Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет социальной философии и базовые понятия.



Есть разные подходы к пониманию предмета социальной философии. Предмет социальной философии – изучает предельно общие законы функционирования и развития общество как целостной системы. Философский взгляд - это изучение в общем. Философия изучает общество в целом.

Базовые понятия социальной философии:

1. Общество - есть высшая социальная форма материи, субстратной-функциональной единицей которой является человек. Общество – это обособившейся часть от материального мира, представляющего собой исторически развивающиеся. Общество возникает естественным путем. Более узкий смысл – это конкретный исторический этап в развитии человечества. Общество – это конкретное социальное образование, как государственное образование.

Общество есть не сумма людей, общество это сложный коллектив людей, где каждый выполняет определенную функцию. Аристотель говорил – что «человек не самодостаточное существо, он может существовать только в коллективе»: «человек – есть политическое животное».

Гегель общество – «это где все зависят от всех», Маркс «общество – это сложный коллектив людей (соц. организации), объединенное разными видами социальной связи, обусловленное специфических для данного общество существованием.»

Что объединяет людей в эту соц. организацию, что дает назвать социумом обществом? Их способ существования – это деятельностный способ существования – который помогает людям объединяться, это связи объединяет людей в сложный социальный механизм, это их родовой социальный признак. Деятельность сама их разная (охота, земледелие), с одной стороны объединяет, но с другой стороны у каждого народа свой – связи у людей приобретает свою особенность.

Общество – это сложный коллектив людей. Общество есть сложная социальная организация людей.

 

Подсистема общество – сфера общественной жизни – это область жизнедеятельности людей, которое обусловлено разделением людей общественной и потребностям обеспечения.

Производственная сфера, социальная, политическая, духовная основные сферы общественной жизни, каждая из них имеет сложный характер и имеет следующие элементы: люди, деятельность, отношения, вещные элементы этой сферы, учреждения, в рамках которой происходит организация данной деятельности.

Роль этих сфер неодинакова, одни духовную выделяют, другие политическую, с точки зрения Маркса – материальная сфера является важнейшей. Недостаточное внимание духовной сфере окажется и на материальной сфере.

Маркс определяющая роль материальная сфера – это методологический прием: право, гос-во, политические отношения, особенности идеологии.

 

Что есть человек?? Человек – есть социальное существо, поэтому он имеет родовые социальные признаки:

1. деятельность (труд как способ существования человека);

2. сознание (разум);

3. это отношение (определенные отношение к другим), Маркс «у животных нет сознательного отношения»;

4. свобода – тоже родовой сущностный признак человека;

5. характерно коллективность – он может жить только в общество;

6. человек обладает индивидуальностью, он должен иметь возможность обособляться.

Таким образом, есть много признаков, которые помогают относится человеку как соц. существу. Человек существует через отдельного человека.

Индивид – выделяется по родовым социальным признакам, по этим же признаком выделяется и социальный индивид, эти признаки есть у каждого человека в особенностях, это и делает его индивидом, который обладает определенными социальными признаками.

Человек является носителем определенных сущностный сил, это и дает выделять его социального существа.

Сущностные силы – формы выражения субъективности человек, его активном отношении человека к другим людям. Свобода есть форма выражения. В этом смысле он само утверждает самого себя и само выражает самого себя. Человек вообще индивидуалист. Индивида выделяют биологическом смысле. Сущность человека

Социальные качества личности:

1. это деятельность;

2. это установки;

3. социальный статус;

4. социальная роль.

Личность – это определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых качеств.

Структура личности:

1. это знание или память;

2. культура;

3. деятельность;

4. свобода;

5. воля;

6. самосознание.

 

 

Труд и деятельность.

Труд (Маркс) – есть процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует. Изменяя природу, человек и изменяется и сам.

Деятельность есть родовое сущностная черта человека, деятельность есть ничто иное, как выражение поведения, форма активного отношения к миру, которое выражено генетически. Пределы определяются наследственным кодом. Деятельность у людей имеет несколько иной характер, деятельность – это есть человеческого форма активного отношения к миру, содержание которого определяется способностями потребностями обусловленное уровнями его культуры.

Могла ли возникнуть желание у античного человека сходить и купить компьютер??? такой потребности не было. Если уровень не совпадает с уровнем, то говорят не цивилизованный, сама культура определяет его способности и потребности.

Понятие деятельность более широкое, чем труд, это активное отношение, труд это базовый вид деятельности, который обуславливает. Я человек и ничего человеческого мне не чуждо.ё

№2 немарксистские концепции.

В 50-ые гг. XX века Маркс и Энгельс разрабатывают материалистское понимание истории общества. Исходный взгляд немарксистской концепции: Энгельс все рассмотрения истории общества останавливались на идеях мотивах исторической действиях людей, оно являлось детерминирующей причиной. Идеи правят миром!

Французские материалисты продвинулись дальше, чем английские, почему человек по своей природе зол. Человек не рождается не злым, не добрым, его таковым делает общество об этом говорил и китайский философ, какова среда таковы и люди, среда – это люди, люди влияют через мораль, ценности, общественное мнение формирует человека, общественное мнение формируют идеи монарха. Откуда он берет эти указы – из своей головы, отсюда идеи правят миром, отсюда просвещать монарха надо. Вопрос зла и добра как изменить людей. Идея просвещения. Исходный принцип – идеалистический. Гегель абсолютный дух правят миром. Всякий начальник от бога, вся власть от бога, нужно менять собственное сознание, это и есть спасение.

Формы идеалистических взглядов могут быть разнообразными, но суть одна. Энгельс мысль сама по себе не является неправильным, но это неправильно, когда на этом ставится точка, почему у одних соц. групп одни мысли, а у других другие. Почему возникают такие мысли?

Второй важней принцип в объяснения мира – это отрицания объективных законов функционирования развития общества. Гегель – не придерживается с данной точкой зрения. Общество возникает из природы соот.

3 принцип – история есть результат деятельности великих исторических личностей, роль народов отрицается, историю творят монархи, полководцы. Фукидида. Она существовала и средневековье и сегодня. Народ – это статисты истории. «Пипл все схавает».

4 принцип – Общественная жизнь и исторический процесс является сферой господства случайностей.Неповторимость событий, невозможность прогнозирования событий.

5 принцип – метафизический подход: прямое отрицание социального прогресса, в период кризиса особенно это проявляется. Метафизика проявляется незыблемости существующих способов общественного производства. Этот тип отвечает природе человека, также живет весь цивилизованный мир, нам нечего заниматься экспериментами. Незыблемость капитализма, принцип нелюберальной.

Причины идеализма: деятельностный способ существования человека, прежде чем сделать человек думает, однако не5 всегда это так.

 

07.03.2012

Основные принципы НФ

Вариантом идеалистического понимания государства является современная теория элиты. Элиты определяет политическую жизнь общества.

Причины:

1) особенность человеческой деятельности – прежде чем человек что-то делать он думает, это вытекает от идеи, человек свободное существо;

2) метафизический взгляд на общество и историю – человек прошел эпоху где господствовали родоплеменные отношения, в общественной жизни натуральное хозяйство господствовало. (нет никакой динамики общественной жизни, отсюда отрицание развития общественной жизни;

3) абсолютизация роли великих личностей – по отношению к деспоту

4) поданные были бесправные, это без правие давало право говорит о том, что историю творят великие личности, а люди статисты;

5) в середине 19 века становится видным то, чего раньше не было видно – до буржуазных революций основной философской концепцией была религиозная философия, буржуазное общество – это более высокая степень развития общества, в условиях феодализма было множество много сословий – и столкновение сословий трудно было увидеть причины, протестантизм – возникает как еретическое течение, он менее консервативен, менее догматизм, это вуалированная философия буржуазии. Буржуазные революции упростили соц. противоречия: помещики, буржуазия, рабочий класс. Стало очевидным, что в общественной жизни решающую роль играют эти классы, а политические институты это нечто иное как защита этих интересов. Возникновение нового … «Если народ недоволен – существующим строем, значит, это философия не годится. Маркс»

6) профессиональная подготовка Маркса – право, которое должно утверждать справедливость в обществе. Односторонность права – заставило Маркса по новому смотреть: мои исследования привели к тому, что правовые отношения не могут быть поняты сами по себе … Базис на которым возвышается политическая или экономическая надстройка. Не сознание определяет бытие людей, а общественное бытие определяет общественное сознание. Исходным принцип Маркса: общественное бытие определяет общественное сознание. Субстанциональная сущность проявляется в спопобе существования сущности. Сущность общества и индивидов, кот. является предметом изучения, способ существования является общественное существование. Первая предпосылка истории – это способность людей жизни. Осмысление истории должно идти от первого исторического акта – из этого надо исходить что объяснять человека. Сама удовлетворение потребности новую потребность. 3 – люди заново производя собственную жизнь начинают производить других людей – производство собственной жизни и других людей позволяет сотрудничать. Исходным в понимании истории является материальная жизнь. Вывод см. выше

2 принцип МОИ – общество это не есть механическая сумма людей (социальный атомизм), это есть сложный социальный организм, не биологический организм. Поппер – критический рационализм, все соц. явления должно быть поняты как решения людей. Этот взгляд стал формироваться в эпоху буржуазии. Принцип соц. Атомизма стала выражать ментальность буржуазного общества. С точки зрения Маркса общество может существовать

3 принцип – общество – это сложное соц. явление, кот подчиняется объективным соц. законам функционирования и развития – это собственные законы развития и функционирования. В общественной жизни нет объективных законов. Если в обществе нет объективных законов, то планировать нельзя ничего, но с точки зрения Маркса общество подчиняется объективным законам.

4 принцип – материальная жизнь людей – в общественной жизни народные массы играют решающую роль, но это не говорит о том, что они отрицают роль великих личностей. Характер личности который стоит во главе массы – от этой личности зависит происходит ускорение или замедление. Личность играют важную роль, но все-таки определяющую роль играют народные массы. Элита получит поддержку народа если и а

5 принцип – идея повторяемости исторического процесса – это идея выражается в учении Маркса о формации, история общества состоит из истории народов – у каждого народа своя особенность, но в то же время есть определенная повторяемость, она заключается в особом подходе Маркса к типам.

История это смена состояния общественной жизни, важно выявить критерий выделения. До Маркса – это было связано с религией. У Гегеля по уровню развития абсолютного духа, Маркс выделяет научный критерий – это способ производства – он чувственно дан, он просматривается, способ производства позволяет выделить эпохи. По сущностным признакам у разных народов это может совпадать. Тут присутствует идея неотдалимости человеческой истории – от низшей к более развитым.

Для НВ характерно: то, что кажемость выдает за действительность, метафизический подход, рационализация, абстрактный подход к анализу соц. явления.

Для Марксизма применение принципов материализма, применение принципа объективности, конкретность, принцип развития и всеобщей связи.

Вопрос: понятие общественного бытия, сознания.

Исходный принцип Маркса. ОБ – нет единой точка зрения, ОБ – это материальная жизнь общества, т.е. материальное отношение к природе и друг другу складывающиеся в процессе производства и жизни, это материальная жизнь общества которое складывается в производстве. Говоря об индивиде Маркс говорил о сущности. ОБ – производство и воспроизводстве родовой чел.

ОС – это совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов, идей, теорий существующих в обществе, отражающих ОБ и выражающих духовную жизнь общества. ОС феномен духовной, идеальный, в отличие от ОБ. ОС вторично по отношению к ОБ.

ОС имеет очень сложный характер, это говорит о сложной структуре общественного сознания, общественное сознание сложно по своему носителю, ОС не может существовать иначе как сознание индивидов, но это не сводится к сумме. Отношение ОС к ОБ не сводится, ОС подчиняется своим закономерностям:

2. общественное сознание имеет относительно самостоятельный характер – это означает те или иные формы могут не совпадать

3. ОС по отношению к ОБ имеет активный характер, точно также, как сознание вторично к материи, имеет самостоятельность, ОС активно. Ни одна идеалистическая концепция не сдала ничего про сознание сколько, кроме Маркса. Он не мог этого не сделать, так как он революционер.

Ленин глава 6, параграф 2 « М и Э» кто прав!? Ленин или Богданов.

Структура ОБ: ОБ – это сложное явление, это материальное отношения, оно включает 2 ком

1. Материальные отношения, кот. складываются в производстве, т.е. производственные отношения, они базис, они определяют такие области жизни людей, как политическую, экономическую.

2. Материальные отношения складывающиеся в семье, в быту. (прежде чем заниматься историей люди должны жить, опосредованное производство). Производя свою

Опосредованное производство – когда люди создают одежду

Воспроизводство чужой жизни – производя чужую жизнь, люди должны обеспечить их теми же. Эти отношения носят материальный характер, но эти отношения зависят от отношений в сфере производства – материальные отношения людей то же влияют на мысли. Сословное принадлежность определяет их бытие

Оба эти отношения материальны, влияют на сознание.

Происходит дифференциация бытия. ОБ есть бытие соц. Субстанции ( люди). Люди это деятельное существо, способ существования – это труд. Орудия труда есть необходимый способ существования общества (э то его опыт его энергия, чем выше уровень развития общества тем сложнее орудия труда, это очеловеченная природа которая приобрела соц. признаки, соц. Св-ва, соц.субстанция включает и средства труда, не только людей. Человек и средства труда – вместе производительные силы. Соц субстанция в широком смысле включает производительные силы.

Социальные законы и их особенности.

Предмет соц. философии – это предельно общие законы.

Закон общества – это объективное, существенное, внутреннее, необходимое, повторяюшиеся всеобщая связи, которое определяют характер природы как целостной системы.

Выделяют законы исторические и социологические. ИЗ которжают развитие общества на которые выра этапе, к ним относят законы функционирования той или ино й сферы общественной жизни.

СЗ как функционирование целостной системы или они проявляются на всех этапах развития человеческого развития. Закон определяющий роли базиса над надстройкой.

Есть разное понимание законов, в последние годы, с с 2000годов стала распространяться точка трения постмодернистское, которое отрицают объективный характер законов (любой закон есть проявление повторяющегося) в общественной жизни решающую роль играют случаи. В истории событии имеют не повторяющиеся характер. Бердяев говорит о том, что в истории нет объективных законов, в истории все законы имеют?.

Глинин: «представление об объективности закона как нечто реально существующие есть ошибка марксизма, закон есть утверждение о том что при определенных произойдут определенные изменения с определенными.» Закон это высказывание стр.162 что является необходимым.

Правильна ли это точка зрения? есть неправильно, то как опровергнуть. Хаска – англ. философ. То что позволяет себе ученый. Степин. Почему соц. философы объективное это всего лишь высказывание, когда физик, химик редко приходит к таким мыслям?

В чем единства и в чем различие общества и природы?

Законы общества отличаются от законов природы. Единства заключается в том, что и те и друг ие законы носят объективный характер – т.е. они не зависят от сознания людей, есть они или их нет но они будут о себе давать знать.

Различие в том, что необходимость проявляется через случайность – общества это поле случайности. Закон стоимости – объективный. Объективный закон проявляется через случайности – количества производителей. Случайность есть проявление необходимости.

Общество по сравнению с природой высшая форма проявления материи. Чем выше уровень организации материи, тем более выраженный характер функционирования. Законы менее выражены в химической.

Законы проявляются там, где есть общество.

Законы общество проявляются через деятельность людей, без деятельности людей законы общества не могут проявляться. Сознательная деятельность людей и закономерности!? стихийного и сознательного в общеат венной жизни и истории, проблема свобода.

2 точки зрения

1)фатализм – это течение, которое признает изначальную предопределенность событий, отрицает возможность влияния людей на ход развития. (царь Эдип), идея провендализма -0 идея предопределенности.

2)валюнтаризм – исключает преопределенность, отрицает существования объективных факторов, факторов, котое дкетиерминирует, отсюда абсолютизация свободы воли людей, изменять круто обьщественную жизнь.

Законы общества носят объективный характер – это вытекает из факта особенностей людей как материальных существ, спопособ существоания которых труд, деятельность – это интегрирующий фактор. Чтобы жить надо преобразовать природы, создавать те необходимые элементы. Преобразование природы осуществляется коллективного, он носит общественный характер, из этого способьа существования людей, в процессе материального воздействия на природуц –возникает объективный фактор в истории.

Объективность вытекает из самого существования людей, второй момент – это объективность обусловлено преемственностью общественной жизни.

14.03.2012

Есть философия, которые отрицают объективный характер истории. Люди делают свою историю, в этом отличие общественной жизни от законов природы, где они происходят стихийно. Каково соотношение субъективного и объективного???

Объективизм вытекает из объективного существования людей. Труд – является способом существования. Объективность вытекает из того что люди социальные существа, это общественный вид деятельности. Эти отношения носят материальный объективный характер. Объективность исторического фактора обусловлена тем что существует преемственность. Маркс «люди сами делают свою историю, но делают они при определенных обстоятельствах сложившихся до них» Идея преемственности выражена в немецкой философии. Сумма производительных сил, капиталов, определенных отношений каждое новое поколение настает как новое есть реальная основа истории, которые философы называют субстанцией.(это детерминирует последующее движение общества) И эта субстанция существует в виде сущности людей. Тенденция общественной жизни обусловлена аккумулитвный характере означает реальная основа жизни становится сложнее, богаче, иначе, реальная основа от поколения к поколению накапливается как снежный ком, сама общественная жизнь отсюда усложняется. Важнейшие закономерности исторического процесса которое было обнаружено в немецкой философии. Для исторического процесса характерно рост основательности истории. Вместе основательности истории. Роль народных масс имеет тенденцию возрастанию, активность людей имеет тенденцию к возрастанию. Эта активность чисто качественная, рост основательности исторического протцесса обусловлено аккумулитвным характером развития общества.. Каждый последующий шаг в истории общшества становится более эффективным. Каждый шаг общества становится шире. Происходит ускорение темпова развития человечества. По мере расширения должен разрастать та часть населения.

Реальная основа истории. Закономерность имеет политический аспект. Таким образом основа когда новый класс устанавливает новый шире устанивышийся до этого. Демократизация есть важнейшая тенденция исторического процесса., это обусловлено возрастанием субъективного характера истории, та соц. База на которую опирается власть шире, чем предыдущая. Демократизация является фактором которым стал из роста основательности процесса. Детерменирующие факторы общественной жизни объективный фактор имеет тенденцию к возрастанию. Если эти факторы имеет тенденцию к возрастанию, а субъективный фактор увеличивается. Так как эффективность деятельности каждого человека и эффективность общества возрастает, роль субъективного фактора имеет тенденцию к возрастанию. Отсюда, сужение сферы свободы, оно является политикой противоречащей общей закономерности человечества. Это можно сделать до поры и до времени.

Исторический процесс есть результат объективного и субъективного это результат сознательной деятельности людей и стихийных последствий. Гегель: они добиваются не тех результатов. Это означает что в общественной жизни есть стихийный процесс, ибо результат деятельности не совпадает с целями? Почему не совпадает? Энгельс. В общество действует множество соц.групп и если они действовали параллельно из этого взаимодействия возникает результатирующая тенденция где цели результаты не совпадают целями.

Общественная жизнь полна стихийными процессами. Люди с каждым шагом вперед больше осваивают законы природы и общественной жизни и эти законы использует. Деятельность людей все более становится эффективной и результативной. Сфера разума как сфера осознанная возрастает, то сфера стихийного уменьшается. На самом деле не уменьшается а она возрастает в результате экспансия людей в окр.мир. имеет тенденцию к возрастанию. Сфера непознанного имеет тенденцию к возрастанию. С одной стороны диалектика

Универсальная природа человека создает.

Роль права где тут? Появление новых отраслей права уменьшить сферу стихийного, сделать сферу человеческой деятельности управляемым. Общественная жизнь и история это единство необходимости и свободы.

В общественной жизни существует сфера необходимости. Необходимость – это устойчивая, внутренняя связь явления и процессов, которое обусловлено всем предыдущим ходом движения, развития, в силу этого то необходимость это что обязательно должно произойти, оно не может произойти.

Случайность есть проявление и форма дополнения необходимого, случайность дополняет необходимость.

Если люди делают свою историю, то эту деятельность нужно рассматривать в сфере свободы.

В античности свобода рассматривалась как нечем неограниченная деятельность людей, в последующем эта развивалась анархистами, свобода не ничем не регламентированная деятельность людей. Это несло в себе внутренне противоречие.

Спиноза свобода это как познанная необходимость, Гегель показал внутреннюю связь свободы и необходимость, это диалектика была рассмотрена, марксизм свобода – это деятельность на основе познанной необходимости, деятельность практика важнейшая, в экзимстенц. Важнейшее понятие, в религии тож свобода – это возможность внутреннего выбора, с точки зрения марксизма – это позиция не корректно.

Свобода в современный период времени - это способность и возможность человека принимать решения и совершать действия в соответствии со своими целями, идеалами, это прежде всего возможность выбора.

Свобода – это прежде всего, способность человека сделать выбор, той цели, и средст способов ее достижения. Возможность выбора является тоже регламентированой. Гегель

Если выбор ограничивается действует необходимость. Специализация ограничивает выбор. Рынок если насыщен тож ограничивает. Выбор сужается. ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ.

Выбор ограничен пониманием необходимости, можно согласится с Гегелем чем больше свободен ваш выбор тем больше там присутствует необходимость, и наоборот. Выбор человека как первое проявление свободы ест познанная необходимость, поскольку люди больше узнают законов отсюда следует что по мере развития человека возможность свободы возрастает.

Есть концепции в которых критерием исторического процесса является свобода. Гегель рассматривает свободу как субстанцию. Кант свобода важнейший критерий общественного прогресса. Чем выше уровень общ. Свобода выбора – это способ реализации способностей. Если удовлетворяешь способность реализуем свои потребности. Свобода есть сущностная сила человека. Право нормативная сила свободы. Свобода возможность выбора, но это возможность зависит не только от человека, это способность выбора зависит от общества, свобода отражает отношение государства и личности, свобода имеет политико-правовой аспект, свобода выбора зависит от общества в котором он живет.

Государство управляет общественной жизнью, оно управляет через институт права, права становится регулятором все новых сфер общества. Свобода человека сокращается. Кант право есть ограничение свободы (он имел в виду вседозволенность, пониманием кантом права есть ограничение вседозволенности). На самом деле не так: а как? ПРИРОДУ ПРАВА ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ИЛИ НОРМАТИВНАЯ ФОРМА БЫТИЯ СВОБОДЫ(Гегель) тогда права регламентирует свободную деятельность людей. Необходимость в том плане она ограничивает вседозволенность. Право гарантирует свободу. Если права нормативная форма, то свобода если выходит за пределы, то она превращается в насилие, в беспредел, эта свобода превращается в преступление. Свобода должна быть в рамках права. Свобода человека не всегда регулируется права, но она также регулируется нормами морали, если она выходит за пределы, то это означает нравственную деградацию общества, в обществе, где действует принцип разрешено все, что не запрещено, в этом общество трудно найти справедливость, в этом обществе само право становится селяктивным.

Какое из них предпочтительное? Ответ не может быть абстрактным. Нельзя механически переносить, то что существует на Западе в Россию (про смертную казнь). Решения КС РФ политизировано.

Гегель «казнь преступника это не выбор государства, этот путь выбирает сам преступник, сознательно».

Проблема свободы зависит от еще одной проблемы – ответственности. Фромм «если человек не приобрел способность и возможность свободно мыслить, »это способность у которого есть возможность рефлекесии, а без рефлексии нет ответственности. Рефлексивность мышления – да я свободен, но несу ответственность пред другими, чтоб оно не превратилось в не свободу других людей.

Уровнем ответственности, уровнем нравственного развития индивида, уровнем правовой культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь