Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие правовой культуры. Особенности правовой культуры России.
Прав культура – особое социальное явление, качественно характ прав. состояние как отдельной личности, так и О. в целом. Структура: · Состояния правосознания в О. · Действенность функ-я прав органов и учр-й · Уровень правотворческой деят-ти · Состояние законности и прочность правопорядка 2 уровня прав культуры: личности и О. Прав культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности его деятельности. ПК личности включает в себя: правосознание человека, привычка к правомерному поведению, правовую активность личности. (стремление строить свое поведение в соотв с предписаниями прав норм) ПК О. – отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Складывается из правовой культуры отдельных граждан. (системность и доступность зак-ва, уважение к правовым демократ институтам).
Важнейший элемент прав культуры – уровень правосознания в О. Правосознание – совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.
Уровни правосознания – обыденное (эмпирическое), профессиональное и научное.
Виды правосознания – индивид, групповое, общественное. Условия формирования позитивного правосознания: · Признание необходимости права · Соблюдение прав норм по убеждению, а не из чувства страха · Уважительное отнощение к правам и свободам других людей Функции ПК: · Познавательно-преобразовательная · Праворегулятивная · Ценностно-нормативная · Правосоциализаторская · Коммуникативная · Прогностическая
Значение ПК: · Гармонично развивает человека · Способствует созданию прав ценностей · Накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса · Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы Особенности прав культуры: ПК российского общества находится в стадии перехода в связи с изменением соц-эконом условий жизни граждан нашей страны. Другим важн фактором, влияющим на состояние ПК явл-ся особенности нац-культурного развития России. Для большинства граждан Р., как это ни печально признавать, свойственен правовой нигилизм, то есть слабое ориентирование в законодательных нормах и зачастую, отказ признать прав нормы, в качестве основного регулятора правовых отношений. Нигилистическое правосознание свойственно для обществ, находящихся под влиянием коренной ломки общественных устоев и является чертой культурно-правового кризиса. С одной стороны, можно наблюдать смену стереотипов поведения некоторой части населения, выражающиеся в правомерном поведении и формировании позитивного правосознания. С другой тсороны, остается нерешенной проблема настороженного отношения к закону, судебной системе и правосудию вообще, недоверие к ним из-за неуверенности граждан в том, что они могут решить возникающие соц конфликты посредством права. Во многом это объясняется громоздкостью гос аппарата и его коррумпированностью. Поэтому важной задачей является повышение прав культуры судей, чиновников и иных лиц, занятых юридич деятельностью. С другой стороны, приоритетной целью явл-ся формирование развитого ГО и упрощение правовых процедур для того, чтобы все большее число людей выбирало правовые способы решения своих проблем.
20. Проблемы формирования правового общества в России.
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений. Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России. " Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства". Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей. В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
Первыепредставления о государстве как организации, деятельность которой основана на верховенстве закона, начали формироватьсяна ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик — Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми». Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом государстве. В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций идею правовой государственности разрабатывали прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные философы и мыслители. И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По Гегелю, государство — это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства. Маркс исходил из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Идею правового государства Маркс выразил следующими примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный». Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спенсера и других сходилась во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравьева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др. Во многих современных научных исследованиях основными чертами и признаками правового государства считаются: Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предоставлении жилья и т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований. Все граждане, должностные лица, органы государства и организации должны неуклонно исполнять и соблюдать законы государства. Основной Закон государства — Конституция, в которой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность правового порядка в обществе. Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей «собственностью». Ведь в основе закона лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы, государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобода человека в обществе выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное проявление права свободы воплощается в формуле «Все, что не запрещено индивиду законом, ему дозволено». Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех — государства, личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед конституцией и законом все равны. Разделение властей является основным принципом организации и деятельности правового государства. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей. В заключение можно дать следующее определение правового государства. Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы