Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие общества, его типы и структура



Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.

В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное.

2.1 Структура, внутренняя организация

Огромное значение в определении специфики того или иного целого, его особенностей, свойств плюет структура—внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его ком­понентов.

Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры, по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности, используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию для собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры, — пишет В. С. Тюхтин, — специфичен особый и в то же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта, — отмечает М. И. Сетров, — выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов, вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

Структура общественной системы выступает но только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы, — наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т. д.

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей.

2.2 Основные элементы структуры общества

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, " орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению ре­альности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные по­влиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую " телесную оболочку" становясь материальными проводниками, " перевозчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

41. Трактовка отношений личности и общества в истории философии

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте

человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в

философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип

философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и

необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.

Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и

таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- это

жить в согласии с этим миром.

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как

умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были

заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека

как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип

мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той

эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь

как одно из его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к

нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в

бога.

Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание

на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки

для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного

противопоставления ему.

В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила

человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался

антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,

осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.

Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия

человека.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила

человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и

безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени

подчеркивала, что человек- это продукт окружающей природы, а не результат

собственной деятельности.

В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно

противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма

как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,

тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением

природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке- это

его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с

помощью силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к

пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,

творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

История общества рассматривалась как история становления свободы

человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории-

гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения

свободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял

кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его

духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,

создал человеческую религию.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей

совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные

идеи марксизма- идея социальности человека, социальной сущности человека,

понимаемой материалистически и конкретно- исторически (сущность человека-

совокупность общественных отношений).

Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,

она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл

истории, добро и зло- все это важнейшие темы для этой философии. Главная

проблема для нее- усовершенствование человека. Русская религиозная

философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к

самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в

совести.

Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать

этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные

и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно

ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества

человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии

человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении

гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме

человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных

проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной

ситуацией в мире.

В 20-х- 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как

«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии

стала тема существования человека в отчужденном мире общественных

отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если

он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,

только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а

творить этот мир, делая его более человечным.

Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход

оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных

знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.

Человек- не только материально- социальная система, которую можно изучить и

измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и

смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека

является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных

мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно- историческими и иными

причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о

сущности и природе человека, смысле его существования.

Для исследования человека как весьма сложного объекта научного

познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий

достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе

человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле,

субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек-

понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,

социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и

общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется

понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,

неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им в

процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и

взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными

качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована

лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся

динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и

обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной

личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,

прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-

это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и

идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в

целом.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В

значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он, - автор

истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,

политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования

человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не

только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и

способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они

изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все

пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.

Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-

вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве

своей беcпокойной духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального

наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе

социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,

прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой

деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума

человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и

потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с

другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать

орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на

нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

При философском исследовании человека существует и биосоциальная

проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку

характеризует природу человека.

Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия

социального и биологического, приобретенного и унаследованного,

«культурного» и «дикого» в человеке.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,

физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы

человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности

человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы

реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают

человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его

способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,

и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет

социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы

социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-

практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной

деятельности.

Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и

биологического.

Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,

Ф, Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные

качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено

их наследственными генетическими данными.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую

трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью

отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его

значение.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше

названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать

человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального

начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-

природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества

(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное

происхождение.

В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под

активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и

экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.

Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его

социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,

чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как

основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное

и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные

возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по

своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и

окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной

деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех

триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с

произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон

свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и

др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть

чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,

нарушающим законы природы и социальной жизни.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности

каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке

противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который

настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их

последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители

его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,

технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен

еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое

проявляется во все времена и существует в различных формах.

Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под

его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение

означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это

как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.

Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное

распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.

Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она

означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как

природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в

соответствии со своими интересами и представлениями.

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна

иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,

своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в

негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,

социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной

основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы

понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности

людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а

при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что

ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы

людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав

человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой

деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в

котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата

за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего

она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в

разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда

конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь