Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Категории диалектики, природа и роль в философии и науке.



Диалектика - это наука о развитии природы, общества и мышления; о всеобщих связях; основанный на этом учении метод мышления и познания (диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.

При изучении парных категорий диалектики их сопоставление производится в двух основных аспектах – онтологическом и гносеологическом. В онтологическом аспекте, мы с помощью них фиксируем всеобщие противоположные формы существования и развития материального мира и связи между ними. В гносеологическом плане, мы преследуем цель не только адекватно отразить развитие, но и выделить в процессе познания определённые «ступеньки», восходя по которым можно познать сущность мира.

Категории:

1) Сущность и явление

2) Содержание и форма

3) Целое и часть

4) Система, структура, элемент.

30. Категории " система", " структура", " элемент". Принцип системности в философии, науке, педагогической деятельности.

Системность – это, наряду с движением, пространством и временем, атрибут материи, т.е. характерное свой ство материальной дей ствительности. Это значит, что в мире организованность преобладает над хаотичными изменениями

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент – неразложимый далее компонент сложных предметов, процессов, явлений. Критериальное свой ство элемента – его необходимое, непосредственное участие в создании системы. Без него система не существует.

Структура – относительно устой чивый способ связи элементов того или иного сложного целого.

Системный подход к исследованию феноменов материального мира популярен и перспективен, однако, бывают случаи, когда применять его нецелесообразно.

Чтобы выявить единичное, нужно сравнить рассматриваемый предмет со всеми другими предметами.

31. Категории " часть" и " целое". Сущность целостного подхода в познании и педагогической деятельности.

Целое и часть: Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит.

Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы.

Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые.

В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос: «в чем заключается секрет целостности». На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Со временем удалось понять и то, что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности (связям строения, функционирования, развития соответствуют структурный, функциональный и генетический типы целостности). Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением.

 

32. Категории " сущность" и " явление", их роль в познании.

Всеобщие связи бытия разнообразны. Они, в частности, могут быть глубинными и поверхностными.

Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устой чивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.

Явление – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое.

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление - универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется.

 

33. Категории " единичное", " особенное", " общее", их роль в познании.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. Единичное - это данный конкретный объект. Первоначально мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но уже обыденное сознание находит между ними немало общего, сходного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимосвязи и закономерности, присущие целым областям и сферам действительности. Таким образом, в любом объекте реально соединены и единичное, и общее. Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двигаясь навстречу друг другу, помогают всесторонне постигать действительность, объективную реальность. ЗАКОН - необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсальный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы.

Единичное - определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Единичное - диалектическая противоположность всеобщего. Единичное всегда продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение единичного во всеобщее и особенное, и обратно.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и всеобщего. Обычно о. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. При более глубоком рассмотрении о. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а, прежде всего, как объединяющее их начало в рамках целого. Категория особенное - важный момент движения познания в глубь объекта.

Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании чел. Объективно всеобщее отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Всеобщее существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д.

34. Категории " содержание" и " форма", их взаимосвязь.

Содержание – совокупность различных элементов и их взаимодей ствий, определяющих основной тип, характер того или иного явления, предмета, процесса.

Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Форма – это относительно устой чивая характеристика целостного образования, выполняющая системообразующую функцию и определяющая основные качественные и количественные особенности процессов, происходящих в этой целой системе.

Содержание и форма – понятия диалектические, они неразрывно связаны друг с другом. «содержание оформлено, а форма содержательна». Форма не есть нечто внешнее, она есть фактор внутренней организации явления. Форма закрепляет определенную ступень в развитии явления. Тем самым она обеспечивает накопление изменений в возможность дальней шего развития. Многообразие мира выражено через многообразие форм, предметов и процессов.

35. Категории " причина" и " следствие". Причинность и целесообразность. Принцип детерминизма. Категории " необходимое" и " случайное", их взаимосвязь.

Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе - следствием. Бывают связи вида причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин - одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие, а следствие влияет на причину.

Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множество возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.

 

36. Категории " возможность" и " действительность", их роль в философии и науке.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. филос. категории, характеризующие две осн. ступени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность - объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность - объективно существующий предмет как результат реализации нек-рой возможности, в широком смысле - совокупность всех реализованных возможностей Численная мера возможности выражается посредством понятия вероятности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь