Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие философии. Структура, функции и предмет философии.



Понятие философии. Структура, функции и предмет философии.

ТЕРМИН «ФИЛОСОФИЯ» ВПЕРВЫЕ ОБЪЯСНИЛ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ ПИФАГОР (КОНЕЦ VI ВЕКА – НАЧАЛО V ВЕКА ДО Н. Э.);

ТЕРМИН « ФИЛОСОФИЯ » ПРОИСХОДИТ ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ “PHILEO” – ЛЮБОВЬ И “SOPHIA” – МУДРОСТЬ;

ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ – ПОНЯТЬ ИДЕИ, ПО КОТОРЫМ РАЗВИВАЕТСЯ И ЖИВЕТ МИР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, СФОРМИРОВАТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

(!!! ) предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием нау­ки и самого философского знания. Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Тем не менее можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще (можно выделить четыре раздела ):

1. Онтология - это Философское учение о бытии (от греческого «ontos» – сущее и «logos» – учение).

2. Гносеология - Философское учение о познании (от греческого «gnosis» – знание и «logos» – учение). Анализ наиболее общих вопросов познания.

3. Социальная философия - Раздел философии, который изучает общественную жизнь. Изучение наиболее всеобщих вопросов функционирования и развития общества.

4. Философская антропология – ЭТО Философия человека.. ИССЛЕДУЕТ природу (сущность) человека.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – СОВОКУПНОСТЬ НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ВЗГЛЯДОВ НА МИР И МЕСТО В НЕМ ЧЕЛОВЕКА.

ФИЛОСОФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШЕЙ ФОРМОЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, САМОЙ НАИВЫСШЕЙ СТУПЕНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПРОШЛА ТРИ ОСНОВНЫЕ СТАДИИ СВОЕЙ ЭВОЛЮЦИИ: КОСМОЦЕНТРИЗМ, ТЕОЦЕНТРИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.

КОСМОЦЕНТРИЗМ — ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ОБЪЯСНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ МОГУЩЕСТВО, ВСЕСИЛЬНОСТЬ, БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВНЕШНИХ СИЛ — КОСМОСА И СОГЛАСНО КОТОРОМУ ВСЕ СУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ КОСМОСА И КОСМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ. ДАННАЯ ФИЛОСОФИЯ БЫЛА СВОЙСТВЕННА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ, ДРЕВНЕМУ КИТАЮ, ИНЫМ СТРАНАМ ВОСТОКА, А ТАКЖЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - ТИП ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО ЧЕРЕЗ ГОСПОДСТВО НЕОБЪЯСНИМОЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЙ СИЛЫ - БОГА (БЫЛ РАСПРОСТРАНЕН В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ).

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — ТИП ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО СТОИТ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА (ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ).

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЛИ ПОСТЕПЕННО И ПРОДОЛЖАЮТ СУЩЕСТВОВАТЬ СЕЙЧАС. ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

1) ОБЫДЕННОЕ; ( НАИБОЛЕЕ ДРЕВНЕЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ; ВОЗНИКЛО У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В ХОДЕ ИХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОПИРАЕТСЯ НА ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕ ТРЕБУЕТ НИКАКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, НО И НЕ МОЖЕТ РАСКРЫТЬ УПРАВЛЯЮЩИЕ МИРОМ ЗАКОНЫ. ВОЗНИКЛО ЗАДОЛГО ДО ФИЛОСОФИИ. У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ И ВКЛЮЧАЕТ ПРОСТЕЙШИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩИХ НАС ПРЕДМЕТОВ И ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.)

2) МИФОЛОГИЧЕСКОЕ; (СОВОКУПНОСТЬ МИФОВ, Т. Е. СОЗДАННЫХ НАРОДНОЙ ФАНТАЗИЕЙ ЛЕГЕНД И СКАЗАНИЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ, ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ. МИФОЛОГИЧЕСКУЮ ФОРМУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ПО ДОШЕДШИМ ДО НАС ЛЕГЕНДАМ, МИФАМ, СКАЗКАМ, ГЕРОИЧЕСКОМУ ЭПОСУ МНОГИХ НАРОДОВ МИРА.)

3) РЕЛИГИОЗНОЕ; (тесно переплетается со второй, мифологической, — Главной чертой всякой религии (и основанного на ней мировоззрения) является вера в сверхъестественное — в существование богов или в некие события, свойства вещей, нарушающие законы при? роды, «естества» (магия, вера в чудесные свойства амулетов и талисманов, в тотем, т. е. прародителя племени). Религия предполагает также возникновение культа и системы обрядов, которых в мифологическом мировоззрении еще нет.)

4) НАУЧНОЕ. (форма мировоззрения возникла на основе специального, целенаправленного изучения природы и человека, накопления проверенных и обоснованных знаний о мире. Научное мировоззрение создавалось во взаимодействии с философией и ИЗНАЧАЛЬНО было глубоко связано с ней.)

 

Исторические типы и формы мировоззрения.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЛИ ПОСТЕПЕННО И ПРОДОЛЖАЮТ СУЩЕСТВОВАТЬ СЕЙЧАС. ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

1) ОБЫДЕННОЕ; ( НАИБОЛЕЕ ДРЕВНЕЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ; ВОЗНИКЛО У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В ХОДЕ ИХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОПИРАЕТСЯ НА ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕ ТРЕБУЕТ НИКАКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, НО И НЕ МОЖЕТ РАСКРЫТЬ УПРАВЛЯЮЩИЕ МИРОМ ЗАКОНЫ. ВОЗНИКЛО ЗАДОЛГО ДО ФИЛОСОФИИ. У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ И ВКЛЮЧАЕТ ПРОСТЕЙШИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩИХ НАС ПРЕДМЕТОВ И ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.)

2) МИФОЛОГИЧЕСКОЕ; (СОВОКУПНОСТЬ МИФОВ, Т. Е. СОЗДАННЫХ НАРОДНОЙ ФАНТАЗИЕЙ ЛЕГЕНД И СКАЗАНИЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ, ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ. МИФОЛОГИЧЕСКУЮ ФОРМУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ПО ДОШЕДШИМ ДО НАС ЛЕГЕНДАМ, МИФАМ, СКАЗКАМ, ГЕРОИЧЕСКОМУ ЭПОСУ МНОГИХ НАРОДОВ МИРА.)

3) РЕЛИГИОЗНОЕ; (тесно переплетается со второй, мифологической, — Главной чертой всякой религии (и основанного на ней мировоззрения) является вера в сверхъестественное — в существование богов или в некие события, свойства вещей, нарушающие законы при? роды, «естества» (магия, вера в чудесные свойства амулетов и талисманов, в тотем, т. е. прародителя племени). Религия предполагает также возникновение культа и системы обрядов, которых в мифологическом мировоззрении еще нет.)

4) НАУЧНОЕ. (форма мировоззрения возникла на основе специального, целенаправленного изучения природы и человека, накопления проверенных и обоснованных знаний о мире. Научное мировоззрение создавалось во взаимодействии с философией и ИЗНАЧАЛЬНО было глубоко связано с ней.)

Классический период древнегреческой философии.

II период – классический, или период сократиков: Период: вторая половина V в.- конец IV в. до н.э. Философию этого периода представляют: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Образ жизни античной Греции с ее развитыми публичными формами государственного управления (народные собрания), активной судебной и политической практикой порождал объективную потребность в искусстве слова.

Так появляются учителя этого искусства – софисты. Слово «софист» в буквальном переводе означает «мудрец, искусник, мастер, изобретатель». Софисты не представляли единую философскую школу. Их объединяло «профессиональное» занятие (платные «учителя мудрости»).

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.)- Знание самого себя всегда важнее познания природы. Философия способствует рождению истины. Диалектика – искусство ведения диалога. Человек – это прежде всего его бессмертная душа, о которой и нужно каждому заботиться в первую очередь. Философия = повивальное искусство.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)- ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник традиции идеализма в философии. Учение о мире идей («эйдосы») – мире вечных, абсолютных, неизменных сущностей, составляющих подлинную реальность. Разработал модель идеального государства (общество 3х социальных сословий).

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) - Ученый-энциклопедист, систематизатор знания античной эпохи, основатель авторитетной в Афинах школы – «Ликея» (прообраза современных лицеев). Ученик Платона. Главная цель политики – достижение общего блага.

Методы научного познания.

Методы научного исследования познание, как специфический вид деятельности, для своего осуществления требует опре-деленных приемов и операций, призванных обеспечить достижение поставленных познавательных целей. Это методические средства познавательной деятельности. Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности. Метод должен включать в себя 1) сформулированную цель 2) описание объективной ситуации, в пределах которой решается практическая или теоретическая задача 3) процедуру или перечень операций, которые необходимо осуществить для достижения цели в заданных условиях. Научному методу свойственны следующие признаки: 1) ясность или общедоступность; 2) детерминированность или отсутствие стихийности и произвола в применении; 3) направленность или способность обеспечивать достижение цели; 4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты; 5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат; 6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени. Методы, используемые в познавательной деятельности, можно разделить на три группы. К первой относятся общелогические методы, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия и другие.Ко второй группе относятся методы, применяемые только в определенной научной теории и приспособленные для исследования именно данного объекта. Отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач. Это конкретно-научные или дисциплинарные методы. Третью группу составляют общенаучные методы, которые в меньшей степени зависят от специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования. На этом основании данные методы можно разделить на методы эмпирического и теоретического познания, которые соответствуют эмпирическому и теоретическому этапу исследования.

Понятие философии. Структура, функции и предмет философии.

ТЕРМИН «ФИЛОСОФИЯ» ВПЕРВЫЕ ОБЪЯСНИЛ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ ПИФАГОР (КОНЕЦ VI ВЕКА – НАЧАЛО V ВЕКА ДО Н. Э.);

ТЕРМИН « ФИЛОСОФИЯ » ПРОИСХОДИТ ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ “PHILEO” – ЛЮБОВЬ И “SOPHIA” – МУДРОСТЬ;

ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ – ПОНЯТЬ ИДЕИ, ПО КОТОРЫМ РАЗВИВАЕТСЯ И ЖИВЕТ МИР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, СФОРМИРОВАТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

(!!! ) предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием нау­ки и самого философского знания. Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Тем не менее можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще (можно выделить четыре раздела ):

1. Онтология - это Философское учение о бытии (от греческого «ontos» – сущее и «logos» – учение).

2. Гносеология - Философское учение о познании (от греческого «gnosis» – знание и «logos» – учение). Анализ наиболее общих вопросов познания.

3. Социальная философия - Раздел философии, который изучает общественную жизнь. Изучение наиболее всеобщих вопросов функционирования и развития общества.

4. Философская антропология – ЭТО Философия человека.. ИССЛЕДУЕТ природу (сущность) человека.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь