Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия иррационализма ХIХ в. (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор и Ф.Ницше). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Философия жизни Представители: Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) («Чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичнее его жизнь»). Основной труд: «Мир как воля и представление»; основной тезис: Мир – это воля к жизни. Источники философии Шопенгауэра: учения Платона, Канта и буддизма. Гносеология Шопенгауэра 3 круга 1 – иррациональное содержание. 2 – внутренний опыт человека; 3 – наши представления; 4 – единая воля. Раз воля слепа и бессознательна, то рациональное познание невозможно, а, следовательно, основной способ познания – интуиция. Высший вид познания – искусство. Онтология Шопенгауэра Единая воля Вещи Человеческий мир Органический мир Физический мир (сила) Из буддизма Шопенгауэр берет страдания, и из этого берет утверждения: утверждение воли (подчинение судьбе), отрицание воли (преодоление страданий за счет понижения воли). Понижают волю искусство и аскетизм. Поведение человека не свободно. Ключевые понятия философии Шопенгауэра 1. Эгоизм («Всё для меня, ни для кого другого»). Ступени эгоизма: стремление к собственному благу, удовольствие от чужого горя; 2. Пессимизм («Я бросаю вызов всякой философии с её оптимизмом»). Взгляды на общество 1. «Человек – это дикий зверь»; 2. «Государство – это намордник» («Никакой свободы, избави нас Бог от всякой свободы»). Вывод: Шопенгауэр – основатель философии «жизни», «мистической», иррациональной философии. Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) Карт Ясперс: «Ницше – великий мудрец или великий подлец, но, безусловно, великий». Стефан Цвейг: «Ницше выбросил чёрный флаг философии». Периоды философии Ницше 1. Влияние учение Шопенгауэра (с 1872 по 1876 гг.): «Человеческое слишком человеческое»; 2. Критика прежней философии (с 1877 по 1882 гг.): «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла»; 3. Собственная философия (с 1882 по 1898 гг.): «Так говорил Заратустра», «Антихрист». Особенности 1. Изменение предмета философии (нет никаких ограничений) («Я не человек, я динамит»); 2. Изменение метода философии: · отрицание понятийного мышления; · нет преемственности и логики мышления; · сам метод – это афоризмы и метафоры. Афоризмы: «Если долго всматриваться в пропасть, то пропасть начинает всматриваться в тебя»; «Меня поразило не то, что ты меня обманул, а то, что я в тебя больше не верю» («Текст – это эхо»). Метафоры: «Я выгляжу как змей, свернувшийся под деревом знаний». 3. Новая трактовка человека (Я – Чужой; Чужой – враг, желающий изменить тебя); 4. Новая трактовка времени: внутреннее время (внутренний, психический мир человека) и внешнее время (влияние Чужого); 5. Новая трактовка сознания («Сознание по ту сторону мира») («Моя философия – это бурные высоты, можно простудиться»). Принципы философии Ницше 1. Переоценка ценностей: · отрицание прежних теорий морали; прежняя мораль – это польза («Раньше была любовь к ближнему, а должна быть любовь к дальнему»); · отрицание счастья («Человек не должен быть счастливым, он должен быть свободным»); · отрицание христианства («Быть христианином не прилично»; «Церковь – фальшивомонетчица, главное, что Бог ушёл»; «Не можешь научить летать – научи падать»; «То, что не убивает нас, делает сильнее»). 2. Нигилизм (отрицание бытия; «Бытия нет, есть только становления»). Причины нигилизма: · отрицание гегелевской трактовки истории («История невинна»; «Прогресс – это слово-ублюдок»); · утрата чувства целого, провозглашение абсолютного индивидуализма; · теория «истощения» (любое целое доходит до своего предела) («Причина нищеты – это жажда денег»). 3. Воля к власти: · воля – это основа жизни, а жизнь – это борьба воли; · воля имеет три значения: личное стремление к власти; критерий значимости поведения; проявление свободы; · причины понижающей воли: высокий интеллект, демократия, женское начало («Когда идешь к женщине, бери плеть»; «В женщине скрыты и раб, и тиран»; «Женщина – это кошка, в лучшем случае, корова»); · для того, чтобы стать «сверхчеловеком», нужно опуститься в состояние «ничто» (полное отсутствие норм, предельно кризисная ситуация). 4. Принцип «сверхчеловека»: · «Сверхчеловек» – это не лидер и не идеал (бесконечное становление) («Сверхчеловек – это бесконечное возрастание мощи»; «Сверхчеловек – это ветер»; «Остерегайся плевать против ветра»); любые средства хороши для «сверхчеловека» («У маленьких людей маленькие добродетели»); · «Сверхчеловек» боится самого себя («Самым главным врагом будешь ты сам») и homo faber («человек работающий»; «Я не призываю вас к работе, я призываю Вас к войне»). 5. Принцип «вечного возвращения» (цикличность развития): · отрицание истории; · отрицание стандартного поведения; · путь «сверхчеловека», который проходит 3 этапа: этап «верблюда» (накопление чужих знаний); этап «льва» (этап критики прежних знаний; истина заменяется оценкой); этап «ребенка» (создание собственных норм; «Он мудрец, значит, он вернулся к состоянию ребенка»). Учение о познании 1. Отрицание абсолютной истины («С истиной творится что-то неладное»); 2. Отрицание преемственности знаний («Боги рассмеялись, когда один объявил себя единственным»); 3. Отрицание рациональности знаний («Истина – это подвижное войско метафор»). Вывод: учение Ницше – это первое направление неклассической философии. Датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое " Я". Философом были выделены понятия: • неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, " жизнь со всеми", " жизнь как у всех", " плывя по течению", без осознания своего " Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания; • подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: • эстетическую; • этическую; • религиозную. На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек " плывет по течению" и стремится только к удовольствию. На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг. На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек " несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы