Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Субъективистская философия Джорджа Беркли и Дэвида Юма.
Философская традиция, начинающаяся с Протагора и проходящая через учение греческих скептиков, называется субъективизмом. Юм был последователем и продолжателем в новой философии этого направления и говорил, что когда мы воспринимаем какой-либо предмет, то в любом случае имеем его зрительный образ, слуховой, осязательный и так далее. Мы узнаем о наличии предмета через наши ощущения или чувства. Поэтому правильнее говорить, что перед нами не предмет, а сумма наших ощущений или чувственных его восприятий. Ведь вне и помимо чувств мы не могли бы вообще ничего воспринимать. Мы имеем дело не с действительностью, а с нашими ощущениями этой действительности, которые для нас и являются настоящей, безусловной и первичной реальностью, то есть самой действительностью. Что стоит за ними – неизвестно. Какой реальный мир за ними скрывается, мы никогда не узнаем, потому что не в состоянии «вышагнуть» из наших ощущений, воспринять существующее без них и помимо них. А в том, что они не представляют истинной картины вещей, сильно искажают действительность, обманывают нас, мы вполне убедились. То, что мы ощущаем, и то, что есть на самом деле, – далеко не одно и то же, но нам доступно только ощущаемое. Поэтому вполне можно утверждать, что действительность – это совокупность наших ощущений. Предметом философии, значит, должен быть поток впечатлений, сумма восприятий, чувственный опыт, а вопрос о том, каков подлинный мир, совершенно бессмыслен, так как мы абсолютно отрезаны от него своей субъективной природой (суммой ощущений). Более того, не имеет смысла даже вопрос о самом существовании объективного мира: не все ли нам равно, что стоит за нашими впечатлениями и стоит ли вообще что-либо, если единственно возможная для нас действительность – мир собственных чувств и ощущений. Учение Беркли – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает " идеи" и " души". ИДЕИ – это качества, данные в нашем субъективном восприятии. ДУШИ – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идей активны. Это различие необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие. Благодаря такой терминологии " качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. " Идея" первична. " Вещь" не что иное, как сочетание, комплекс " идей". " Вещь", таким образом вторична. Не качества предполагают определяемую ими вещь, а, наоборот, " вещь" не более чем совокупность качеств, " идей". Придав при помощи термина " идея" субъективный смысл понятию " качеств", Беркли заявляет, что " не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа". Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только непознаваема, но и не реальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно. В своей онтологии Беркли опирается на фразу «Быть – это быть воспринимаемым», таким образом он отрицает существование объективного мира. Он заявляет, что не отрицает " существования ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства или размышления". Он так же говорит, что не сомневается " даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками". Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании.
Философские взгляды И.Канта. В критике чистого разума Кант определил влияние воспитания и образования на познание. " Критика практического разума" – осмысление основания интуиции и соотношение практического разума с чистым. «чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение. По Канту: Практический разум - основа интуиции. Дается человеку богом. Рассудок. Присутствует у всех. Формируется воспитанием и образованием. Чувственное. Присутствует у всех. " Критика способности суждений" – в этой работе он рассматривает проблему эстетического сознания (эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного). Кант подчеркнул, что практический разум фактически командует чистым разумом. По Канту практический разум ставит перед рассудком проблемы которые надо решить. Иногда рассудок просто не в состоянии решать некоторые проблемы, которые ставит практический разум. У Канта одной из таких проблем стала проблема ноуменов и феноменов. Это его основная тематика, по которой Кант известен многим – вещь в себе. Ноумен – объект, который человек хочет понять. Этому ноумену в духовном горизонте должен соответствовать феномен. Если он есть, то человек хоть что-то может сказать про объект, иначе – нет. Проблема феноменов в духовном горизонте людей, а так же их содержание является одной из наиболее актуальных в современной философии - антропологии. По Канту в духовном горизонте человека лишь некоторые участки освещены " постоянным светом разума". Кант, более чем за 100 лет, стал обсуждать антропологии: структуру духовного горизонта в виде феноменов и содержания этих феноменов; единство в духовном горизонте разума и других составляющих в виде бессознательного и в ходе познания человек может понять объект только на уровне явления и то только если в духовном горизонте есть соответствующий феномен. Разум человека слишком слаб, что бы понять сущность явления, поэтому для человека все объекты выступают как объекты, хранящие свою сущность. Но Кант считал, что некоторые люди могут понять сущности, но делают это не рассудком, а практическим разумом с помощью интеллектуальной интуиции (основа интуиции – ситуативное мышление, глубина памяти и личный жизненный опыт). Названные компоненты являются важными элементами бытия человека. В первой половине творчества Кант был материалистом и написал( 1755 г.) " Всеобщая естественная история и теория неба". Сформулировал проблемы познания. Религиозная философия фактически исходит из следующих позиций: мир устроен гармонично, основа этой гармонии – разум бога. С этих позиций Дальше Кант стал строить свою философию на всеобщей гармонии мирового разума, опроверг доказательства существования бога. Рассмотрел проблему пространства и времени: люди с самого начала раскладывают все по пространственно-временным параметрам, таким образом, пространство и время являются априорными формами чувственного познания. Проблема соотношения объективного пространства и времени и их отражения в духовном горизонте людей и различных теориях. Человек – житель двух миров: мира необходимости и мира свободы. Воля и ее максимум – это состояниедуховного горизонта как целостной системе, а это современное понимание воли как таковой. Кант один из самых оригинальных мыслителей XVIII в., представительклассической философии. Синкретический вид обсуждения проблем классицизма (синкретизм – нерасчлененность проблемы). Синкретизм – это не совсем четкая постановка проблемы, ядро которой многие люди того времени не видели или не понимали и только на уровне современной философии удается четко сформулироватьобсуждаемую в рамках классицизма проблему. Это герменевтические возможностисовременного философствования. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ: — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов. Категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Представление о добре и зле: это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон « категорический императив» (предписание). Его суть: 1) поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; 2) относиться к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне; 3) к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов. Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов. Распространенная ошибка заключается в отождествлении Категорического императива с «золотым правилом этики»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». У Канта этот постулат имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Категорический императив является утверждением из класса императивов, или максим. Понятие «вещи в себе» как одно из основных в «Критике чистого разума» И. Канта. Необходимостью объяснить природу связи вещей в себе и явлений, в рамках кантовского трансцендентального идеализма разрешить невозможно. " Неизвестное нечто" действует на наши чувства – это тезис; категория причины (и действия) к миру вещей в себе неприменима - это антитезис. Кант считает реальностью, " непосредственно данной как простая субстанция", – а именно на человеческое Я, на самосознание. Даже наше Я, как оно дано нам в акте самосознания, не есть, согласно Канту, вещь в себе, т.е. монада, ибо оно открывается нам посредством внутреннего чувства, а значит, опять-таки опосредовано чувственностью и таким образом есть только явление. В самосознании Кант выделяет два слоя: субъективное единство самосознания (определение внутреннего чувства и в котором субъект дан сам себе как явление, как психологический, эмпирический субъект). Второй слой – это объективное единство самосознания (трансцендентальное единство апперцепции и которое есть высший принцип всего человеческого знания, ибо оно одно обусловливает единство знания благодаря отнесению его к некоторому " я мыслю", которое должно сопровождать все представления, иначе они рассыпаются и теряют всякую связь между собой). Трансцендентальное единство апперцепции не единство субстанции. Критикуя предшествующий рационализм за неправомерную субстанциализацию " я мыслю", которое есть лишь единство функции, Кант пишет: рациональная психология кладет в основу науки о душе. Человек самому себе дан, только как явление, и к нем, т.о., полностью относятся все законы мира явлений, т.е. мира, в котором нет ничего простого, неделимого, что было бы целью самой по себе, причиной самого себя. Для теоретического разума человек предстает природный объект наряду с другими природными объектами. " Я" трансцендентальной апперцепции не есть вещь в себе. " Анализ меня самого в мышлении вообще не дает никакого знания обо мне самом как объекте. Логическое истолкование мышления вообще ошибочно принимается за метафизическое определение объекта". Предмет чистого мышления( " ноумен" )-это не вещь в себе, а иллюзия разума. Вещь в себе потому и оказывается за пределами теоретического познания, что она не может быть предметом созерцания, а могла бы быть лишь предметом умозрения, но чисто умопостигаемого знания Кант, не признает. " Критике чистого разума": Кант занял последовательно феноменалистскую позицию в вопросе о характере связи между неделимой вещью в себе и непрерывным явлением.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1319; Нарушение авторского права страницы