Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюционисткое направление в этнологии.



Предмет и методы этнологии.

В разных странах этнология называется по-разному: Англия – социальная антропология; Германия – этнография, этнология.

В связи с таким разнообразием названий этнологии как науки в разных странах есть и их различные предметы изучения. Так в Америке – это изучение личности, в Европе – социума, в Отечественной этнологии – этногенеза (происхождения этносов (народов)). Предмет этносоциологии - современные народности; этнополитологии – изучение власти; этнопсихологии – изучение самой личности. Задачи: изучить весь социум с различных сторон его развития.

Культура – это совокупность материальных и культурных видов деятельности в его формировании в различные периоды. Культура: материальная, социальная, духовная.

Подходы изучения: примардениализм (первородный) – подход который считает, что этнос – это реально существующее явление. Эволюц.-историческая – этнос – это социальное явление. На этих позициях стояла вся советская этнология (Чебаксаров, Брамлей, Гумилев). По Бромлею каждому историческому периоду соответствует и определенное их создание (род, народность, нация; этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории группа людей, обладающая общими особенностями языка, культуры, психологии, сознания своего единства и отличия от других подобных образований). Социобиологическое направление – объективная реальность, складывающаяся на определенной территории на которой влияет и отличие генов и т.п. (Гребнер: «идея единства почвы и крови», Л.Н.Гумилев: теория пассионарности). Конструктивистский подход – (относится больше к социологии) – трактует этносы как искусственное образование, формируемое политическими элитами и интеллектуалами для реализации своих определенных целей (Андерсен, Гелмер, Валерий Александрович Тишков – «Реквием по этносам»). Инструменталистский подход – объясняет образование этносов стремлением к объединению с целью отстаивания своих интересов.

Ассимиляция – частичная или полная утрата культуры в пользу другой.

 

Эволюционисткое направление в этнологии.

Начало развития направления: сер.19в., связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того времени. Важнейшую роль сыграло утверждение в науке принципа развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. Главная задача открытия и обоснования общих закономерностей развития человеческой культуры эволюционисты видели в сопоставлении уровней развития культуры разных народов.

Представители эволюционистской школы: Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрезер, Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц, Шарль Летурно.

Основоположник: Эдуард Тейлор.

Теория: человек – это часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями, следовательно, все люди одинаковы и равны м/у собой. Разнообразие же форм культуры понимается как множественность стадий постепенного развития, из которых каждая была продуктом прошлого и играла важную роль в формировании будущего. Задачи: приспособление естественно-ручной классификации к потребностям этнологии. Единица изучения – отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры. «Отсталые» культуры созданы людьми физически, морально и умственно неразвитыми (Спенсер). Процесс исторического развития общества для эволюционистов состоял из двух основных сторон: дифференциация, интеграция. В этом контексте вводятся новые понятия в науке, такие как: структура, функция, культурный институт, что послужило в этнологии – функционализма.

Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание его культуры (Бастиан). Вся история человечества может быть разделена (по Моргану) на 2 больших этапа: 1)ранний – это организация социальная, основанная на родах, фратриях, племенах; 2)поздний – организация политическая, основанная на различном отношении людей к территории и собственности.

Основные идеи: 1)род един; 2)в чел.обществе имеет место постоянный прогресс; 3)развитие чего-либо предопределенно; 4)развитие идет по законам эволюции; 5)культурные различия связаны с разными ступенями развития народов.

 

Диффузионизм его особенности и основоположники.

Начало развития: конец 19в. Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Существовало несколько течений и школ. В Скандинавии было распространено историко-географическое направление (Эрик Норденшельд); в Германии – культурно-историческое (Фриц Гребнер, Вильгельм Шмидт) и антропогео-графическое (Лео Фробениус) течения; в С.Америке – теория культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц); в Англии – геополитическое направление, гипердиффузионизм (Графтон Элиот-Смит, Уильям Риверс).

Основатель: Фридрих Ратцель (Мюнхенский университет). Задача: изучить распространение предметов культуры. Выделяются 2 способа перемещения элементов культур: 1)полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса (аккультуризация); 2)перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. Народы же с развитием общества развиваются и гибнут, а вещи могут передаваться, значит и культура сохраняется, только некоторые предметы передаются легко (одежда и т.п.), а другие сложно (упряжки, изделия из металла), т.к. с развитием общество упрощает свою жизнь, а не пытается ее усложнить. Поэтому большее распространение этого метода получило изучение народов с индивидуальным развитием и особенностями (племена в Сев.иЮжной Америки, закрытые районы ЮАР).

Базовые идеи: 1) культура живой организм; 2) основной фактор развития – заимствование; 3) метод исследования культур – изучение культурных кругов или ареалов; 4) каждый элемент культуры создается единожды; 5) представление о том, что культура явл. живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару. Основная идея – взаимопроникновение, заимствование.

 

Социологическая школа в этнологии.

Возникновение: 90-е гг. 19 в.. Родина социологической школы: Франция – Эмиль Дюргейм.

Базовые идеи: 1)в каждом обществе существует комплекс «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества; 2)функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей; 3)в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива; 4)переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.

Отталкиваются от: религии, мышления, речи.

Последователи: М. Мосс, К. Леви-Строс, М. Гране, Л. Леви-Брюль.

 

Направление культурного релятивизма и его значение в этнологии.

Возникновение: 40-50-е гг. 20в. Родина: США и Европа.

Главная идея культурного релятивизма заключается в признании равноправия различных культур, созданных и создаваемых разными народами (независимо от их уровня развития, сложности и самобытности), и абсолютном отрицании этноцентризма в любой форме, в. т.ч. и господствующего до сих пор европо- американоцентризма.

Сторонники культ.релятивизма провозглашают идею несравнимости культурных типов разных народов.

Основоположники: А. Кребер, Р. Бенедикт, Мелвилл Херсковиц.

3 основных аспекта культурного релятивизма:

1)методологический аспект – предполагает познание культур на основе ценностей; 2) философский аспект – признание множественности путей культурного развития, в плюрализме взглядов при оценке культурно-исторического процесса; 3)практический аспект – вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохранении их культурной самобытности. При этом некоторые культуры желательно оставлять в неприкосновенности.

 

Этногенез и его факторы.

Этногенез – происхождение и развитие этносов.

Этногенез – процесс исторического происхождение этнических групп в периоды плейстоцела (2млн – 200 тыс) и нач глоцена (200 тыс. – 3 тыс. л. до н.э.) когда по данным археологии протекали процессы антропогенеза.

Выделяют несколько форм этнического объединения:

Этническая диффузия – процесс смешения нескольких ранее самостоятельных народов

Этническая консолидация – внутреннее сплочение более менее значимого этноса за счет стирания этнических различий.

Этническая ассимиляция – растворение прежде самостоятельного народа среди другого народа.

Этническая конвергенция – ассимиляционный процесс взаимосвязи двух очень близких друг другу этносов по языку и культуре.

Этническая парация – разделение единого этноса на несколько частей

Этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос.

 

Религиозная классификация

В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии. Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др.

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. Феномену нетрадиционной религиозности будет посвящена отдельная лекция.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни.

 

Межэтнические браки.

В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике. Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит, могут приводить к массовым межэтническим бракам и формированию новых этносов. Все это ослабляет влияние защитных охранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства, желания познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремления к разнообразию.

Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает: 1) признание несовершенства окружающего мира как факта; 2) осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать. Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви.

Что же может быть основой позитивной этнической идентичности детей из межэтнических браков? - Лучшие черты этнической идентичности одного этноса усиленные недостающими чертами идентичности другого этноса. Этот ответ особенно применим к ситуации, когда из двух и более этносов складывается новый этнос. Это означает, что по отдельности оба этноса в процессе истории оказывались все более недееспособными, но, объединившись, они создают новый дееспособный этнос, у которого есть своя историческая задача и свои перспективы в изменившихся экономических, социальных и природных условиях. Выходец из межэтнического брака усиливает тот этнос, который он выбирает в качестве системообразующего, культурой другого этноса. Выбор этноса в качестве системообразующего зависит от того, какой этнос субъекту покажется более дееспособным. Естественно, что по мере развития субъекта взгляды на этот вопрос могут меняться.

 

Предмет и методы этнологии.

В разных странах этнология называется по-разному: Англия – социальная антропология; Германия – этнография, этнология.

В связи с таким разнообразием названий этнологии как науки в разных странах есть и их различные предметы изучения. Так в Америке – это изучение личности, в Европе – социума, в Отечественной этнологии – этногенеза (происхождения этносов (народов)). Предмет этносоциологии - современные народности; этнополитологии – изучение власти; этнопсихологии – изучение самой личности. Задачи: изучить весь социум с различных сторон его развития.

Культура – это совокупность материальных и культурных видов деятельности в его формировании в различные периоды. Культура: материальная, социальная, духовная.

Подходы изучения: примардениализм (первородный) – подход который считает, что этнос – это реально существующее явление. Эволюц.-историческая – этнос – это социальное явление. На этих позициях стояла вся советская этнология (Чебаксаров, Брамлей, Гумилев). По Бромлею каждому историческому периоду соответствует и определенное их создание (род, народность, нация; этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории группа людей, обладающая общими особенностями языка, культуры, психологии, сознания своего единства и отличия от других подобных образований). Социобиологическое направление – объективная реальность, складывающаяся на определенной территории на которой влияет и отличие генов и т.п. (Гребнер: «идея единства почвы и крови», Л.Н.Гумилев: теория пассионарности). Конструктивистский подход – (относится больше к социологии) – трактует этносы как искусственное образование, формируемое политическими элитами и интеллектуалами для реализации своих определенных целей (Андерсен, Гелмер, Валерий Александрович Тишков – «Реквием по этносам»). Инструменталистский подход – объясняет образование этносов стремлением к объединению с целью отстаивания своих интересов.

Ассимиляция – частичная или полная утрата культуры в пользу другой.

 

Эволюционисткое направление в этнологии.

Начало развития направления: сер.19в., связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того времени. Важнейшую роль сыграло утверждение в науке принципа развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. Главная задача открытия и обоснования общих закономерностей развития человеческой культуры эволюционисты видели в сопоставлении уровней развития культуры разных народов.

Представители эволюционистской школы: Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрезер, Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц, Шарль Летурно.

Основоположник: Эдуард Тейлор.

Теория: человек – это часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями, следовательно, все люди одинаковы и равны м/у собой. Разнообразие же форм культуры понимается как множественность стадий постепенного развития, из которых каждая была продуктом прошлого и играла важную роль в формировании будущего. Задачи: приспособление естественно-ручной классификации к потребностям этнологии. Единица изучения – отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры. «Отсталые» культуры созданы людьми физически, морально и умственно неразвитыми (Спенсер). Процесс исторического развития общества для эволюционистов состоял из двух основных сторон: дифференциация, интеграция. В этом контексте вводятся новые понятия в науке, такие как: структура, функция, культурный институт, что послужило в этнологии – функционализма.

Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание его культуры (Бастиан). Вся история человечества может быть разделена (по Моргану) на 2 больших этапа: 1)ранний – это организация социальная, основанная на родах, фратриях, племенах; 2)поздний – организация политическая, основанная на различном отношении людей к территории и собственности.

Основные идеи: 1)род един; 2)в чел.обществе имеет место постоянный прогресс; 3)развитие чего-либо предопределенно; 4)развитие идет по законам эволюции; 5)культурные различия связаны с разными ступенями развития народов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь