Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природное и социальное в человеке.
Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Суть проблемы антропогенеза: как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное. Природа человека включает в себя: 1) эволюцию жизни, поскольку человек – это живой организм, зависящий от инстинктов, заложенных в него миллионами лет эволюции; 2) историю общества, поскольку все, что заложено в сознании человека и все, что действует на сознание, зависит от общества; 3) индивидуальную судьбу каждого отдельного человека. Первые два явления определяющие, потому что третье полностью зависит от них. Одним из центральных вопросов современного естествознания, на который наука не дает однозначного ответа, является вопрос о появлении человека на Земле. В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека. 1. Концепция креационизма. В древних мифах и легендах разных народов нашли отражение представления о божественном происхождении человека, согласно которым всемогущий бог (боги) создал окружающий мир и человека. Нередко в мифах говорится, что предками человека были различные животные: у жителей леса – волки, медведи; у жителей приморья – моржи или рыбы. Религиозные учения указывают на божественное происхождение человека. Господствующая в европейских странах религия – христианство – признает творцом мира и человека единого Бога, который создал человека на шестой день творения мира по своему образу и подобию. 2. Концепция эволюции. Попытки определить положение человека в природе, объяснить его сходство с другими животными имели место уже в трудах античных ученых-философов. Карл Линней в 1735 г., создавая свою классификацию органического мира, помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Идея родства между высшими приматами и человеком нашла поддержку и научное обоснование в работах Ж. Б. Ламарка (1809), Ж. Бюффона (1749). Крупнейшим вкладом в развитие симиальной (обезьяньей) теории антропогенеза стала книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871), в которой выдвигается гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобного предка, предсказаны грядущие ископаемые находки, подчеркивается особое сходство человека, шимпанзе и гориллы и предполагается, что родиной первых людей была Африка. В дальнейшем открытия в области сравнительной анатомии, физиологии, биохимии, генетики предоставили ряд доказательств родства человека с высшими приматами. Найденные палеонтологами останки общих предков человека и человекообразных обезьян подтвердили правильность концепции антропогенеза. 3. Трудовая концепция. Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» рассматривает особенности эволюции приматов, связанные с трудовой деятельностью. Существенным моментом в процессе антропогенеза является прямохождение, вызвавшее интенсивное развитие нервной системы, прежде всего головного мозга. Благодаря прямохождению произошло разделение функций верхних и нижних конечностей, сформировалась неспециализированная рука – орудие труда, способное производить сотни разнообразных и тонких движений. Совместная трудовая деятельность в тяжелых условиях помогла людям выжить и справиться с многочисленными угрозами окружающего мира, создать свой мир, комфортный и безопасный. Труд явился предпосылкой зарождения и дальнейшего развития общественных отношений, речи, мышления, сознания – всего, что отличает человека от животного. Человек – единственное существо на Земле, способное сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающий мир, планировать и предвидеть результаты. Постепенно биологические факторы эволюции человека уступают место социальным факторам. 4. Концепция мутагенеза. В конце 20-х гг. XX в. исследователи пришли к выводу, что видообразование не может быть объяснено только изменениями условий окружающей среды (С. С. Четвериков, Р. А. Фишер, Н. П. Дубанин и др.). Основную роль в эволюции должны играть доминантные мутации – изменения генетического кода особи. Условия среды и образ жизни способствуют только естественному отбору среди множества мутаций особей, отличающихся некоторым преимуществом, лучшей приспособленностью к данным условиям. Причиной возникновения такого рода мутаций, как предполагают ученые, могут быть экстремальные геофизические факторы, например изменение уровня радиации или геомагнитная инверсия. 5. Космическая концепция, концепция панспермии. Жизнь зародилась в космосе и была занесена на Землю в виде космических зачатков – космозоев (Рихтер Г., 1865). Космическую концепцию поддерживали русские ученые С. П. Костычев, Л. С. Берг, В. И. Вернадский, связывая возникновение жизни с появлением на Земле частичек вещества, пылинок, спор из космического пространства, которые летают во Вселенной за счет светового давления. Изучением происхождения и эволюции человека, движущих сил и закономерностей антропогенеза, соотношения биологического и социального в процессе развития человека занимается отрасль естествознания антропология (от греч. anthropos – человек). Линия эволюции человека выстраивается следующим образом: " Человек умелый" (австралопитек) — " Человек прямоходящий" (питекантроп, синантроп) — " Человек неандертальский" — " Человек разумный" (кроманьонец). После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась. Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи; основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. Далее эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естественного отбора. Если у животных отбор - это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. Современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом. Фундаментальные характеристики человека - его отличие от животных, специфика человеческой экзистенции, конститутивная роль Другого в человеческом бытии, подлинное и неподлинное в человеке, смысл существования и т.п. Понятие личности. Личность (лик, лицо), персона (лат. persona − маска, личность) − основное понятие философской антропологии. Термин «персона» появился в теологии. Наиболее часто использовался в спорах вокруг божественного триединства: «три персоны − одна субстанция» (Троица). Затем философское понятие «личность» приобретает гуманистическое содержание, светскую форму и обозначает реального человека.Какими основными чертами характеризуется личность? Ими являются: Личностные черты и качества не являются врожденными, а носят прижизненный характер. Личностью не рождаются, а становятся. Процесс становления индивида называется социализацией, т.е. его приобщением к социальному целому, обществу. В процессе социализации индивид овладевает различными формами деятельности, в совокупности составляющими определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, способы удовлетворения потребностей, нормы поведения, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле и управления глобальными системами − все это и многое другое – результат социализации. То же самое можно сказать об органах чувств и речевом аппарате. Они приобретают «человеческие» формы только лишь в рамках определенной культуры, определенных общественных отношений. Но индивид – это не восковая доска, на которой общество стремиться начертать свои символы и знаки. Индивид формируется как личность, одновременно выступая как объект и субъект общественных отношений. Это означает, что им обязательно будет произнесено первое слово и свершится первое целенаправленное действие. Происходит второе рождение человека − личностное. Формирование индивида тем более успешно, чем активнее воспроизводит он общественные отношения, начиная с простейших, чем многообразнее его деятельностные связи с обществом. Еще Аристотель отмечал, что существо, не способное вступить в общение, − или животное, или Бог. Общение − ядро, сущность личности. Происходит сложное, взаимопроникающее социальное движение от человека к обществу и наоборот. Таким образом, личность является центром исполнения и переживания духовных актов: познавательных, волевых, эмоциональных. Понятие " Я" побуждает человека осознать свою собственную неповторимость, ощущение собственного существования, отличного от других. Высшие нравственные ценности (проявление сверхличностного духа) служат собирающим началом личностного " Я", которое носит уникальный характер. Это положение направлено против платонически гегельянского представления о некой надиндивидуальной реальности, будь то идея или мировой разум, которая только индивидуализирует себя в человеческой телесности. Личностное бытие охватывает не только сознание, но и «плоть». Поэтому личность – не просто душа, но весь человек, который осознает собственную волю и находится в определенных отношениях с другими личностями и миром в целом. Акты переживания, такие как сочувствие, просьба, благодарность, любовь, господство и т.д., выступают как отношение " Я" к другому и поэтому носят социальный, общественный характер. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы