Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Генезис философского знания в Древней Индии.



Генезис философского знания в Древней Индии.

В целом в истории индийской философии принято выделять три периода:

- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических;

- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;

- постклассический период (с X в. по наши дни).

К основным философским школам относятся:

- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;

- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.

Ведическая литература (она – источник древнеиндийского знания: само слово «веда» в переводе с санскрита означает «ведение», «знание») делится на четыре группы:

1. Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).

2. Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).

3. Араньяки (букв. «лесные», лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).

4. Упанишады (букв. «сидение-ученика-подле-учителя»; впоследствии – «сокровенное знание». Всего известно более двухсот упанишад.

Буддизм

Трипитака (три корзины) – главная книга. Написана через 300 лет после смерти Будды. Будда (просветлённый) – Сиддхартха Гаутама (выполнивший предназначение) / Шакьямуни (мудрец из рода Шакья) / Татхагата (достигший нирваны). Три направления:

1. Идийский буддизм (главное понятие – нирвана);

2. Чань буддизм (центральное понятие – медитация);

3. Цзен буддизм (центральное понятие – медитация).

Медитация – прекращение интеллектуальной работы ума, очищение сознания, чувство единства с природой. Четыре истины буддизма:

1. Дукха (в мире есть страдания, это тотальное состояние природы, человека; тотальное состояние активной человеческой природы; «Рождение уже есть страдание»; «Всё, что существует, уже недостаточно»);

2. Танха (причины страданий: ложные желания, изменчивость мира, сансара, карма (совокупность добродетелей и пороков во всех жизнях));

3. Ниродха (причину страданий можно устранить – прекратить сансару, достичь нирваны, затухания желаний):

· Архат (достигший нирваны);

· Нирвана (потеря индивидуальных свойств, отказ от всех желаний, единство с природой, пустотная психика, освобождение от земных образов);

· Паранирвана (устранение физического бытия).

4. Мага (восьмиричный путь):

· правильные взгляды (принцип ненасилия, отрицание мести и наказания) («Ненависть прекращается от любви»);

· правильные стремления (принцип гуманности, принцип непривязанности к отдельному);

· правильная речь (отрицание лжи, лицемерия);

· правильные действия (чистые (отрицание всех желаний), нечистые (хорошие – публичная польза, плохие – личная польза));

· правильный образ жизни (отказ от всех дурных привычек, уничтожения всего живого);

· правильное мышление (понимание того, что вся жизнь проходящий момент);

· правильная память (помнить свой путь);

· правильное сосредоточение.

Две главные школы буддизма

Махаяма – для всех (большая колесница). Особенности:

1. Бодхисатва – человек после просветления остался в физическом мире, чтобы учить других;

2. Отрицание исторического Будды, Будда везде;

3. У Будды три тела:

· Законов природы (невидимое);

· Видимое – бодхисатва;

· Физический мир – люди, вещи.

4. Ограниченное действие кармы.

Хинаяна – для отшельников (малая):

1. Школа иллюзий;

2. Мир состоит из дхарм – особых внезапных состояний сознания;

3. Нет постоянной психики, сознания, человек его не отражает, мир это иллюзия.

Особенности философской мысли Древнего Китая

1. Конфуцианство;

2. Даосизм (дома);

3. Легизм.

Север – Чжоусы. Юг – Шчанцы. Главный вопрос: легитимность власти. Особенности философии:

1. Центральное понятие – Небо (порядок, справедливость, судьба);

2. Отсутствие материализма, идеализма, только натурализм; законы – это и то, что должно быть и сущее;

3. Философия – это учение о правильном управлении;

4. Принцип традиционализма (преемственность и комментаторство) («Не нужно ничего создавать, нужно только передавать»; древнекитайская культура – культура молчания);

5. Государственная философия – это философия морали (сочетание теории государственного управления и морали);

6. Меритократия – власть достойных (управление зависит от личных качеств и передаётся не по наследству, а по способностям);

7. Отрицание формальной логики – главный принцип изложения, это притча;

8. Минимальное значение религии;

9. Отрицание концептуализма (знание – выполнение моральных норм; «Даже волос не пройдёт между моралью и образованием»);

10. «Великий человек должен иметь детское сердце» – величие неотделимо от морали;

11. Мэн Цзи: «Человек это растущее дерево и текущая вода». Постоянный непрерывный рост;

12. Отрицание телиологизма, отсутствие целей;

13. Важно не куда ты идёшь, а как. Важно абсолютное выполнение норм в каждый момент времени. «Человек делает путь великим»;

14. Синкретизм мышления – целостное понимание мира.

Кун Фу Цзы (почтенный) 559 – 479 гг. до н.э. Лунь Юй – «Беседы и суждения» (книга).

Конфуцианство – это учение о Цзюн Цзи (совершенном человеке/почтенном муже). Его качества:

1. Ли – нормы, ритуалы, традиции. В конфуцианстве более 300 норм:

· «Без Ли рушится государство», «Нельзя смотреть на несоответствующее Ли»;

· Способ передачи традиций Ли («Отец должен быть отцом, сын сыном, государь государем»);

· Главное преступление: убийство отца;

· «Когда ветер дует, трава гнётся» – какой правитель, такие и подчинённые;

· «Если править с помощью закона, народ будет бояться», т.е. мораль выше закона;

· Уместность обстоятельств/нейтральное качество – золотая середина;

· «Ли не знает исключений».

2. Сяо – культ предков, семейные нормы («Первый шаг к злодейству – неуважение к отцу»);

3. И – чувство внутреннего долга:

· И зависит от Чи (понятие внутреннего стыда, оценка со стороны ближайшего населения);

· «Человек – драгоценный сосуд»;

· И – совокупность имён, а имя это статус человека;

· Управление начинается с исправления себя.

4. Чжен – коррупция («Лучше быть глупым, чем корыстолюбивым»);

5. Жень – самообладание.

· «Как ты можешь управлять другими, если ты не можешь управлять собой»;

· Автоматизм исполнения, исполнительность;

· Личный пример.

Со II в. до н.э. и до конца XIX в. конфуцианство являлось господствующей идеологией.

Специфика постановки и решения философских проблем в досократических школах

Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VI вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа;

• школа пифагорейцев;

• школа Гераклита Эфесского;

• элейская школа;

• атомисты.

Выдвинули и ответили на два философских вопроса: 1) какова основа мира (из чего все состоит? ) 2) какова причина изменения мира?

В постановке и решении философских проблем выделяются следующие особенности:

• основываются на космоцентризме;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

1 вопрос: Фалес «Все вещи – вода», Анаксемандр – первооснова-апейрон, Анаксимен – архе (косм. воздух)

2 вопрос: Гераклит – родоначальник объективной диалектики (учение о развитии природы и общества через противоположности).

Философия Н.А. Бердяева.

Философия Н.А. Бердяева (1874 – 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

• свобода, " соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

• свобода человека подвергается угрозе извне;

• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть " на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России – построить " Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает " конец света" в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма – учения о человеке и его жизни.

Генезис философского знания в Древней Индии.

В целом в истории индийской философии принято выделять три периода:

- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических;

- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;

- постклассический период (с X в. по наши дни).

К основным философским школам относятся:

- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;

- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.

Ведическая литература (она – источник древнеиндийского знания: само слово «веда» в переводе с санскрита означает «ведение», «знание») делится на четыре группы:

1. Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).

2. Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).

3. Араньяки (букв. «лесные», лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).

4. Упанишады (букв. «сидение-ученика-подле-учителя»; впоследствии – «сокровенное знание». Всего известно более двухсот упанишад.

Буддизм

Трипитака (три корзины) – главная книга. Написана через 300 лет после смерти Будды. Будда (просветлённый) – Сиддхартха Гаутама (выполнивший предназначение) / Шакьямуни (мудрец из рода Шакья) / Татхагата (достигший нирваны). Три направления:

1. Идийский буддизм (главное понятие – нирвана);

2. Чань буддизм (центральное понятие – медитация);

3. Цзен буддизм (центральное понятие – медитация).

Медитация – прекращение интеллектуальной работы ума, очищение сознания, чувство единства с природой. Четыре истины буддизма:

1. Дукха (в мире есть страдания, это тотальное состояние природы, человека; тотальное состояние активной человеческой природы; «Рождение уже есть страдание»; «Всё, что существует, уже недостаточно»);

2. Танха (причины страданий: ложные желания, изменчивость мира, сансара, карма (совокупность добродетелей и пороков во всех жизнях));

3. Ниродха (причину страданий можно устранить – прекратить сансару, достичь нирваны, затухания желаний):

· Архат (достигший нирваны);

· Нирвана (потеря индивидуальных свойств, отказ от всех желаний, единство с природой, пустотная психика, освобождение от земных образов);

· Паранирвана (устранение физического бытия).

4. Мага (восьмиричный путь):

· правильные взгляды (принцип ненасилия, отрицание мести и наказания) («Ненависть прекращается от любви»);

· правильные стремления (принцип гуманности, принцип непривязанности к отдельному);

· правильная речь (отрицание лжи, лицемерия);

· правильные действия (чистые (отрицание всех желаний), нечистые (хорошие – публичная польза, плохие – личная польза));

· правильный образ жизни (отказ от всех дурных привычек, уничтожения всего живого);

· правильное мышление (понимание того, что вся жизнь проходящий момент);

· правильная память (помнить свой путь);

· правильное сосредоточение.

Две главные школы буддизма

Махаяма – для всех (большая колесница). Особенности:

1. Бодхисатва – человек после просветления остался в физическом мире, чтобы учить других;

2. Отрицание исторического Будды, Будда везде;

3. У Будды три тела:

· Законов природы (невидимое);

· Видимое – бодхисатва;

· Физический мир – люди, вещи.

4. Ограниченное действие кармы.

Хинаяна – для отшельников (малая):

1. Школа иллюзий;

2. Мир состоит из дхарм – особых внезапных состояний сознания;

3. Нет постоянной психики, сознания, человек его не отражает, мир это иллюзия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь