Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 8. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Гегель, К. Маркс)



Немецкая классическая философия – это период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX вв. Под «классической» понимается высочайший уровень её представителей и значимость решаемых этой философией проблем. Характер немецкого общества придал ей особые черты.1) Н.К.Ф. была расцветом философского идеализма – объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель) и субъективного (И. Кант, И. Фихте). 2) В Н.К.Ф. была систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию Духа, общества и процесса познания. 3) Философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания.

4) В Н.К.Ф. антропология выделяется в отдельную область философского знания.

Основоположником немецкой классической философии является И.Кант (1724 -1804). Он впервые рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим законам. В творчестве Канта выделяют два периода – докритический и критический. В докритический период Кант философ обратился к философским проблемам естествознания. В это время он разработал гипотезу о возникновении Солнечной системы, говори о роли отливов и приливов в истории Земли, выдвинул тезис о естественном происхождении человеческих рас и т.д. В критический период немецкий философ написал свои главные произведения – «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение) и «Критика способности суждения» (эстетика). В этот период особый интерес для философа представляли гносеология и этика. Важнейшей составляющей частью теоретической философии Кант считал гносеологию и ставил задачу критического анализа познавательных способностей субъекта. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от людей и их сознания мир вещей. Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а далее – идеи разума. Познавательными способностями человека, по мнению Канта, являются чувственность, рассудок и разум. Разуму Кант отводил особое место. Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум порождает 3 основные идеи: души, мира и Бога. В ходе разрешения этих проблем возникают антиномии – напряженные и противоречивые состояния разума. Мир бесконечен? Есть ли Бог? Антиномии говорят о слабости человеческого разума, о невозможности полного и окончательного познания мира. В учении о морали Кант исследовал проблему свободы человека, которая должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других людей. Человек – существо нравственное, он носит в себе нравственный закон, названный Кантом «категорический императив»

Философия классического марксизма. Главной заслугой немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883) является разработка материалистического понимания истории. До Маркса развитие общества объяснялось идеалистически: считалось, что историей правит Бог, Мировой разум или им подобная высшая разумная сила. Маркс показал, что не сознание определяет бытие, а бытие, то есть реальные, материальные условия человеческой жизнедеятельности определяют сознание людей. По его мнению, основой общественной жизни является материальное производство. Положение в системе материального производства определяет материальные интересы людей, а они решающим образом влияют на политические, правовые, семейно-бытовые, нравственные и прочие идеи, которыми руководствуются люди в своей жизни. Материальное производство является не только основой общественной жизни, но и источником развития общества. Происходящая время от времени радикальная смена способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический способы производства) вызывает изменения в других сферах общественной жизни и обусловливает переход общества на новую ступень развития. Таким образом, Маркс установил, что в обществе действуют такие же объективные, независимые от воли и желания людей законы, как и в природе. Развитие общества представляет собой естественноисторический процесс. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни только тогда будет успешной, когда они будут учитывать объективные социальные закономерности.. Анализируя буржуазное общество, Маркс и его друг и соавтор многих работ Фридрих Энгельс (1820-1895) пришли к выводу о том, что капитализм исчерпал ресурсы своего существования, частная собственность становится тормозом дальнейшего развития материального производства. Частную собственность необходимо уничтожить, заменить ее общественной собственностью. Общество, основанное на общественной собственности, достигшее высокого уровня развития материального производства и, как следствие, материального изобилия, Маркс и Энгельс называли коммунизмом. Для того чтобы приступить к строительству коммунистического общества, рабочий класс должен совершить мировую пролетарскую революцию, свергнуть власть буржуазии.

Вопрос 9. Иррационалистическая традиция в неклассической философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд)

Неклассическая философия – это тип философствования, сформировавшийся во второй половине 19 – начале 20 вв. Ее появление было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры, утратой веры в возможность усовершенствования общества и человека. 1.Главный признак – иррационализм. Иррационализм – это философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом. Иррационализм критически оценивает познавательные способности разума и концентрирует свое внимание на таких внерациональных формах духовного проявления человека как воля, интуиция, бессознательное и т.п.

2. Целью неклассической философии изучение природы и сущности человека, проблем его существования в алогичном мире. 3. Стиль неклассической философии характеризуется художественно-образными формами выражения мыслей, недосказанностью, допускается возможность различных интерпретаций понятий и идей, соучастие в творчестве мыслителя

Учение немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860) называют волюнтаризмом, так как, по его мнению, первоначалом и правящей миром силой является воля. Это некая бессознательная мировая сила, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле, бессознательная воля к жизни контролирует человека и делает его своим рабом, так как заставляет нас жить, во что бы то ни стало, цепляться за жизнь, даже если она тяжела или даже невыносима. Вся человеческая жизнь – страдания и разочарования. Человек сам не может выбрать, чего желать, за него выбирает воля. Она заставляет желать материальных ценностей: богатства, денег, здоровья, долголетия и т.п. Но эти желания никогда полностью не удовлетворяются. Если даже человеку удается чего-то достичь, то он испытывает разочарование, ощущая неважность достигнутого, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется короткая человеческая жизнь. В обществе царят всеобщая нужда, беспрерывные усилия, столкновения, борьба. Мир наполнен злом, бессмысленностью и несчастьем, он наихудший из возможных. Свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. «пессимус» - наихудший), а самого Шопенгауэра считают самым пессимистичным из всех пессимистичных философов. Человек должен выйти из-под власти бессознательной воли к жизни, научиться жить действительно разумно, контролировать свои желания, воспитать равнодушие к страданиям, сострадание к другим. Для этого он должен возвыситься над уровнем обыденного существования, понять общее устройство мира. Средствами постижения мира являются занятия философией и искусством.

Немецкий философ Фридрих Ницше ( 1844-1900) своей главной заслугой считал произведенную им переоценку ценностей, лежащих в основании западной цивилизации. Во-первых, Ницше – атеист и иррационалист. Он считал, что Бога нет, «Бог умер», в мире действуют только слепые стихийные силы. Высшей ценностью является биологическая жизнь. Всему живому присуще стремление к самоутверждению, «воля к власти». Жизнь – это борьба воль к власти. Ценно все то, что способствует выживанию, биологическому процветанию.

Во-вторых, Ницше антидемократ и антихристианин. Он убедительно показал, как демократия и христианская мораль постепенно ведут цивилизацию Запада к застою, деградации, падению культурного уровня и, в конечном счете, вырождению. Принципы и ценности демократии и христианской морали соответствуют интересам слабых, бездарных людей, серых и посредственных, не способных к созданию культурных ценностей, занятых только их потреблением. Именно для такого типа людей на Западе созданы оптимальные условия жизни, в то же время все яркое и талантливое обречено на гибель. Философия Ницше проникнута отвращением к человеку. По его мнению, человек в массе своей является супершимпанзе, то есть, по сути, животным, так как живет в основном животными потребностями и удовольствиями. Современное человечество вырождается. На его месте возникнет со временем новый биологический вид сверхчеловек. Между ним и человеком будет такая же разница, как сейчас между человеком и обезьяной. Сверхчеловек – это благородная натура, стремящаяся к культурному прогрессу, совершенствованию человека и общества. Материальные ценности, благосостояние не являются целью его жизни. По мнению Ницше, только в создании сверхчеловека заключается оправдание существования человечества. Человек – не «венец творения», а всего лишь промежуточное звено в биологической эволюции.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь