Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Английский эмпиризм XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).



1. Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

§ материалистическую направленность (большинство философов Англии,
в противоположность философам других стран, например Германии,
предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко
критиковало идеализм);

§ господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для
своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм -
направление философии, которое при познании ведущую роль отводи­
ло опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

§ большой интерес к социально-политическим проблемам (философы
Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль
человека в мире, но и искали причины возникновения общества и го­
сударства, выдвигали проекты оптимальной организации реально су­
ществующих государств).

  • Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое вли­яние на ее характер имели следующие политические события:

§ революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь ко­
роля, непродолжительное существование республики, движение инде-
пендентов);

  • славная революция" 1688 года;
  • окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение
  • внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;
  • упрочение роли парламента;

развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений. Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

  • Фрэнсис Бэкон - считается родоначальником эмпирического (опытно­го) направления в философии;
  • Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, ав­тор книги " Левиафан", выдвинул идею " общественного договора" ); ' Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии счи­тается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и полити­ческий деятель (в 1620 - 1621 гг. -лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризма - зак­лючается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному зна­нию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических ре­зультатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, раз­витию экономики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выра­зил все его философское кредо: " Знание - сила".

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой глав­ным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных яв­лений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложен­ному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расшире­нии возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вов се не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходи­мость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, веро­ятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания - индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

§ " путь паука";

§ " путь муравья";

§ " путь пчелы".

" Путь паука" - получение знания из " чистого разума", то есть рациона­листическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно прини­жает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты ото­рваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, " ткут паутину мыслей из своего ума".

" Путь муравья" - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (пол­ная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. " Чистые эмпирики" концентрируют внима­ние на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят про­блемы " снаружи", " со стороны", но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри. " Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства " пути паука" и " пути му­равья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по " пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему " снаружи" ) и, используя возможности разума, заглянуть " вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпи­ризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопле­ние опыта) с использованием рационалистических приемов понима­ния внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен проис­ходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препят­ствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные при­чины философ иносказательно называет " призраками" (" идолами" ) и определяет четыре их разновидности:

• призраки рода;

призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, ко­торые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания че­рез культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откла­дывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения - " пещера" ) отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, по­нятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра - влияние на процесс познания существующей фило­софии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих " призраков" и получать свободное от их влияния " чистое знание".

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющие­ся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума:

• память;

воображение; рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку - философия, что составляет основу всех наук.

Философию Бэкон определяет как науку о: Боге;

• природе;

• человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

• природу - непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

• Бога - через природу;

• себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя,
изучение мыслью мысли).
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового
времени, английскую философию, философию последующих эпох:

• было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в
философии;

• гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли
философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух
главных разделов любой философской системы;

• определена новая цель философии - помогать человеку добиваться прак­
тических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно
заложил основы будущей философии американского прогматизма);

• предпринята первая попытка классифицировать науки;

$/ дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии

так и Европы в целом.

7. Томас Гоббс (1588 - 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

• целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом
(познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; кри­
тиковал рационалистическую философию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и госу­
дарства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения го­
сударства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (уче­ние о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это по­лучение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует " знаками" и дает их следующую классификацию:

• сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий
или намерений (" пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;

естественные знаки - " сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.); произвольные коммуникативные знаки - слова различных языков; знаки в роли " меток" - специальная " закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.); знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное ис­пользование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обще­стве и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги " Левиафан" (" Чудови- ще" - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

человек обладает изначально злой природой;

движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к " войне всех против всех", в которой не может быть победи­теля и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

в целях совместного выживания люди заключили общественный (со­вместный) договор, в котором ограничили свои притязания и " право всех на все";

для предотвращения " войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;

чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государ­ство должно стать всесильным;

государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-" Ле-виафан", которое " пожирает и сметает все на своем пути" - сила, кото­рой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержа­ния жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоб­бса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и ма­териалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен;

• в основе познания может лежать только опыт (" нет ничего в мыслях
(разуме) человека, чего до этого не было в чувствах" );

• сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни
заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным выс­
казывание Локка о сознании как о " чистой доске", на которой записы­
вается опыт - tabula rasa);

• источником опыта выступает внешний мир;

• цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятель­ности;

• идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добива­ется хороших результатов в своей профессии;

• идеал государства - государство, построенное на основе разделения вла­стей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдви­нул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Рационализм Р. Декарта.

Рационализм (от лат. – разумный) в противовес эмпиризму придаёт в процессе познания решающую роль человеческому разуму. Посылки рационализма в следующем. Всё знание действительно извлекается из опыта, но наше знание – не просто опыт, а упорядоченный опыт. Это упорядочивание происходит на основе абстракций и законов, которые изначально присущи нашему рассудку.
Представители рационализма – Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) и др. В основном рационализм нашёл распространение среди французских и немецких учёных.
Рене Декарт (1596-1650) – французский философ и естествоиспытатель, основатель классического рационализма.
Декарт явился основоположником новой методологии науки. Это направление противоположно эмпиризму и условно может быть выражено в формуле дедукции: от общего – к частному. Метод Декарта заключается в выполнении следующих четырёх правил:

1) «никогда не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен»;

2) «разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения»;

3) «располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных»;

4) «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенными, что ничего не пропущено».
В духе своего времени понимал Декарт и сущность мироздания. Мудрый и всемогущий Бог создал его, как создают машину, механизм – так же рационально, целесообразно и гармонично. Весь миропорядок – это гигантский, однажды «заведённый» механизм, который работает в совершенно автономном режиме и в работу которого Бог уже не вмешивается. Нелишне напомнить, что именно в это время особенно популярными становятся последние изобретения человеческой мысли – механический клавесин, часы и т. п. Интересно, что даже людей и животных Декарт рассматривал как механизмы, с той лишь разницей, что человек – это более сложная машина.
Декарт о морали. Декарт приходит к довольно оптимистической и жизнеутверждающей морали. Главное – это всегда и во всём руководствоваться разумом. Воля человека есть слепая и зачастую безрассудная сила, которая должна быть подчинена уму. Поэтому для Декарта гораздо трагичнее лишиться разума, нежели самой жизни, ибо жизнь и сознание для него – одно. Стремиться к истине и жить по разуму – вот его жизненное кредо.
14.Философия Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза ((1632-1677) – голландский философ-рационалист.
Его общая мировоззренческая ориентация характеризуется как пантеизм. Он отрицал понимание Бога как внеприродной личности, выступающей творцом и двигателем природы; по его убеждению, Бог и есть природа, а природа есть Бог.
Основные философские труды Спинозы: «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Этика», «Богословско-политический трактат», «Метафизические размышления» и др.
В теории познания Спиноза выделял три рода знания:
1) чувственное знание, связанное с воображением. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта.
2) Рациональное познание. Это познание идёт от рассудка и являет собой чисто научный способ мышления. Он улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому даёт человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизиться к истине, насколько это возможно.
3) Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.
Что касается человека, то его мощь определяется его разумом, считал Спиноза. Когда человек руководствуется разумом, он – сам причина своих поступков. Напротив, когда он руководствуется физическим влечением, он является существом страдательным, ибо возбуждается к действию внешними предметами, здесь он лишь отчасти причина своих действий. Свобода – это познанная необходимость, свобода состоит именно в повиновении разуму. Когда человек увлекается страстями, он тем самым утрачивает свободу, становится рабом, подчёркивал Спиноза.

Точно так же, считал он, исследуя общественную жизнь людей, надо не смеяться, не плакать, не приходить в негодование, а стараться их понять. Это особенно важно для выработки правил человеческого общежития. Политику невозможно основать на началах нравственности, но можно и нужно так устроить государственное здание, чтобы политики не могли творить зло. Разум, свобода, порядочность – частные добродетели, добродетель власти, политики – это прежде всего безопасность людей.

Как очевидно, несмотря на внешне жёстко рационалистический характер философских построений Б. Спинозы, всё-таки именно проблема человека находится в центре его учения, всё-таки его философская система – яркий пример концентрации философских вопросов вокруг проблемы человека, человеческих эмоций, человеческого счастья.

Философия Г. Лейбница.

Вершина рационализма XVIII века – Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.
Основные его философские сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».
В течение ряда лет стоял на позициях механистического материализма, но затем эволюционировал к идеализму, к признанию решающей роли в мире за энергичным духовным началом. В целом его мировоззренческие взгляды оцениваются как объективно-идеалистические, «монадологические». Весь мир есть множество монад, которые неделимы и духовны, т. е. являются духовной субстанцией. Физический космос есть вторичный мир, мир феноменальный. Монады физически не взаимодействуют друг с другом, но образуют единый движущийся мир. Минералы и растения – как бы спящие монады с бессознательными представлениями. Души животных обладают ощущениями и памятью. Человеческие души способны к ясным и отчётливым представлениям. Душа человека неуничтожима, а его телесность преходяща. Движение монад регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (Абсолюта, Бога). В теории познания Лейбниц был идеалистическим рационалистом. Выступал против эмпиризма и сенсуализма. Критерием истинности знания считал ясность, отчётливость и непротиворечивость. Лейбниц предвосхитил некоторые принципы современной математической логики.
Практическую цель философии Лейбниц видел в совершенствовании человека. Человек свободен, ему присуща свобода воли. Чтобы согласовать это положение с идеей предустановленной гармонии и идеей предопределения, пронизывающей всё его учение, Лейбниц ввёл понятие нравственной необходимости, рассматривая последнюю в качестве свойства свободной воли.
Как очевидно, Лейбниц противопоставил чувственную и рациональную ступени познания. Тем не менее своей критикой плоского эмпиризма, подчёркиванием роли абстрактного мышления творческой сущности разума он внёс серьёзный вклад в развитие философской мысли своего времени.
Учение материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения, безусловно, было крупным шагом вперёд. Однако материалисты не поднялись до понимания многообразия и качественного различия форм движения материи. Они знали лишь одну простейшую форму движения – механическое движение. Они не дошли также до понимания развития природы как поступательного движения от низшего к высшему.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь