Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 5. Средневековая христианская философия (Августин Блаженный, Фома Аквинский)



Вопрос 5. Средневековая христианская философия (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I — XV вв.), который непосредственно связан с христианской религией. В Средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (theos — бог (греч.)). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм – учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог мыслится как бесконечный, всемогущий, абсолютно нематериальный и вместе с тем являющийся личностью.

Антропоцентризм – учение очеловеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке её к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться.

Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей.

Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнётся райская жизнь.

Откровение – учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путём. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика.

Патристика — этап в истории философии, охватывающий период с I по VII вв. Для патристики (от лат. patres — отцы) характерны разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви» — Августином Блаженным, Василием Великим и др.) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и др.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный (354 — 430 гг.). Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. В сочинении «О граде Божьем» Августин Блаженный развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Мир разделен на два града: град земной, т.е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь — единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.

Схоластика (от лат. schola — школа) – второй этап развития средневековой философии (VIII-XV вв.), на котором происходила разработка логического разъяснения и обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский (1225-1274). Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь.

1. В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина — Бог.

2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель — Бог.

3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое — Бог.

4. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог.

5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель — Бог.

Вопрос 6. Основные идеи философии эпохи Возрождения.

Эпоха между Средневековьем и Новым временем носит название Возрождения (или Ренессанса). В этот период (ХV - XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.

Философию этого времени отличают ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Главным объектом исследования становится не Бог, а человек, его судьба, место в мире. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Гуманизм эпохи Возрождения значительно изменил представление о человеке. Человек начинает считаться сильным, талантливым, подлинным хозяином своей судьбы, способным без помощи Бога добиться поставленных целей. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский и др.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания является пантеизм – религиозн о- философское учение, отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе.Пантеизмлег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Природа так же вечна, несотворима и неуничтожима, как и Бог. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского.

Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему. Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.

Философские аспекты теории Н.Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которые могут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.

Изменившееся представление о человеке породило веру в возможность построения справедливого и благополучного общества, что нашло отражение в утопических теориях. Утопия (с греч. - «место, которого нет») – это проект совершенного общества. Наибольшую известность получили «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Утописты считали причиной всех общественных проблем частную собственность. В их проектах частная собственность заменена общественной. Целью жизни жителей утопий является максимальное развитие своих физических и духовных способностей, а не накопление и потребление материальных благ, как в обычном обществе. В совершенном обществе кардинально изменится человеческая природа: люди будут руководствоваться в жизни моральными нормами, а не законами.

 

Вопрос 5. Средневековая христианская философия (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I — XV вв.), который непосредственно связан с христианской религией. В Средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (theos — бог (греч.)). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм – учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог мыслится как бесконечный, всемогущий, абсолютно нематериальный и вместе с тем являющийся личностью.

Антропоцентризм – учение очеловеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке её к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться.

Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей.

Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнётся райская жизнь.

Откровение – учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путём. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика.

Патристика — этап в истории философии, охватывающий период с I по VII вв. Для патристики (от лат. patres — отцы) характерны разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви» — Августином Блаженным, Василием Великим и др.) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и др.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный (354 — 430 гг.). Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. В сочинении «О граде Божьем» Августин Блаженный развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Мир разделен на два града: град земной, т.е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь — единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.

Схоластика (от лат. schola — школа) – второй этап развития средневековой философии (VIII-XV вв.), на котором происходила разработка логического разъяснения и обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский (1225-1274). Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь.

1. В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина — Бог.

2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель — Бог.

3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое — Бог.

4. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог.

5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель — Бог.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь