Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Античности эпохи становления (досократики)



ГЕРАКЛИТ

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители Гераклит, философ-одиночка.

Основные достижения вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей изменчивости; вывод о том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира (становления) – это борьба противоположностей.

итак, ГЕРАКЛИТ. Архэ – это огонь:

1. Что можно сказать о мире? То, что:

– мир постоянно меняется, но остается одним и тем же в своей сущности;

– мир постоянно движется и постоянно остается на месте;

– всё, что в нём есть, постоянно только и делает, что исчезает, но сам мир не исчезает;

– в мире всё время что-то рождается, а что-то разрушается, и в самом этом факте нет ни единства, ни гармонии, но сам мир и един, и гармоничен;

– всё в мире превращается в свою противоположность, но сам мир в целом не становится противоположным себе.

2. Что же тогда можно сказать о том архэ, о том первовеществе, которое из себя породило вот этот мир, который мы увидели? Что же это может быть за архэ, наделившее мир такими характеристиками? Наиболее всего эти характеристики подходят для огня:

– огонь постоянно изменяется, но остается тем же самым огнем;

– огонь постоянно в движении, но никуда не уходит;

– в огне всё исчезает, но сам огонь остается;

– огонь может стать больше или меньше, он может стать вообще любым, но только не может стать не гармоничным;

– всё попавшее в огонь, становится противоположным своему прежнему состоянию (твердое – мягким, жидкое – воздушным, целое – раздробленным и т.д.), но сам огонь не обращается ни во что, противоположное себе.

3. Таким образом, именно характеристики огня подходят под идеальные характеристики первоначала мира, и мы должны по справедливости признать, что архэ, то есть первовещество мира – это огонь.

4. Тогда, если мир произведен огнём, то всё, что реально в мире существует, должно, как и огонь, постоянно изменяться, то есть пребывать в становлении («Всё течет», «всё изменяется» и «нельзя войти в одну и ту же реку дважды» – знаменитые афоризмы Гераклита).

5. Итак, мир в своих характеристиках подобен огню, потому что порожден огнём, но мир, все-таки, не огонь.

В чём же в составе предметов или явлений мира сокрылись свойства огня, свойства его первовещества? И как они оттуда реализуются, определяя своими характеристиками общую характеристику мира?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует понять, что сокрытыми эти свойства огня должны быть только в чём-то, что пронизывает весь мир насквозь, потому что мир во всех своих частях именно таков, каковы свойства его первовещества, огня.

6. Так вот, эти свойства первовещества, эти свойства огня, скрываются не где-нибудь, а в противоположностях мира, потому что ничто другое не может быть столь же присуще всему миру насквозь, как противоположность.

Ведь одну и ту же характеристику свойств любого предмета или явления всегда можно определить или так, или иначе, то есть противоположно, поскольку всякая оценка всегда относительна. Например: этот человек относительно ребенка стар, но относительно старика молод; относительно одетого человека ветер тёпл, а относительно раздетого – холоден; относительно дерева камень твёрд, относительно железа мягок и т.д.

7. Итак, изменчивость огня сокрыта в противоположностях мира, но как же она, эта изменчивость, через противоположности реализуется? Рассмотрим это:

поскольку, как мы поняли, всякое определение относительно и всегда может быть или тем, или другим, то есть противоположным, то, следовательно, внутренние свойства вещей и явлений всегда содержат в себе и то, и другое, то есть содержат в себе противоположные определения.

А если внутри всего в мире всегда живут противоположности, то во всём, что есть в мире, всегда есть конфликт.

8. В чем же выражается этот конфликт? Этот конфликт есть не что иное, как борьба противоположностей между собой. В чем же выражается эта борьба? Эта борьба выражается в том, что одна противоположность пытается возобладать над другой, потому что противоположные внутренние характеристики вещей и явлений стремятся единолично проявиться и борются между собой за право определять вещь или явление исключительно собой.

Как мы уже поняли – это происходит постоянно, всегда и везде внутри всего, что есть в мире. А если говорить о внешних изменениях мира, то это есть не что иное, как постоянный процесс перехода предмета или явления из одной своей противоположности в другую.

9. Следовательно, изменение, как таковое вообще и в принципе – это ни что иное, как переход чего-то из одной своей противоположности в другую.

Других причин к изменению в мире просто нет.

10. Таким образом, товечное становление мира, та его постоянная изменчивость, которую мы наблюдаем внешне, проистекает из внутреннего постоянного и повсеместного перехода частей мира из одной своей противоположности в другую под действием борьбы этих противоположностей.

11. Таким образом, первоначальной стихией мира является огонь, который подчинен вселенскому разуму, Логосу, и отсюда проистекает разумность всего мира.

Сам же мир находится в постоянной изменчивости (в становлении), потому что в нем борются противоположности.

 

ЭЛЕАТЫ (Элейская школа)

Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?

АТОМИСТЫ

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи?

Представители Левкипп и Демокрит.

Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).

 

Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователям философской мысли – часть из них полагает, что учение об атомах, о конечных физических частях мира, явилось продолжением учения элеатов, в частности, Парменида, о неизменяемости и неделимости истинного бытия.

Принимая это учение в общем, Левкипп и Демокрит, однако, якобы признавали возможность движения истинного бытия и его делимость. В этом случае им ничего не оставалось, как допустить существование реального небытия, которое существовало бы между частицами разделенного истинного бытия.

Это реальное небытие они предъявили в качестве самостоятельного начала мира, пустоты, и в этой же пустоте происходило у них движение истинного бытия.

Таким образом, у них возникла идея прерывного в своей структуре мира, состоящего из мельчайших неизменяемых частей, атомов. Этот мир лишь внешне кажется цельным и единым, так же, как видится цельным и единым издалека куча песка или куча зерна, также состоящие из мельчайших частиц.

Атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита содержит в себе много ошибочных выводов о характере природных процессов и слабо проработана в деталях. Но основные, наиболее существенные положения их концепции сохраняют свою ценность, и состоят в следующем:

1. Первоначала мира – это атомы и пустота. Атомы постоянно двигаются в пустоте, соединяются и разъединяются. При их соединении образуются вещи разного качества и вида, потому что, и качество, и вид вещей зависят от того, как и какого качества атомы образуют их, сцепившись между собой.

2. Атомы неделимы, неизменны, вечны и непроницаемы. Они невидимы по причине своей малости. Все атомы отличаются друг от друга формой и величиной.

3. При сцеплении атомов между собой тела образуются, а при расцеплении – распадаются.

4. Все сцепления и расцепления атомов обусловлены некоей мировой необходимостью, и в этих процессах нет ничего случайного, как нет ничего случайного и в том, какими образуются из атомов вещи, поскольку результат этого также есть проявление необходимости, заложенной в физических свойствах атома и в механических процессах их соединения.

Герменевтика

Герменевтика есть искусство понимания, интерпретации, толкования. Основные понятия герменевтики - текст, понимание, диалог. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

 

Первоначально герменевтика являлась чисто филологической дисциплиной, т.е. техникой прочтения, направленной на понимание классических античных произведений (Гомер) и религиозных текстов (Библия). Филологические действия по толкованию развертываются по строго определенным правилам: лексическое и грамматическое объяснение, критическое исправление ошибок копиистов и т.д., а также аллегорическое и моральное толкование, направленное на оценку характера текста. Это техника восстановления текста или слова, а в более глубоком понимании - восстановление смысла, который считался утраченным или неясным. В этом отношении герменевтика призвана скорее обнаружить истину, уже существующую, чем открыть ее.

 

Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Задачей христианской герменевтики является восстановление смысла, скрытого в Библии. Еще в средние века различали четыре уровня значения, толкование которых должно позволить достичь истинного понимания божественного послания:

- смысл буквальный, или исторический, который записывает первое значение слов и устанавливает фактические данные.

- смысл аллегорический, представляющий духовное содержание, скрытое буквой, когда обнаруживается, что священные тексты говорят иное, чем это представляется на первый взгляд.

- смысл тропологический, или моральный, возникает, как только Библию начинают понимать как «книгу жизни».

- смысл мистический, который отсылает к трансценденции, к потустороннему и записывает это в пласт спасения, который составляет сущность христианского учения.

Важную роль в распространении герменевтического метода в философии сыграл немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Для него герменевтика явилась методом понимания чужой индивидуальности. Внимание направляется не только на текст, но и на самого автора. Прочитать текст - означает поддержать диалог с автором и попытаться определить его намерения, попытаться понять его мысль путем расшифровки произведений, в которых она выражена. Толкование текста имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, а при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.

 

Только в творчестве немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911) герменевтика получает статус метода познания, пригодного для понимания человеческого факта, не сопоставимого с естественными явлениями. Интерпретируемый текст является человеческой реальностью в ее историческом развитии. Примененный к изучению исторического действия, акт герменевтики призван восстановить, так сказать, «изнутри» намерение, которое направляло действующего в момент принятия решения, и тем самым постичь значение этого действия. Дильтей выдвигает следующий постулат: «Богатство нашего опыта позволяет нам представить путем некоторой транспозиции аналогичный опыт, находящийся вне нас, и его понять…» Если мы способны понять другого, это значит, мы имеем возможность представить его внутреннюю жизнь, исходя из нашей жизни.

Значимые понятия герменевтики:

«Герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем. Дильтей полагал, что воссоздать прошедшее можно лишь при условии правильной интерпретации текста источников, а для этого важно понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа.

«Герменевтический круг»: чтобы понимать часть текста, нужно иметь представление о нем как целом, но понимание целого предполагает знание составляющих его частей. Дильтей, анализируя текст в качестве объективации культурно-исторического опыта (жизни), видел в нем круговое отношение между творческим индивидом и духом истории.

 

 

Постмодернизм в философии

Постмодерни́ зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

 

 

Бытие, его основные формы

Бытие (Даль) – речь идет о сущ-и, присутствии и наличиствовании, наделены все субъекты, свойства и отношения, как активные, так и потенциальные. Бытие и материя не тождественны. Материя входит в понятие бытия.

Бытие – это интегральная х-ка мира. Поэтому утверждается целостность мира через его сущ-е. Это одно из наиболее общих понятий: все сущее взаимосвязано.

Быть – значит сущ-ть. Человек благодаря философии находит свое место в мире через познание. Т.е. бытие несет в себе этот признак – познание. С одной стороны, мир сопротивляется субъекту, а с др- светится через субъект благодаря развитию разума.

Бытие – это то, что треб. позн-я, и это то, что держится в просвете этого понимания. Речь идет об онтологии – учении о бытие. Сам термин «онтология» появляется в 17 веке и употр немецким фил-м Вольтером. Он рассматривает онтологию, как теоретическую науку, которая занимается субстанцией мира, материей движения, изучением форм сущ-я. Принципы морали и права являются естественным следствием структуры бытия, они объективны по природе. До Сократа выделяли бытие по истине и бытие по мнению, т.е. сущность и существование. Появляется понятие сещего и бытия: Бытие – нейтральный признак всего мира, это чистое существование, не имеющее причин; Сущее – совокупность окружающих вещей.

Впервые проблему бытия поставили идеалисты. Парменид: бытие абсолютно, неподвижно, едино и оно такое, т.к. мы мыслим его таким. Продолжил Платон, кот-ый утв, что существует подлинный мир идей («подлин бытие» и «мир вещей»). Демокрит: атомы – бытие, но эти атомы не могут сущ-ть без пустоты, т.е. он допускает не-бытие; сущность надо искать в мире вещей. Аристотель: сущность надо искать в мире вещей, выделял материю, как некую чистую возможность вещи (выделял растения, животных, а чел-к – соц-полит животное и свободен от физ и матер раельности)

В эпоху Средних веков на 1 место – божественное, кот-е противопоставляется природе. Развивается онтологии, существование Бога. Выводится абсолютное бытие из понятия бытия. «То больше, чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Поэтому Бог – это существо».

В эпоху возрождения: человек на первом месте (Пантеизм – растворение человека в мире). Человек обожествляется и освобождается от внешнего конроля, человек – самоцель, ставится вопрос – быть или не быть.

В Новое время: 1 место – метод познания, общество требует научного познания. Оформляется у представителей эмперизма появляется натуралистическо- объективистское понимание бытия. Декарт: «мыслю, следовательно существую», мысль первична, духовное должно рассматриваться объективно. Спиноза: природа – причина самой себя, а мышление является атрибутом, неотъемлемым свойство природы.

Немецкая класс философия. Кант: бытие – общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Гегель: бытие – первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе; более насыщенной категорией явл действительность, где внутренне и внешнее едино.

19 век – век изменений рассмотрения онтологич проблематики, соед материализм и идеализм. Бытие – то, что существует. Выделяется бытие на несеольких уровнях: общественное бытие – это марксиское, конкретизирует представление о материи. Но это век и позитивизма (наука – сама себе философия).

В 19-н 20вв: появляется тенденция иррационализма, которая сводится к внутреннему миру одного человека (Ницше, Шопенгауэр). Сартер: «Чел бытие - это свободный выбор возможностей». Но не основание его. Свобода – то ничто, которое содержится в сердце человека, что вынуждает чел-ка делать самого себя вместо того, чтобы просто быть. Ницше: «Нет бытия, есть только становление». Экзистенциализм Марка Хайдеггера: бытие – всеобъемлющая, непостижимая, таинственная сущность. Смысл бытия покрыт мраком. Сама тайна – есть путь к истине, который бесконечен. Сущность бытия – сохранение тайны бытия. Бытие раскрывает себя для ищущего человека. Разные понятия «сущее» - кто или что существует, а сущность скрыта и должна раскрываться через язык, т.е. надо обратиться к самим вещам.

Бердяев: задача, перед которой ныне стоит онтология, есть восстановление бытия в правах и раскрытия путей к бытию. Важно вернуться к подлинному бытию, которое находится в самом человеке

Формы бытия:

1. Природное бытие: первая природа (существует объективно), вторая (то, что создано людьми)

2. Бытие человека: человек может развиваться и формироваться только в обществе

3. Духовное бытие: субъективный дух (сознание человека, мысли, чувства), объективный дух (то, что становится достоянием культуры)

4. бытие общества

Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее.

При этом в понятии бытия выделяют следующие его формы: материальное бытие (бытие вещей, предметов)идеальное бытие (бытие мыслей, «понятий»). Социальное бытие (бытие материального и идеального в человеке, единой взаимосвязи, получившей свое отражение в человеке).

Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует.

Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии).

Таким образом, Бытие – это онтологическая категория, выражающая собой всё, что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания, ни от воли, ни от эмоций человека.

Вследствие этого, главная задача философии состоит в том, чтобы различать Истинное Бытие, существующее объективно, от ложного бытия, кажущегося бытия, созданного механизмами сознания и психики человека.

Впервые разработал понятие Бытия и сделал попытку определить, что же такое Истинное Бытие, древнегреческий философ Парменид, который выделил несколько основополагающих качеств, которыми должно обладать Истинное Бытие:

1. Вечность. Истинное Бытие должно существовать без начала и без конца, то есть – всегда, так как Бытие не может то существовать, то не существовать. Ведь, если Оно может то существовать, то не существовать, то Оно может возникать и исчезать. А в таком случае рассмотри – может ли Бытие исчезать?

Если мы допустим, что Бытие может исчезать, то мы должны предположить, что Бытие должно исчезать куда-то, что не есть Бытие, то есть в какое-то небытие. Но небытия нет, и не может быть, потому что небытие – это ложное понятие, это абсолютное ничто. Следовательно:

истинному Бытию некуда исчезать, Оно не сможет никогда исчезнуть, и должно будет существовать вечно.

Кроме того, Истинное Бытие не может возникать. Ведь, если Оно может возникать, то оно также возникает откуда-то, где Его нет, то есть опять не из небытия, которого нет.

Следовательно, Бытие, если оно может возникать, должно возникать только из какого-то другого бытия. Но, если некое бытие вообще возникает из другого бытия, то оно никогда не истинно, поскольку истинным всегда будет то Бытие, которое является причиной существования и возможностью возникновения чего-то иного Себе.

Следовательно, то, что возникает никогда не есть истинное бытие, так как оно есть всего лишь проявление действия какого-то Истинного Бытия, и данное Истинное Бытие наделило его возможностью существования. Истинным Бытием может быть только такое Бытие, которое само есть возможность своего существования, и, благодаря этому, может наделить данной возможностью ещё что-либо, кроме Себя.

Таким образом:

Истинное Бытие никогда не возникало, поскольку кроме Него Самого никто не мог бы дать Ему возможность существования.

Следовательно, если истинное Бытие никогда не возникало и никогда не исчезнет, то Истинное Бытие существовало вечно, и будет существовать вечно.

2. Единость. Истинное Бытие едино, поскольку всё, что не есть Бытие – это небытие, или абсолютное ничто. Ведь, существовать может или Бытие, или небытие, третьего не дано. Но небытия нет, и, следовательно, вся множественность Бытия, всё Его многообразие и все Его различия мнимы, и нет ничего, кроме Него самого, единого в самом в Себе и тождественного самому Себе.

3. Неподвижность. Истинное Бытие неподвижно, поскольку для Его движения нужно еще что-то, кроме Него, в чём бы Оно двигалось, нужна некая пустота для Его движения, а пустоты не бывает.

Рассмотрим: что же такое может быть пустота?

–Если пустота есть небытие, то она есть ничто, и тогда пустоты нет, и не может быть, и движению Бытия не в чем осуществляться.

–Если же пустота это некое другое бытие, то «другого бытия» не бывает, так как Бытие едино и не бывает «другим». Тогда пустоты опять нет и Бытию опять не в чем двигаться.

Таким образом Бытие неподвижно и существует в строгих границах Самого Себя.

4. Неизменность. Истинное Бытие неизменно, поскольку Бытие не может переходить ни в какое иное Себе состояние, кроме как в небытие. Но, ведь, Бытие не может переходить в небытие, то есть в ничто, поскольку Оно вечно и не может исчезать.

Если переходы между Бытием и небытием невозможны, а они, как видно выше, невозможны, то Бытию недоступно никакое другое состояние, кроме как Своё Собственное, и Оно неизменно.

5. Неделимость, непрерывность, однородность. Бытие неделимо, поскольку есть только одно единое Бытие и его невозможно разделить на два или более разных Бытия.

А если Бытие неделимо, то, оно, соответственно, непрерывно.

Таким образом, если Бытие существует неделимо, непрерывно, неизменно и оно едино, то Оно

Материальное и идеальное

Понятие материя, материальное прошло несколько этапов в своем историческом развитии.

Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь, земля. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости (в работах французских материалистов XVIII столетия - Ламетри, Гельвеция, Гольбаха)

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи (с точки зрения теории познания, противопоставления субъекта и объекта, сознания и материи). Сформировалось в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в 19 - 20вв. (немецкий идеализм, марксистская философия).

Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического (ценностное) представления о материи. Зародилось примерно в середине 20 столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству - " объективной реальности, существующей помимо человеческого сознания и данная ему в ощущении". Данное представление видело в материи систему многих атрибутов (свойств, качеств). Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы, где материи были присущи такие вечные свойства, как протяженность и мышление (свойства единой субстанции).

В материалистической философии материя определяется как субстанция (от лат. substantia - то, что лежит в основании), основа всех вещей и явлений в мире. К числу универсальных свойств материи относят ее несотворимость и неуничтожимость, вечность ее существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи присуще движение как всякое изменение вообще (физическое, химическое, биологическое, социальное движения материи).

С понятием материального неразрывно связно понятие идеального (так как они определяются как правило друг через друга, нельзя представить сознание вне носителя, содержания, и материю - вне ее отражения).К. Маркс следующим образом определяет идеальное: " Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т.д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет.

Идеальное - субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувственные и мысленные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.

Возникнув на высоком уровне организации живой материи, идеальное первоначально выступает в форме чувств, образа мира, который служит необходимым фактором регуляции поведения. Благодаря преобразовательной деятельности людей, благодаря созданным ею продуктам - орудиям труда, искусству, религии, науке, нравственности, праву - развиваются различные формы идеального - формируются умственные образы, схемы и операции, складывается богатство ценностей и идеалов.

Основной вопрос философии (с точки зрения марксистской философии, диалектического материализма) - вопрос об отношении идеального и материального, материи и сознания, мышления и бытия. Философы соответственно делятся на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос - лагерь материализма (берет начало от Демокрита) и лагерь идеализма (восходит к Платону). Материалистическое решение основного вопроса философии говорит о первичности материального перед идеальным, идеалисты считают первичным духовное, сознательное, разумное. С этим связан и другой вопрос - вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на тех, кто признает и тех, кто отрицает (агностики, субъективные идеалисты - Юм, Кант) принципиальную познаваемость мира.

С точки зрения диалектического материализма, от характера решения основного вопроса философии, в конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем самой философии, но и мировоззренческих проблем любой конкретной науки, а также практических. вопросов политики, проблем морали, искусства, воспитания, юридической практики.

Идеализм принимает духовное за основополагающий (первичный) принцип бытия и мышления, тем самым абсолютизируя идеальное, отъединяя его от объективной действительности, исторического процесса и реальной деятельности людей. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей - " идей" как прообразов всех вещей (объективный идеализм Платоновского типа); как особая субстанция наряду с материальной (дуализм Декартовского типа); как деятельность абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм Гегелевского типа); как особый мир ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология) или научных идей и теорий (плюрализм в учении о " третьем мире" Карла Поппера: мир физических объектов, мир состояний сознания, мир объективного содержания мышления - научных идей, произведений искусства, как три мира действительности).

 

Основные понятия и категории гносеологии

Познание - это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса является знание и незнание. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Важно заметить, что знание является образом вещи или события, которым свободно и осознанно располагает человек. Поэтому необходимо отличать знание от сведений и впечатлений (т.е. всего того, что запечатлел субъект). Последними бессознательно может располагать и животное. Как говорят, и животное знает, но оно не знает о том, что знает. Осознанный характер знания возможен лишь потому, что знания существуют только на фоне незнания (любое знание появляется из незнания). Формой выражения незнания является вопрос. Только такая запечатленная информация становится знанием (т.е. тем, чем человек осознанно располагает), которая есть ответ на поставленный (пусть даже на неявно поставленный) вопрос. Различие и взаимосвязь знания и незнания находятся в основании различия науки («ученого знания») и философии («ученого незнания»). Осознанная граница между знанием и незнанием есть проблема. Таким образом, выявление и постановка проблемы - это выявление поля незнания.

Если знание - есть результат познания, то суть познания (точнее, научного исследования) - метод. Именно метод получения знания делает их осознанными. Метод (от греч. methodos - букв. «путь к чему-либо) - «путь», способ познания. Метод определяет направление поиска, стратегию исследования. Вопрос о методе возникает сразу после постановки проблемы (и, как правило, после выдвижения гипотезы - теоретического предположения о сущности предмета познания), т.е. когда очерчена область неизвестного. Каждый метод предполагает последовательное (методическое) использование основных категорий. Категории (греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - форма осознания во всеобщих понятиях. Язык осуществляет первичный способ категоризации мира.

Кто? или что? (субъект или сущность), какой? (качество или свойство), сколько? (количество), где? (пространство), когда? (время), почему? (причина), зачем? (цель) и т.д. - все это вопросы категоризации. В строгом смысле категории не есть понятия. Категории представляют и выражают устойчивые различия сущего, отношения между вещами. Понятия же - это языковая форма отражения сущности предмета. Категории и понятия - важные инструменты познания вообще, философского анализа также.

Вернемся к пониманию метода как пути познания. От метода отличают приемы, иногда способы или процедуры познания, которые хотя и базируются на методах, но не имеют прямого отношения к универсальным определениям сущего (предмета познания). К ним, относят измерение, сравнение, идеализацию и т.п. Граница между методом и процедурой познания, естественно, подвижна, и, кроме того, зависит от мировоззренческой позиции ученого. (Если он полагает, что идеи существуют объективно, то идеализация для него будет выступать не как процедура, но как метод). С другой стороны, в познании есть такие ориентиры, которые не имеют отношения к самому предмету, находятся за его пределами, - это принципы познания. К ним, например, относятся требования строгости, доказательности, объективности, верифицируемости и пр. С методами неразрывно связаны средства научного познания (инструменты). К таким средствам прежде всего относят язык науки (язык описания), приборы, экспериментальные установки и пр.

Необходимо особо отметить, что знание становится научным только, если указан метод его получения. Именно наличие метода отличает научное познание от обыденного.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь