Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Французский материализм 18 века (Гольбах, Гельвеций, Ламетри).




Во Франции в 18 веке кроме социальной философии сложилась материалистическая философия – механистический и метафизический материализм. Представители: Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

Гольбах утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи. Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Самая знаменитая его работа – «Система природы», где он впервые дает филос. определение материи - это все то, что, воздействуя на наши органы чувств, вызывает в нас ощущения.

Ламетри – философ и доктор медицины, и поэтому в своем трактате «О душе» впервые представляет духовное как свойство материи. Протяженность у него – атрибут материи, а способность к ощущению – это душа человека. Но прославился другой работой – «Человек – машина», где он рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.

Завершает это направление Гельвеций, который занимался проблемами социализации и воспитания личности. Он впервые поставил вопрос о зависимости формирования личности от социальной среды. Под ней он понимал совокупность общественных условий, явлений и факторов, способных влиять на человека.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
22. Концепция познающего субъекта в философии Канта.

Основателем немецкой классики был выдающийся ученый Иммануил Кант. все его творчество делится на 2 этапа:

1) до критический (до 1770), где он выступил как ученый-естествоиспытатель и многое сделал для развития физики, астрономии и географии, например ему принадлежит знаменитая гипотеза о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности, т.е он стоял на позициях материализма и натурфилософии.

2) критический (после 1770). Основные работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений», где основной задачей является анализ всей предшествующей философии прежде всего гносеологии. В ней он совершил «коперниковский» переворот, т.е блестяще решил проблему познающего субъекта: он утверждал, что источник знаний лежит в сознании познающего субъекта и поэтому он различает 2 уровня познания в субъекте: эмпирический, обусловленный индивидуальными способностями личности; трансцендентный (вне нормы), т.е подиндивидуальный, независимый от самого человека уровень.

«Критика чистого разума» посвящена теоретическому, научному сознанию, т.е сознанию познающего субъекта. Здесь он ставит проблему достоверности знаний и границ познавательных возможностей человека и задается вопросом: как возможно научное знание? Достоверное знание – это объективное знание, независимое от индивида. Объективность знаний обусловлена трансцендентным уровнем познающего субъекта и состоит из 2-х элементов: априорных знаний и форм рассудка. К априорным знаниям он относит знания, основанные на пространстве и времени. благодаря которым в сознании человека стекаются чувственные данные, а рассудок – это чувственные данные, которые приводят их в соответствие с понятиями и категориями. На основании этого он делает вывод: не объект познания является источником знаний в виде понятий, а рассудок концентрирует знания о предмете познания. Предметы и вещи существуют сами по себе, т.е объективно, а нам они являются через органы чувств, т.е мы способны познать не сам предмет, а его чувственный образ. кант считал, что мы можем познать только через внешние проявления – феномены, а суть остается непознанной. Это и есть агностицизм Канта – позиция гносеологии, утверждающая непознаваемость мира.

«Критика практического разума» посвящена анализу морали. который носит рационалистический характер. Под практич. разумом Кант понимал мораль, этику и нравств. нормы, которые независимы от других факторов жизни. моральный закон носит рациональный характер, а значит абсолютный и называется он категорический императив. поэтому его этика называется этикой долга. такие моральные требования вытекают из практич. разума, определяющего волю человека, т.е человек всегда дожжен поступать в соответствии с долгом.

В «Критике способности суждений» он рассматривает проблемы эстетики как философии искусства и приходит к выводу, что источником творчества является гармоничное взаимодействие рассудка и воображения.

 

 


Абсолютный идеализм Гегеля.

Георг Гегель(1770-18310) – видный представитель немецкой классики. Работы: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права». Его творчество – новый подход к пониманию мира, в основе которого лежит христианская идея о том, что история человечества имеет конечный момент (2-е пришествие Христа), а движение к нему представляется как постоянное совершенствование человеческого духа и общества(прогресс), а завершиться все это должно идеальным состоянием мира. Его философия – это высшее достижение светской философии в рамках рационализма и объективного идеализма.

«Наука логики» раскрывает содержание объективной диалектики и логики. «Феноменология духа» говорит о том, что все мировое развитие обусловлено развитием абсолютной идеи. Феноменология духа представляет собой путь сознания, которое поднимается по ступеням диалектики к познанию абсолютного или к осознанию самого себя в абсолютном. Это суть учения Гегеля и оно получило название тождество бытия и мышления.

Философия Гегеля называется абсолютным идеализмом, так как абсолютная идея (мировой дух) не только субстанция, но и субъект познания. Бытие – это непрерывный процесс мышления, восходящий к новым высотам, а именно от «чистого» мышления к «познанию мира», от познания мира к самопознанию, от самопознания к самосознанию. На основе этого Гегель сказал свою знаменитую фразу: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Феноменология духа (абс. идея) раскрывает себя поэтапно:

1)объективная логика, где развивается дочеловеческий мир по законам природы, т.е. объективная логика.

2) самозарождение абсолютной идеи и ее раскрытие в виде категорий и понятий

3)где абс. идея (мировой дух) отчуждает от себя неорганическую и органическую природу, причем в рамках природы и с помощью Бога возникает чловек, а вместе с ним человеческий дух (субъективный дух). Далее человеч. дух превращается в объективный дух, создавая при этом государство, общество, религию, культуру, право и т.д.

4)высший этап саморазвития абсолютной идеи – ее перерастание в абсолютный дух, т.е саму себя, и здесь заканчивается ее развитие. Это и есть тождество мышления и бытия и начинается новый поэтапный цикл самозарождения и развития абсолютной идеи.

У Гегеля решаются одновременно 2 проблемы: онтология и гносеология. Отличие его гносеологии в том, что познание Гегель рассматривает в диалектическом развитии в форме исторического процесса, а в качестве познающего объекта выступает все человечество.

Вершиной его творчества явилось создание диалектики – философское учение о законах развития через борьбу противоположностей. Диалектика говорит о том, что все в мире взаимосвязано и все находится в развитии. Его диалектика включает 3 основных закона и неосновные законы (парные категории). Законы: 1)закон единства и борьбы противоположностей (источник развития); 2)закон перехода колич. изменений в качеств. (механизм развития); 3)закон отрицания отрицания (направление).

Парные категории: количество-качество; сущность-явление; содержание-форма; свобода-необходимость; возможность-действительность; единичное-особое-общее.

 


Антропология Фейербаха.

Завершает немецкую классику творчество немецкого материалиста Фейербаха (1804-1872). Он начинал свое творчество как ученик Гегеля, но разочаровался в его взглядах на развитие мира и стал его главным критиком. В результате он написал много работ, направленных против религии, заняв при этом позицию убежденного материалиста и атеиста. Знаменитые работы: «Сущность христианства», «Сущность религии», «основные положения философии будущего». Своего учителя Гегеля он обвинил в том, что его абсолютный идеализм практически тождественен христианству, где абсолютная идея, по сути, совпадает с Богом и его креационизмом. Он говорит о том, что Бога нет, а есть бесконечная материальная природа, высшим порождением которой выступает человек с его разумом и чувствами. Хотя он выступает как материалист, но в то же время он отказывается анализировать главное понятие – материю, а на ее место ставит человека. Поэтому его материализм антропологический, привязанный к человеку. Человека он рассматривает как природное (родовое) существо, наделенное не душой, а духом и телом. Он впервые стал воспевать земную человеческую любовь между мужчиной и женщиной, введя такие понятия как «Я» и «Ты». В отличие от Гегеля, человек у него не только земной, но и индивидуальный, находящийся в повседневном бытии со своими проблемами и разочарованиями. Родовую сущность человека он считает неизменной, такой, какой она дана ему природой. В гносеологии он выступает как сенсуалист и отстаивает созерцательное отношение к миру. Недостаток его антропологии в том, что он видел в человеке только одну сторону – биологическую, природную, а социальной основы он не видел в человеке.

 

 

Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) — философское учение о природе и сущности человека
25. Традиции и особенности русской философии. Этапы развития.

Особенность русской философской мысли в том, что она возникла значительнее позже восточной и западной, испытав на себе их воздействие. Особенности русской философии вытекают из особенности социально исторического развития России. Нельзя забывать о том, что Россия занимает промежуточное положение между востоком и западом, что не могло не сказаться на философской мысли и культуре. Русская философия решала следующие проблемы: 1) проблема человека и его внутреннего мира; 2) нравственные, этические проблемы, проблемы ответственности человека перед Богом и обществом; 3) историческое предназначение России – Русская Идея.

Выделяют 3 основных этапа развития русской философии: 1) 10-17века. Этот период характеризуется этической философией: философские нравоучения, философия единств, философия отражает связь светской и духовной жизни; 2) 18 — сер 19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натурфилософии (философии природы) в лице Ломоносова; 3) середина 19 начало 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»).

Генезис русской мысли был обусловлен в первую очередь христианизацией Руси в 10-12 вв. Первые философские учебные заведения появляются лишь в 17 в.: Киево-Могилянская академия (1632, основал Петр Могилев) и Славяногреколатинская академия в Москве (1687). В них впервые оформляется философия как самостоятельная дисциплина, а начиная с 18 в. она отделяется от богословия благодаря выдающемуся философу Г.Сковороде.

Философия Петровского периода испытывала на себе влияние идей Просвещения Запада, благодаря Петровской модернизации происходит секуляризация культуры, т.е. начинается становление светской культуры, светской философии и светских университетов. Идеи Просвещения стимулируют развитие русской идеи, мысли и, прежде всего идеи естественного права человека по Локку. Под воздействием Петровской модернизации в России складывается светская (мирская) философия, где в центре внимания стоит человек, как центральное звено в триаде (макрокосмос, человек, космос, религия). Большую роль в становлении светской философии сыграл Григорий Сковорода, который впервые в центр своей философии поставил проблему человека и общества. Создав тем самым своеобразную нравственно- антропологическую философию жизни. Главные идеи его учения это приоритет нравственности, любви и милосердия.

Нельзя не назвать в данном контексте имя выдающегося русского учёного Ломоносова, обогатившего философию отечественную, идеями рационализма и материализма. Наш земляк Александр Радищев также был представителем русского просвещения.

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.) Главная | Обратная связь