Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 41. Восток-Запад-Россия как особые типы культурного развития.



Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.
Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека.

Русская культура возникла на основе синтеза многих культур, в первую очередь грече-ской. Но наследие античности пришло в Россию не прямо, а через посредство византийской культуры. Русская культура формировалась в процессе христианизации Руси. Но образование собственно русской национальной культуры начинается с момента появления Московской Руси.
Русская национальная культура начала формироваться с эпохи Петра I - конец ХУII-начало ХУIII вв.
В России сложились три концепции, которые существуют и сейчас, характеризующих сущность российской культуры и возможные пути ее развития.
1. Россия развивается своим самобытным путем, не являясь образцом ни Запада, ни Востока (славянофилы).
2. Россия по своим социокультурным признакам тяготеет (и должна) к Западу, к его ду-ховным (христианским) ценностям (западники).
3. Культура России - евразийская культура (евразийство), возникшая как результат син-теза двух противоположных культур. Эта теория возникла в 20-х гг. XX века, сторонники которой характеризовали культуру России как единая и многоликая, с значительными, азиат-скими элементами: степная стихия, мироощущение континент-океан.
В продолжающихся уже длительный период дискуссий о месте России в мировой куль-туре и возможного диалога между Востоком и Россией, Западом и Россией ощущается боль-шой интерес в определении ее прошлого, настоящего и будущего. При этом Запад и Восток, противопоставляемые России, рассматриваются как два особых типа цивилизационного и культурного развития. Запад часто понимается как техногенная цивилизация, сложившаяся еще в ХУ-ХУП вв. и распространившаяся на многие континенты. Для этого типа культуры характерно стремление к господству над природой на основе прогресса технико-технологического развития.
Восток понимается как традиционные общества, основывающиеся на традиционной культуре с принципом невмешательства в природные процессы и приспособлению к создав-шимся природным и социальным условиям.
В настоящее время России придется решать не только экономические вопросы, но и глобальные вопросы ассимиляции культур Востока и Запада, как и других культур, развивая диалогические формы взаимодействия с другими цивилизациями, а не формы конфронтации и собственной исключительности, осуществлять поиск собственного пути развития, свою идентичность.

Познание

Вопрос 42. Познание, его возможности и границы. Многообразие форм постижения мира.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Практика — это материальное освоение общественным человеком окружающего мира

Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию. Противоположности, в которых движется познание:

истина ↔ ложь
знание ↔ заблуждение
известное ↔ неизвестное
Таким образом, познание — это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

объект познания — это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.

Предмет познания — это определенное видение и понимание объекта исследования.

Вместе с тем, научное творчество всегда протекает в определенных границах. Оно подвержено различным ограничениям. Не все, что можно придумать, изобрести, заслуживает признания в науке с точки зрения ее требований и критериев научности. В науке вырабатываются свои каноны научности, которым строго следует научное сообщество. Без преемственности нет науки. Это означает, что новое знание конструируется на основе известного и общепризнанного. Творчество, являясь продуктивным моментом (новообразованием) всегда опирается на известные репродуктивные элементы, созданные предшественниками.

Существует множество эмпирических и теоретических ограничений, связанных с формированием научных понятий, гипотез и теорий. Таким образом, можно сказать, что научное познание не исключает творчества, а предполагает его. Однако это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту. Из сказанного следует, что не сам процесс познания является отражением, как думали французские материалисты (здесь на самом деле доминирует творчество), а лишь его конечный результат — научный образ — должен являться отображением изучаемого объекта.

Многообразие способов постижения мира

Философский способ познания мира, так долго считавшийся научным, сегодня также отделен от науки, хотя именно в нем рациональность смогла увидеть свое наиболее полное отражение. Иррационалистические философские учения, критикуя сложившиеся критерии рациональности, лишь совершенствовали и углубляли их. Философское познание по-прежнему остается умозрительным или интуитивным, хотя аргументация и играет в научном познании немалую роль.

Не менее существенную роль в жизни человека и общества играет художественно-эстетический способ познания мира, нашедший наиболее полное воплощение в искусстве. Характерное для него образное восприятие внешнего и внутреннего мира выражает суть эмоционального в человеке, в противовес рациональному. Однако, данное противопоставление лишь на первый взгляд является абсолютным. На самом же деле научное познание не может обойтись без таких экстралогических критериев, как критерий красоты и критерий простоты. Столь же значима роль эстетического и интуитивного в философском умозрении.

Религиозно - мистический способ постижения мира является самым трудноопределимым. Главным моментом здесь выступает познание через откровение, которое человек получает от Бога, т.е. трансцендентального существа. Гарантом получения необходимого знания в религиозно-мистическом познании является внутреннее преобразование (очищение) познающего субъекта. Человек должен оказаться достойным получения «сокрытого» и «потаенного» знания. Все четыре способа познания в действительности не могут быть изолированы друг от друга: научное, философское, религиозно-мистическое и художественно-эстетическое познание вышли из единого корня и их дифференциация не является абсолютной. Напротив, прогресс в каждой из областей познания, как правило, связан с взаимодействием и обменом между ними.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь