркса общество может существовать

3 принцип – общество – это сложное соц. явление, кот подчиняется объективным соц. законам функционирования и развития – это собственные законы развития и функционирования. В общественной жизни нет объективных законов. Если в обществе нет объективных законов, то планировать нельзя ничего, но с точки зрения Маркса общество подчиняется объективным законам.

4 принцип – материальная жизнь людей – в общественной жизни народные массы играют решающую роль, но это не говорит о том, что они отрицают роль великих личностей. Характер личности который стоит во главе массы – от этой личности зависит происходит ускорение или замедление. Личность играют важную роль, но все-таки определяющую роль играют народные массы. Элита получит поддержку народа если и а

5 принцип – идея повторяемости исторического процесса – это идея выражается в учении Маркса о формации, история общества состоит из истории народов – у каждого народа своя особенность, но в то же время есть определенная повторяемость, она заключается в особом подходе Маркса к типам.

История это смена состояния общественной жизни, важно выявить критерий выделения. До Маркса – это было связано с религией. У Гегеля по уровню развития абсолютного духа, Маркс выделяет научный критерий – это способ производства – он чувственно дан, он просматривается, способ производства позволяет выделить эпохи. По сущностным признакам у разных народов это может совпадать. Тут присутствует идея неотдалимости человеческой истории – от низшей к более развитым.

Для НВ характерно: то, что кажемость выдает за действительность, метафизический подход, рационализация, абстрактный подход к анализу соц. явления.

Для Марксизма применение принципов материализма, применение принципа объективности, конкретность, принцип развития и всеобщей связи.

Вопрос: понятие общественного бытия, сознания.

Исходный принцип Маркса. ОБ – нет единой точка зрения, ОБ – это материальная жизнь общества, т.е. материальное отношение к природе и друг другу складывающиеся в процессе производства и жизни, это материальная жизнь общества которое складывается в производстве. Говоря об индивиде Маркс говорил о сущности. ОБ – производство и воспроизводстве родовой чел.

ОС – это совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов, идей, теорий существующих в обществе, отражающих ОБ и выражающих духовную жизнь общества. ОС феномен духовной, идеальный, в отличие от ОБ. ОС вторично по отношению к ОБ.

ОС имеет очень сложный характер, это говорит о сложной структуре общественного сознания, общественное сознание сложно по своему носителю, ОС не может существовать иначе как сознание индивидов, но это не сводится к сумме. Отношение ОС к ОБ не сводится, ОС подчиняется своим закономерностям:

2. общественное сознание имеет относительно самостоятельный характер – это означает те или иные формы могут не совпадать

3. ОС по отношению к ОБ имеет активный характер, точно также, как сознание вторично к материи, имеет самостоятельность, ОС активно. Ни одна идеалистическая концепция не сдала ничего про сознание сколько, кроме Маркса. Он не мог этого не сделать, так как он революционер.

Ленин глава 6, параграф 2 « М и Э» кто прав!? Ленин или Богданов.

Структура ОБ: ОБ – это сложное явление, это материальное отношения, оно включает 2 ком

1. Материальные отношения, кот. складываются в производстве, т.е. производственные отношения, они базис, они определяют такие области жизни людей, как политическую, экономическую.

2. Материальные отношения складывающиеся в семье, в быту. (прежде чем заниматься историей люди должны жить, опосредованное производство). Производя свою

Опосредованное производство – когда люди создают одежду

Воспроизводство чужой жизни – производя чужую жизнь, люди должны обеспечить их теми же. Эти отношения носят материальный характер, но эти отношения зависят от отношений в сфере производства – материальные отношения людей то же влияют на мысли. Сословное принадлежность определяет их бытие

Оба эти отношения материальны, влияют на сознание.

Происходит дифференциация бытия. ОБ есть бытие соц. Субстанции ( люди). Люди это деятельное существо, способ существования – это труд. Орудия труда есть необходимый способ существования общества (э то его опыт его энергия, чем выше уровень развития общества тем сложнее орудия труда, это очеловеченная природа которая приобрела соц. признаки, соц. Св-ва, соц.субстанция включает и средства труда, не только людей. Человек и средства труда – вместе производительные силы. Соц субстанция в широком смысле включает производительные силы.

Социальные законы и их особенности.

Предмет соц. философии – это предельно общие законы.

Закон общества – это объективное, существенное, внутреннее, необходимое, повторяюшиеся всеобщая связи, которое определяют характер природы как целостной системы.

Выделяют законы исторические и социологические. ИЗ которжают развитие общества на которые выра этапе, к ним относят законы функционирования той или ино й сферы общественной жизни.

СЗ как функционирование целостной системы или они проявляются на всех этапах развития человеческого развития. Закон определяющий роли базиса над надстройкой.

Есть разное понимание законов, в последние годы, с с 2000годов стала распространяться точка трения постмодернистское, которое отрицают объективный характер законов (любой закон есть проявление повторяющегося) в общественной жизни решающую роль играют случаи. В истории событии имеют не повторяющиеся характер. Бердяев говорит о том, что в истории нет объективных законов, в истории все законы имеют ?.

Глинин: «представление об объективности закона как нечто реально существующие есть ошибка марксизма, закон есть утверждение о том что при определенных произойдут определенные изменения с определенными.» Закон это высказывание стр.162 что является необходимым.

Правильна ли это точка зрения?есть неправильно, то как опровергнуть. Хаска – англ. философ. То что позволяет себе ученый. Степин. Почему соц. философы объективное это всего лишь высказывание, когда физик, химик редко приходит к таким мыслям?

В чем единства и в чем различие общества и природы?

Законы общества отличаются от законов природы. Единства заключается в том, что и те и друг ие законы носят объективный характер – т.е. они не зависят от сознания людей, есть они или их нет но они будут о себе давать знать.

Различие в том, что необходимость проявляется через случайность – общества это поле случайности. Закон стоимости – объективный. Объективный закон проявляется через случайности – количества производителей. Случайность есть проявление необходимости.

Общество по сравнению с природой высшая форма проявления материи. Чем выше уровень организации материи, тем более выраженный характер функционирования. Законы менее выражены в химической.

Законы проявляются там, где есть общество.

Законы общество проявляются через деятельность людей, без деятельности людей законы общества не могут проявляться. Сознательная деятельность людей и закономерности!?стихийного и сознательного в общеат венной жизни и истории, проблема свобода.

2 точки зрения

1)фатализм – это течение, которое признает изначальную предопределенность событий, отрицает возможность влияния людей на ход развития. (царь Эдип), идея провендализма -0 идея предопределенности.

2)валюнтаризм – исключает преопределенность, отрицает существования объективных факторов, факторов , котое дкетиерминирует, отсюда абсолютизация свободы воли людей, изменять круто обьщественную жизнь.

Законы общества носят объективный характер – это вытекает из факта особенностей людей как материальных существ, спопособ существоания которых труд, деятельность – это интегрирующий фактор. Чтобы жить надо преобразовать природы, создавать те необходимые элементы. Преобразование природы осуществляется коллективного, он носит общественный характер, из этого способьа существования людей, в процессе материального воздействия на природуц –возникает объективный фактор в истории.

Объективность вытекает из самого существования людей, второй момент – это объективность обусловлено преемственностью общественной жизни.

14.03.2012

Есть философия, которые отрицают объективный характер истории. Люди делают свою историю, в этом отличие общественной жизни от законов природы, где они происходят стихийно. Каково соотношение субъективного и объективного???





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.) Главная | Обратная связь