Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека.



Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда.

Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, является философским учением о человеке, или философией человека.

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека – антропологией, психологией, социологией, культурологией, социологией, лингвистикой и др.

Человек– это живая система, представляющая единство трех составляющих:

· биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

· психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.);

· социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.).

Все философские концепции человека можно разделить на две части: объективистские и субъективистские.

В концепциях первой части человек, способ его существования и жизненное предназначение обусловлены внешним миром.

Человек рассматривается как существо, зависимое от объективных сфер космоса, космической разумности, божественной воли, исторической необходимости.

В теориях другой части человек предстает как существо автономное, а его постижение – это прежде всего САМОПОСТИЖЕНИЕ, которое одновременно является и условием постижения мира.

К объективистам принадлежали Демокрит, Платон, Фома Аквинский, французские просветители-материалисты, Гегель, Маркс.

К субъективистам относятся софисты, Беркли, Кант, экзистенциалисты, персоналисты.

Первоначальные представления о человеке формируются значительно раньше, чем рождается религия, а тем более философия.

Древняя мифология не расчленяет мир: природа, человек и Бог в мифологическом сознании слиты воедино. В этом сознании человек не рассматривается в качестве самостоятельного существа, человек и космос здесь едины.

Теоцентрическая средневековая философия разрушает это единство, слитность человека с космосом ликвидируется, как ликвидируется и характерная для мифа и даже для античной философии обезличенность человека. Человек – творение Бога, отражение его абсолютной личности. Его телесность есть только неизбежность, которая должна быть дополнена духовностью и подчинена ей.

Ренессансная концепция человека как “творческого гения”, созидающего себя и мир своего существования.

Новоевропейские рационалистические концепции человека как разумного существа, который благодаря своей разумности достигает разумного господства над миром, творит добро и стремится к счастью.

Экзистенциально-феноменологический подход, представленный в постклассической философии экзистенциализмом, персонализмом и феноменологией, подчеркивает неповторимость, уникальность бытия человека, которое обретает смысл только в сфере свободы.

Натуралистический подход, свойственный фрейдизму, неофрейдизму, акцентирует внимание на объективных и безличностных основах человека – сфере бессознательного, неосознанного, биологического, что делает человека неполноценным, а эта неполноценность компенсируется деятельностью.

Социологизаторский подход требует относиться к человеку как совокупности социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность (марксизм), или выводит человека из базисных моделей культуры (структурализм), детерминирующей поведение, мышление и деятельность человека.

Человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Каково соотношение этих двух начал – предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы:

· биологизаторский,

· социологизаторский.

Каждый из подходов, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности (социал-дарвинизм, фрейдизм, социобиология, расистские концепции).

Социологизаторские концепции абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам.

Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.

Биологическое и социальное в природе человека: Биологическое (телесность) в человеке первична. Человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы. Человек обретает свою человеческую сущность по законам общественного развития, только в пределах общества. Вне социальных условий ни одна природа не делает человека человеком. Существуют биологические основы социальности человека, например, большой период детства, позво-ляющий человеку научиться стать человеком. Человек изначально склонен к подражанию, любопытству, проявлению эмоций. Морфофизиологические признаки организма человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма. С развитием социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения биологической природы человека, например, возможность корректировки внешности, пола. Целенаправленное выявление природных задатков, их развитие до уровня способностей возможно только в обществе. Природа делает вызов, человек как существо социальное отвечает на этот вызов. Идет естественный отбор (эпидемии, генетические заболевания, стихийные бедствия и т.п.) Культ здорового образа жизни, вмешательство в наследственный аппарат на генетическом уровне, вакцинация населения способствуют увеличению продолжительности жизни, позволяют нейтрализовать естественный отбор. Развитые технологии делают возможным предвидение тех или иных стихийных бедствий и т.п., что способствует значительному снижению жертв среди людей. Ущербность биологии человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности. Чем выше уровень социальности, тем выше биологический уровень.

 

Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации личности.

Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей.

Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода.

Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства.

Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией).

Личность – это итог взаимодействия человека и общества.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности , которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

1. «деятели»,

2. «мыслители»,

3. люди чувства и эмоций,

4. гуманисты и подвижники.

Сознание индивида и общественное сознание (группы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивое единство.

В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном - социальное бытие людей.

Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности.

Воздействующее на индивида общественное сознание может проявляться в разных его состояниях: социальное чувство, общественное настроение, общественное мнение, традиции, идеалы, нормы, теории и др.

В том случае, когда интересы какой-либо группы людей (нации, политической партии, военного клана, религиозного объединения и т.д.) получают четкое выражение в некоторой системе идей, мы и имеем дело с идеологией.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь