Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Маргинальный статус и адаптивные реакции ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
«Маргинальный человек» — часто встречающееся выражение, обозначающее человека, который одновременно принадлежит двум или большему числу референтных, в частности (что особенно интересно для нас! ) этнических групп, который хочет жить в двух мирах, желает сохранить свои традиции, язык и религию и одновременно быть принятым в новой среде. Личность, покидающая в результате миграции, брака, получения образования одну группу или культуру, не найдя удовлетворительного варианта приспособления к другой, оказывается на периферии каждой из культур и не является членом ни той, ни другой, становясь как бы «маргинальным человеком». Одну и ту же роль такого человека разные его референтные группы понимают по-разному, предъявляют к нему несовместимые требования, вследствие чего он переживает внутренние конфликты. В целом это более или менее дезадаптированные люди. Хроническая дезадаптированность человека в современных динамичных обществах в еще большей мере свойственна маргинальным людям. Лидеры властвующих этнических групп нередко управляют своими владениями и народами не прямо и непосредственно, а через группу маргиналов, которых частично сами же специально создают. Маргинальными являются и те люди, которые родились от смешанных в этническом отношении браков, а также «незаконные» дети, родившиеся от внебрачных связей. Как заметили американские исследователи, когда дети, рожденные от смешанных браков, принимаются в качестве полноправных членов доминирующей группы, они обычно исчезают в массе населения. В противном случае они занимают маргинальный статус, который получает символическое выражение. Обычно один из двух взаимодействующих этносов оказывается доминантым, а второй — подчиненным. Причем здесь речь идет не только о политической власти, но и о культурном превосходстве. При этом велика роль религии. Подтипы маргинального человека (Э. В. Стоунквист): • выскочка (парвеню); • оторванный от своих этнических корней человек; • деклассированные личности. Рассматривая эти подтипы, он пришел к выводу, что с изменением социальной роли отдельной личности (например, парвеню) теряется часть ее прежнего «я», так как «я» является интегральной частью социальной роли личности.
Особенности демографического поведения. Демографическое поведение – тип поведения, связанный с воспроизводством, миграцией и мобильностью населения. В узком понимании демографическое поведение включает действия и отношения. В широком понимании демографическое поведение включает также действия и отношения, связанные с миграцией населения и его социальной мобильностью. Демографическое поведение относительно деторождения называется репродуктивным или генеративным поведением. На репродуктивное поведение оказывает влияние соотношение уровня жизни и уровня потребности в детях. Демографическое поведение относительно сознательного или несознательного сохранения здоровья и, наоборот, его разрушения называют самосохранительным, санитарным или витальным поведением. Эта область изучена сравнительно слабо. Демографическое поведение относительно перемещений людей из одного населенного пункта в другой на постоянное или временное, но довольно длительное, место жительства называется миграционным поведением. Миграционное поведение зависит от влияния внешних стимулов миграции и внешних стимулов к стабилизации. На миграционное поведение большое влияние оказывают особенности личности отдельных мигрантов (интересы, потребности, стремления, ценностные ориентации) и т. д. Демографическое поведение в контексте семейно-брачных отношений называется брачным или матримониальным. Под ним понимают поведение людей в связи с заключением браков и разводов. Брачное поведение рассматривается в основном с точки зрения его влияния на репродуктивное поведение, т.к. чаще всего дети рождаются в браке. Психологическим регулятором демографического поведения являются демографические установки личности.
Межэтнические браки. В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике. Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит, могут приводить к массовым межэтническим бракам и формированию новых этносов. Все это ослабляет влияние защитных охранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства, желания познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремления к разнообразию. Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает: 1) признание несовершенства окружающего мира как факта; 2) осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать. Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Что же может быть основой позитивной этнической идентичности детей из межэтнических браков? - Лучшие черты этнической идентичности одного этноса усиленные недостающими чертами идентичности другого этноса. Этот ответ особенно применим к ситуации, когда из двух и более этносов складывается новый этнос. Это означает, что по отдельности оба этноса в процессе истории оказывались все более недееспособными, но, объединившись, они создают новый дееспособный этнос, у которого есть своя историческая задача и свои перспективы в изменившихся экономических, социальных и природных условиях. Выходец из межэтнического брака усиливает тот этнос, который он выбирает в качестве системообразующего, культурой другого этноса. Выбор этноса в качестве системообразующего зависит от того, какой этнос субъекту покажется более дееспособным. Естественно, что по мере развития субъекта взгляды на этот вопрос могут меняться.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы