Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Древней Индии и Древнего Китая (конфуцианство и даосизм)
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источниками в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: ü XV-VI вв. до н.э. – ведический период; ü VI – II вв. до н.э. – эпический период; ü II в. до н.э. – VII в.н.э. – эпоха сутр. Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: ü «священное писание», религиозные гимны («самхиты») ü Описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; ü Книги лесных отшельников («араньяки») ü Философские комментарии к Ведам («упанишады»). До наших дней дошло всего четыре Веды: ü Ригведа ü Самаведа ü Яджурведа ü Атхарваведа Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед – Унишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI – II вв. до н.э.) является две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: ü Буддизм ü Джайнизм ü Чарвана-лакаята Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: ü Йога ü Веданта ü Вайшешина ü Ньяя ü Миниманса ü Санкхья Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. – VII в.н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем в средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. 2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяются друг друга через каждые 100 лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развитии – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: ü «Пракрити» – материальное сознание ü «Пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли вселенная и люди) ü «Майя» – сознание сновидения, мираж Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Атмана – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манаса – душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) – высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими душами. Ахимса – единство всех форм жизни на земле (след., единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго-восточной Азии (после III в. н.э.), а также иных регионах. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечно целью которого является Нирвана – высшая благодать. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: ü Земная жизнь полна страданий ü Страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д. ü От страданий можно избавиться ü Существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддийская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана – Великое Освобождение. Данный план – так называемый восьмеричный путь – предусматривает соблюдение следующих принципов: ü Правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути жизни ü Правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь ü Правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; ü Правильное действия – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; ü Правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке ü Правильное умение – усердие и трудолюбие ü Правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь ü Правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: ü Не убий ü Не укради ü Будь целомудренным ü Не лги ü Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Китайская философия. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: ü VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; ü III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в.н.э.) ü XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости
2. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: ü Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники – философские трактаты " Даоцзин" и " Дэцзин", совместно именуемые " Даодэцзин". " Дао" имеет два значения: ü путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, ü субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: ü все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; ü материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, суще ствующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет " строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; ü мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние (" у-вэй" ); ü особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит " Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше " Дэ" перейдет от императора к нему; ü познать " Дао" и получить " Дэ" можно лишь при полном соблюдении ü путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; ü необходимо во всем уступать друг другу.
ü Конфуцианство- древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным, источником учения - произведение Лунь Юй (" Беседы и суждения" ). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: ü Как необходимо управлять людьми? ü Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отно шение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: · жить в обществе и для общества; · уступать друг другу; · слушаться старших по возрасту и по званию; · подчиняться императору; · сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; · быть человечным Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами: · подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; · управлять на основе добродетели (" бадао" ); · обладать необходимыми знаниями; · верно служить стране, быть патриотом; · обладать большими амбициями, ставить высокие цели; · быть благородным; · делать только добро государству и окружающим; · предпочитать убеждение и личный пример принуждению; · заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: · быть лояльным по отношению к руководителю; · проявлять старание в работе; · постоянно учиться и самосовершенствоваться. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора. ü Легизм - выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти. Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Основными постулатами легизма являются следующие: ü человек обладает изначально злой природой; ü движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические ü как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; ü чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; ü государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; ü основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; ü основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; ü законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; ü государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); ü государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Меньшее распространение получили: ü моизм; ü натурфилософия; ü номинализм. После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: ü чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; ü неодаосизм; ü неоконфуцианство. В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: ü христианской религии; ü марксизма; ü ведущих европейских философов; ü американской философии прагматизма. 3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: ü восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира; ü понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; ü осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; ü восприятие человека, природы и космоса как единого целого; ü консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; ü невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; ü осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый ü восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; ü конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; ü понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); ü восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; ü уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов (" шэнов" ). Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: ü цзин; ü ци; ü шэнь. Цзин - энергия зарождения всего сущего, " корень", " семя" живого организма Выделяются два вида данной психофизической энергии: ü " семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; ü " семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая служит " строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: ü вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; ü духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает " светлой", " чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый - " тяжелой", " загрязненной", " темной" ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души. Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет " стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци). Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ü ян - мужская сексуальная энергия; ü инь - женская сексуальная энергия. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей.
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: ü великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; ü зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу; ü выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; ü образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); ü 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах; ü смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Лунь – из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог – из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т. д.;
ü возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов. Старинное философское произведение " И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма. Философия патристики. Патристика (христианское богословие II—VIII вв.). Датировка патристики указывает на то, что философские идеи Средневековья появляются еще на эллинистическом этапе развития античной философии. На протяжении нескольких столетий духовные Античность и Средневековье сосуществовали, причудливо переплетаясь в идеях философов. Для II—V вв. характерны одновременное существование таких философских школ, как неоплатонизм, стоицизм, пифагореизм, борьба христианства и гностицизма, а также возникновение множества сект, в которых предлагались и развивались философско-религиозные идеи, послужившие фундаментом более поздней философии. Представителями средневековой патристики являются: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы и богословы, или, как их иначе называют, Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы