Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема происхождения философии и специфика философского знания. Предмет, структура и функции философии.



Проблема происхождения философии и специфика философского знания. Предмет, структура и функции философии.

Основные концепции происхождения философии:
1) мифогенная - философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия – рационализация мифа (Гегель, Лосев);
2) гносеогенная - философия возникла в результате обобщения знаний (Богданов);
3) теологическая - концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия – реализация человеком дара божьего.

Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив её, философия сможет в полной мере осознать свою сущность.

Проблема происхождения философии: демифологизация античного мировоззрения.

Специфика философии:

- предельные понятия;

- всеобщий предмет философского размышления;

- мировоззренческий характер, принципиально – разрешимые («вечные») вопросы;

- умопостигаемые сущности, не данные в опыте;

- достоверность философского знания не является научной в строгом смысле слова, а её истины не являются общезначимыми.

Варианты решения проблемы философии:

Аристотель – постижение мира как разумного и целостного.

Гегель – эволюция разума, мышления.

Маркс – не объяснить, а преобразовать мир.

 

Философия есть наука о методах и путях познания окружающего мира, о его сущности и месте человека в нём, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления.

 

Структура философии:

Онтология – учение о бытии.

Гносеология – учение о познании.

Логика - учение о законах мышления.

Этика – учение о правилах и нормах.

Эстетика – философское учение о прекрасном, об эстетических категориях.

Социальная философия – занимается изучением общества.

Философская антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях, о том, что люди считают важным.

История философии — освоение закономерностей исторического процесса.

Функции философии:

1) мировоззренческая;

2) методологическая;

3) теоретическая;

4) гносеологическая;

5) аксиологическая;

6) воспитательно – гуманитарная;

7) социальная;

8) прогностическая.

 

Философия и мировоззрение. Философия и наука.

Мировоззрение – это система взглядов на действительность, взятую в её отношении к человеку. Оно включает в себя не только представления о мире, но и месте человека в мире.

Выделяют 5 видов мировоззрения:

религиозная;

мифологическая;

научная;

философская;

эстетическая.

Философия как теоретическое ядро мировоззрения.Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Философия и наука.

Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это постоянно развивающийся, наполняющийся более глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные, иногда взаимоисключающие, идеи, но в любом случае в борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс становления и развития науки (физики, математики, биологии, философии). И если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как развивающийся процесс.

 

 

Учение о природе и бытии в ранней античной философии.

 

Есть две основные теории, где философия возникает:

1) Иония, город Милет (милейская школа);

2) Южная Италия, Элея – город (элейская школа).

Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э. В это время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.
Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из семи «мудрецов» Фалес. В этой школе впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Различные представители этой школы решали этот вопрос по разному, но в основе мира все они видели определенный материальный принцип.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее, аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и «разряжения» первоматерии.
Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное и не определял его ни как воду, ни как воздух, ни как что-либо другое. «Апейрон» является безграничным и неопределенным не только в пространственном, но и во временном отношении.
Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения – ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько, насколько он изменяется.
Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия, первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь является также наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений.
Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему – единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны мира.
Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное – непознаваемо.

 

 

Метафизика Аристотеля.

 

МЕТАФИЗИКА, отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира. Для Аристотеля метафизика – это онтология, исследование бытия как такового; наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. Позднее теологию стали выделять в особую область, и в составе метафизики остались онтология, космология и спекулятивная психология.

Аристотель развил собственное философское учение. Он перенес акцент с идеи на форму. Он рассматривает отдельные вещи и выделяет в вещи материю(субстрат) и форму, только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете. Динамизм Аристотеля - он не забывает уделяет первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения. Надо определить источим движения, его энергетическое начало Аристотелем раскрыта проблема цели. Цель - наилучшее во всей природе. Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.

Бог умственно совершенен, он источник вся­кого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей. Бог – великолепный ум.

 

Проблема происхождения философии и специфика философского знания. Предмет, структура и функции философии.

Основные концепции происхождения философии:
1) мифогенная - философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия – рационализация мифа (Гегель, Лосев);
2) гносеогенная - философия возникла в результате обобщения знаний (Богданов);
3) теологическая - концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия – реализация человеком дара божьего.

Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив её, философия сможет в полной мере осознать свою сущность.

Проблема происхождения философии: демифологизация античного мировоззрения.

Специфика философии:

- предельные понятия;

- всеобщий предмет философского размышления;

- мировоззренческий характер, принципиально – разрешимые («вечные») вопросы;

- умопостигаемые сущности, не данные в опыте;

- достоверность философского знания не является научной в строгом смысле слова, а её истины не являются общезначимыми.

Варианты решения проблемы философии:

Аристотель – постижение мира как разумного и целостного.

Гегель – эволюция разума, мышления.

Маркс – не объяснить, а преобразовать мир.

 

Философия есть наука о методах и путях познания окружающего мира, о его сущности и месте человека в нём, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления.

 

Структура философии:

Онтология – учение о бытии.

Гносеология – учение о познании.

Логика - учение о законах мышления.

Этика – учение о правилах и нормах.

Эстетика – философское учение о прекрасном, об эстетических категориях.

Социальная философия – занимается изучением общества.

Философская антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях, о том, что люди считают важным.

История философии — освоение закономерностей исторического процесса.

Функции философии:

1) мировоззренческая;

2) методологическая;

3) теоретическая;

4) гносеологическая;

5) аксиологическая;

6) воспитательно – гуманитарная;

7) социальная;

8) прогностическая.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь