Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Космоцентризм. Поиск субстанций в античной философии.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается, как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Космоцентризм видел единство в многообразии: мир - это единое, которое стало многим. Субстанция - философия категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления. В античной философии поиск субстанции осуществлялось в рамках натурфилосовского подхода. Его особенности: -отсутствие различий между философским и спец - научный исследованием природы. -рассматривает в качестве развития мира естественные природные стихии. Возникает в 6 в. до н.э. в г. Милете, основатель Фалес. Милетская школа - 1-ая научная и философская школа в европейской цивилизации. Фалес: (640 - 545 гг. до н.э.) -все сущее происходит, из воды, все пребывает в воде и возвращается в воду. -вода - основа мира. -душу считал материей. -все знания надо сводить к единой основе. Анаксимандр (610 - 547 гг. до н.э.) -начало мира - нечто безграничное. -за первоначало брал - Апейрон (вещество без границ), из него обособлено теплое теплое и холодное - качество противоположностей, которые дали начало всем веществам. Анаксимен (585 - 525 гг. до н.э.) -началом мира - считал воздух. -огонь - это разряженный воздух. Сгущаясь воздух становиться первоночально водой, затем землей и камнем. -душа так же состоит из воздуха. Гераклит (основоположник диалектики). -все произошло из огня. -движение огня сверху-вниз есть рождение, снизу-вверх гибель. -источником движения является борьба противоположностей. -огонь - это и разумная сила (логос). Натурфилософы - как основания бытия рассматривали природные стихии.
…………………………….……………………………………………………… Философский рационализм Сократа.
Рационализм - метод, согласно которому основой познания является разум. В 5 в. до н.э. пришла власть демокритов. Развитие созданных ею народного собрания и суда породило людей овладеть искусством политического красноречия. Некоторые становились учениками риторики, но они учили не только политические мудрости, но и связывали ее с вопросами философии. Их стали называть - софистами. (Они доказывали заведомо ложную точку зрения). Сократ: афинянин (470 - 399 гг. до н.э.) Он сам лично не писал, о его учениех известно от его учеников Платона, Аристотеля и др. С Сократом заканчивается филосовская эра и начинается познание человека. Его высказывания: " Познай самого себя" " Я знаю, что я ничего не знаю" У сократа был свой стиль общения с ученимами: -майевтика - повивальное искусство (введения спора) -он обращается к духовному миру человека -божественное начало существует, но как смысловое начало бытия. -философия по Сократу - учение о том, как следует жить. -выступает против нарурфилософии, эмпирического изуческия природы. -познание природы невозможно, возможно познание души. -должна существовать единная общая и высшая цель, которой подченены все частные цели. -в этике отождествляет дородетель со знанием.
.…………………………………………………………………………………... Философия Платона.
Платон (428-347 в. до н.э.) - ученик Сократа, основатель объективного идеализма. (Мир идей первичен, по отношеннию к миру вещей). -идеальное пораждает материальное. Идея - это норма к которой стремится весь мир, идеи - вечны. -царицей всех идей является идея блага. -мир вещей - кривое зеркало идей. -душа человека бессмертна, до рождения была в мире идей. -бессмертным является только разум. -душа состоит из 3 частей: 1. Высшая - разум. 2. Воля и благородные желания. 3. Влечение и чувствование. -идеальное государство по Платону: Правители (у них преобладает разум - философы), стратеги (преобладает воля - войны), производители - земледельцы. 3 сословия соотвествуют 3 добродетели: мудрость, храбрость и умереность. 4 добродетель - справедливость - появляется когда каждое сословие вополнят свою задачу. -бытие бестленная идея. -упраздняет семью -у 1-ых двух сословий нет частной собственности -общество поглащает индивида => средства достижения
………………………….……………………………………….…………..…..… Философия Аристотеля.
Учитель А. Македонского. -предметом философии не должна быть природа, а что то сверхприродное. -дает определение материи - то с чего созданны все созданы две вещи, и во что в результате они разрушаются. -в мире идей Платона - нет ничего нового -матерая сводится к первоматериям: вода, воздух, земля, огонь. -материя вечна. -источником форм, общи понятий является Бог-философ, основным видом деятельности которого является мышление он неподвижен и не имеет частей. -пытаясь раскрыть содержание общих понятий, опирается на логическое доказательство, а не на мир - душу. -3 вида души: 1. Растительная (способная к размножению), 2. Чувствительная (живая), 3. Разумная (способна познавать и думать) -правильные формы правления: монархия, аристократия. Лучшая полития (сочетает в себе знатность, благородство, богатство и право).
………………….……………….……….…………………........................ Философия эпохи эллинизма.
Важнейшие философские течения эпохи эллинизма - эпикуреизм, стоицизм и кинизм. Эпикуреизм - представитель Эпикур (341-270 гг. до н.э.) -развивал идеи атеизма -во вселеной существуют тела - находящиеся в пространстве. -не должны боятся Богов. -не должны бояться смерти. -благо легко достижимо. -зло легко переносимо. -яркие представители материализма, заимствовали учение Демокрита $& $& $, но дополнили его учений о свободном отклонении атомов. -ищут способ избавления человека от страданий. Для счастливой жизни необходимо: 1. Отсутствие телесного страдания. 2. Невозмутимость души. 3. Дружба. -главный интерес - чувственный мир. -наделяли человека свободой воли. Кинизм: основатель Антисфен Афинский. -утверждал, что для достижения блага, надо жить подобно собаке. Т.е. сочетая в себе: 1. Простоту жизни. 2. Стоять за себя. 3. Верность, храбрость, благодарность. -выступал против разделения мира на самопостигаемое и чувственное бытие. -существуют только единичные вещи. -признается только практической разум. -основной задачей философии считал исследование внутреннего мира человека. -концепция кинической добродетели сводится к 4-ем положениям. 1. Натурализм (исходящий из приоритета природы). 2. Субъективизм (основанный на свободе воли). 3. Индивидуализм (ориентирование поведения человека на достижение независимости от общества. 4. Эвдемонизм (спасение и счастье в умеренности). Стоецизм - осеователь Зекон. -делили фидософию на физику, этику и логику. -на передний план выходила логика. -логика делилась на 2 части: ученние о рассуждении и учение о движении. -первое учение - риторика, второе диалектика. -в качестве принципов правильного мышления принимали законы не противоположности, достаточного основания и исключающего третьего. -каждый человек оказывается совершенно свободным если может освободиться от мирских желаний. -добродетель это воля. -жизнь согласно природе и логосу основное предназначение человека.
……………….……………………………………………………….………….... 10. Средневековая европейская философия (6-15 века)
Предпосылки: -потребность народов в единобожие. -связана с двумя направлениями: гностики и неоплатонники. Гностики жили в 1 веке н.э. (Валинтин, Иосиф). Главным объектом познания: ответ на вопрос " кто такой я". Считали что обладали знанием для совершенствования. 2 противоположности: Бог и тьма, а между ними 365 $& $. От Бога исходят лучи имонации. Неоплатонизм (3 век н.э.) представитель Плотин -в основе мировоззрения Божественная субстанция. -существует иерархия: материя-мир, душа-логос-Бог. -считали задачей человека в просев тлении Основными чертами средневековой философии является: -в основе мировоззрения лежит Божественное начало. -теоцентризм - бог -это субстанция. -креационизм (сотворение всего Богом из ничего). -человек создан по образу и подобию Бога, наделен 3 качествами: разумом, свободой и нравственным началом. -природа - храм Божий -объектом познания является душа человека и Бог. -в первой половине средневековья говорили: " Уверуй, чтобы вразумить". А в второй половине: " Понимай, чтобы верить". -провиденциализм (учение о реализации своих замыслов Богом). -эсхатология (учение о судьбах мира и человека) -главная заповедь: Возлюби ближнего, как самого себя. -язычество полностью уходит. Этапы средневековой философии. 1. Апостолы и Апологеты (защитники учения церкви) - 2-3 века 2. Ученик отцов церкви им " потристика" 4-6 века. 3. Христианство начинают преподавать в школах. " Схоластика" - 6 - 14 века.
1 период. Тертуллиан ( римский оратор) -философия вредна. -все философы эритики. -его тезис: " верую ибо абсурдно". Климент - Александрийский. (1-2 века) -философия помогает христианству. -отрицал божество.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы