Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.



Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.

 

Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения:

1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличии от науки, тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.

 

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц. функции философии.

Специфические черты философии:

* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;

* Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;

* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;

* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);

* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;

* Субъективна;

* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;

* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;

* Доктринна, но в то же время постоянно развивается;

* Опирается на категории - предельно общие понятия.

Предмет Ф.:

* Разделы:

- Онтология (учение о бытии);

- Гносеология (учение о познании);

- Человек;

- Общество;

* Частные вопросы:

- Сущность бытия;

- Происхождения бытия;

- Материя и её формы;

- Сознание (происхождения и природа);

- Бессознательное;

- Душа, духовный мир человека;

- Природа;

- Различные сферы жизни общества;

- Экология, проблемы выживания;

- Познание;

- Фил. категории;

- Диалектика и её законы;

Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:

* Основные методы:

- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;

- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;

- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;

- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;

- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

* Методы-направления Ф.:

- Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;

- Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;

- Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;

- Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Философия имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

Древнеиндийская философия, школы, представители

В Индии существовало 4 Веды: Ригведу (Веда гимнов), Самаведу (Веда напевов), Яджурведу (Веда жертвенных формул) и Атхарваведу (Веда заклинаний).

 

В Индии важную роль играли духовные практики:

1.Продолжение мифологических традиций( создание корана, более низкой веды, в ней воплощались обыденные знания, они были доступны и женщинам)

2.Творческая переработка( отсеивание смыслов, поиск новых литературных форм трансляции этого знания, в частности, начиная с 6 века до н.э. появился жанр, в котором было Упани- Шады, фиксировались философские знания, они были доступны только избранным)

 

Особенность индийской культуры: они не разделяли в своей жизни теорию и практику

 

Сутра- это иносказательная нить, в ней зарифмованы основные идеи. Интерпретация Сутра- Бхашья была свободой творчества.

 

Жертва и ее получатель являются одним и тем же объектом.

Мир состоит из 14 районов. Джан равен 16 км.

 

Единица космического времени- это день творца Брахма, который равен 432 млн лет.

Самый большой из всех существующих циклов — это период существования нашей Вселенной — День Брамы. Затем следует более короткие циклы, внутри которых — еще более короткие и т.п.

Циклы, о которых сейчас пойдет речь, длятся от 5 до 12 тысяч лет. Это Крита-юга( или статья- юга), Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Эти юги повторяются.

 

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.

 

а) Ортодоксальные философские школы - признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед.

б) Неортодоксальные школы - не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета.

 

Ортодоксальные философские школы

1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)

2. Миманса (VI в. до н.э.)

3. Санкхья (VI в. до н, э.)

4. Ньяя (II в. до н. э.)

5. Йога (II в. до н..)- Ее основателем был мудрец Патанджали (П в. до н.э.)

6. Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.)

 

Неортодоксальные философские школы

1. Джайнизм (VI в. до н. э.)

2. Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)

3. Чарвака-локаята.

 

Сократические парадоксы

СОКРАТ. 469 –399 гг. до н. э. Родился в бедной афинской семье – каменотес.

Сторонник афинской аристократии. Противник софистов, критиковал политиков за неудачную борьбу против Спарты. Суд объявил его в непочитании Богов, за критику

выбора чиновников путем жеребьёвки. Приговорен к смерти. Сократ считал,

что строение мира, физ. природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя («Познай самого себя»). Высшая задача знания не теор., а практич. – умение

жить. Использовал такие методы: вопросно-ответный, индукция, маевтика (форма

беседы, при к-рой умение вести диалог означало умение задавать наводящие

вопросы), ирония. Главной задачей в философии считал рациональное обоснование нравственно-религиозного мировоззрения, а изучение природы принципиально невозможным. Основой мира считал душевный принцип. Важнейшая задача-познание самого себя подчеркивал значения совести. Совесть имеет божественное происхождение. Боги выделяют ею человека из животных. Целью всего в мире является человек. Для Сократа мораль сливается с сознанием. Истинная

нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и одновременно

полезное для человека. Оно помогает достичь блаженства и жизненного счастья.

Основные добродетели:

1. Сдержанность (как укрощать страсти)

2. Мужество (как преодолеть опасность)

3. Справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы)

 

Учение Элеатов о бытии

(Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии однородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же.Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита. Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистов, которые отвергают мыслимость бытия.)

 

Философии элеатов вывела античную мысль к одной из самых грандиозных идей — философской идее бытия. Но не смогла, натолкнувшись на глубочайшие мыслительные трудности противоречия, объединить бытие и движение.

 

Труды философов элейской школы, главными представите­лями которой были Парменид (р. ок. 570 г. до н. э.) и Зенон (480-430 гг. до н. э.), ознаменовали переход от дофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьезный шаг вперед к логическому прояснению сложившихся философ­ских представлений и выработке новых понятий.

 

Развитая Парменидом характеристика истинно существу­ющего предполагает недоверие к картине мира, доставляемой чувствами. Он противопоставлял реальный, чувственно вос­принимаемый мир миру умопостигаемой действительности.

 

Парменид противопоставлял «мир с позиции знания» и «мир с позиции мнения». «Мир с позиции знания» — это мир, суть которого вскрывается мышлением в противоположность данным чувств. Исходным понятием для постижения «мира с позиций знания» у Парменида служило понятие бытия. Бы­тие — это то, что есть, сущее. Сказать, что есть небытие, с точки зрения Парменида, означает высказать явное противо­речие, т. е. сказать, что несуществующее существует.

 

Но если небытия нет, а есть лишь бытие, то отсюда в строго логическом порядке следуют характеристики тако­го бытия: бытие не возникает (ибо иначе до его возникно­вения было бы некое небытие); бытие не подвержено ги­бели; бытие едино, не состоит из многих частей; бытие однородно; бытие неподвижно; бытие совершенно.

 

Следовательно, «мир с позиции знания» — это мир веч­ный, неизменный и неподвижный. Такое представление противоречит очевидным данным наших чувств. Безусловно, Парменид отдавал себе отчет во всей непривычности по­добной картины для обыденного сознания. Но для Пармени­да мышление — не пустая забава праздного мудреца. Мыш­ление описывает глубинные, истинные характеристики мира. А потому, если мир мыслимый не соответствует миру види­мому, то тем хуже для последнего — он есть не более, чем иллюзия обыденного сознания. Истинная структура мира фиксируется только мышлением, а не чувствами.

 

Недоверие к чувствам казалось нелепостью и поэто­му рождало возражения. Отстоять позицию Парменида взял на себя его ученик Зенон, используя метод доказа­тельства от противного. Он не выдвигал собственной ори­гинальной концепции, но посвятил жизнь созданию ост­роумных доказательств в пользу позиции учителя. Его остроумные логические доказательства, суть которых со­стояла в демонстрации противоречивости и логической не­правомерности мнения о существовании движения и измене­ния в мире, получили название «апорий» (затруднений).

 

Так, в апории «Стрела» Зенон логически доказывает, что летящая стрела на самом деле не движется, а все вре­мя находится в покое: она в каждое мгновение занимает определенное место в пространстве, т. е. неподвижно поко­ится в нем в каждый миг своего полета. В апории «Ахил­лес и черепаха» доказывается, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху: пока он пробежит разделяю­щее их расстояние, черепаха немного уползет вперед, пока он снова станет ее догонять, она опять немного уползет и т. д. до бесконечности. Таким образом, движение логиче­ски невозможно, оно существует лишь во «мнении».

 

Аргументы Зенона дали мощный толчок дальнейшему развитию античной математики, логики, диалектики, так как вскрыли противоречия в основных представлениях о про­странстве, множестве и движении и тем самым заставили искать способы устранения обнаруженных затруднений.

 

Философия Платона

Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной школы Философии — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Особенности

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написаны в форме диалогов. Платон является основателем идеализма.

Главные положения идеалистического учения Платона

* Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаются своё существование;

* Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

* Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

* Чистые идеи истинны, вечны и постоянны;

 

* Любая существующая вещь является всего лишь отображением первоначальной идеи данной вещи. Например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна.

* Весь мир является отображением чистых идей.

Основные положения гносеологии Платона

* Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего именно «чистые идеи»;

* «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт не достоверное знание, а лишь мнение);

* «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

* Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

Философия Аристотеля

Для Аристотеля этика, в отличие от физики и математики, есть практическая наука, Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.

Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д.

 

Философское учение Фихте.

Иосиф Готлиб Фихте.

Фихте – избираемый ректор Берлинского университета, не дожив до 50 лет, погиб

в партизанском отряде. Основатель активного подхода к проблемам познания.

Человек познает мир в ходе активной деятельности. Основные категории

философствования Фихте – это:

" Я" – так он обозначил действительность человека с его духовным горизонтом.

" Не Я" – мир окружающий человека.

По Фихте, человек в ходе активной деятельности пытается понять все больше в

окружающем мире и конечная цель – разумом охватить весь мир (Я=Не Я). В

последствии такая активная позиция фактически получила развитие в

неклассицизме.

 

Философия Ф.Ницше

С реди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове всего сущего.
Это учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
" ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно из основных понятий ницшеанства. " Воля к власти" выступает у Ницше движущим началом мира.
Космологические принципы у Ницше являются тем фоном, на котором провозглашаются социально-политические и этические принципы, каковые, по мнению автора, приобретут больший вес, если предстанут как проявление вселенских, универсальных, космических сил.
Даже предположение о существовании мира " самого по себе" у Ницше есть " метафизика". Термин " онтология" по отношению к ницшеанству должен быть взят в кавычки. Вся " онтология" Ницше - это по сути только " аксессуары" его философствования.
Теория познания Ницше направлена прежде всего на создание благоприятного фона для проведения им социально-политических и этических принципов. По Ницше, в этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости " вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют ему выжить и осуществить свою " волю к власти". " Познание работает как орудие власти", - пишет Ницше.

Человек - это то, что должно превзойти... Ницше не считал себя сверхчеловеком, но он в него верил.

 

Философия экзистенциализма.

2 тенденции:

1. философия позиционировала себя как нечто большее науки

2. философия тождественная науки

Направления:

1. феноменология

2. философская антропология

В 30-50е годы экзистенциализм самое обсуждаемое течение в Европе.

В 30 годы происходит раскол философии. Она делится по географическому принципу:

1. континентальная (Германия, Австрия, Россия)

2. аналитическая (англо -американская философия)

Аналитическая философия ориентированна на исследование языка. Основоположник – Винтенштейн.

Континентальная философия проводит курс на сближение литературы.

В центре внимания лежит человек, человеческое существование. Экзистенциализм – философия существования. Их не интересует сущность их, интересует существование.

Экзистенциализм – гуманизм пытается найти уникальные, неповторимые черты человека. Сторонники: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Яспер, Ж.П. Сартер.

С. Кьеркегор

Кьеркегору принадлежит понятие экзистенция. Он вводит основные темы и категории. Одним из основных проблем является проблема выбора, смысла жизни, проблема одиночества, категория отчаянья, переживание, страх, абсурд, подлинность.

Основные работы: «Страх и терпит», «болезнь к смерти». Основная тема, которая объединяет все произведения это отправная точка.

По Кьеркегору человек проходит три этапа человеческой жизни в поисках смысла жизни:

1. эстетический. Получает удовольствие от жизни.

2. Этический. Человек из внешнего мира обращает внимание на внутренность и начинает заниматься самосовершенствованием.

3. религиозная стадия. Человек обращается к Богу, Бог удовлетворяет человека в бесконечность.

М. Хайдогги

«Бытие и время»

Темы: мотив вечного опоздания, мотив бытия, тема массового человека.

Ж. П. Сартер

«Бытие и ничто».

Экзистенциализм – гуманизм. Все существует по принципу сначала сущность потом существование, а у человека наоборот. Перед человеком возможность. Человек – это есть проект самого себя. Каждый человек стоит перед выбором.

А. Коню

Обладатель нобелевской премии по литературе «Роман и чума». Философские произведения «Миф о сизифе», «Человек бунтующий». Вводит новую категорию – категорию абсурда, категория бунта.

 

Научное познание

Научные знания в конечном счете необходимы. Чтобы направлять практическую деятельность человека.

Отличия научных знаний от обыденных:

Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, которые не сводятся к обыденным знаниям.

Научный язык

Системность и обоснованность научных знаний.

Способы построения знания

Методами познавательной деятельноти.

Научное познание требует от субъекта особой подготовки.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

 

Научное знание:

- является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;

- социально обусловлено; и

- обладает различной степенью достоверности.

ВНЕНАУЧНОЕ: знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки. Постановка проблемы В. з. в истории философии связана с развитием позитивизма и сциентизма, с идеей демаркации науки и ненауки

.

Общественный прогресс.

 

в Новое время проповедовали идею бесконечного прогресса. Гегель, который характеризует всемирную историю как прогресс в сознании свободы. Он представлял весь исторический процесс как поступательное, прогрессивное движение человеческого общества.В марксизме прогресс рассматривается через производительные силы, образующие основу всей истории людей. Именно рост и совершенствование производительных сил показывают восходящее развитие человеческого общества. человечество развивается неравномерно, и это развитие носит не монолинейный, а полилинейный характер.Бердяев считает, что идея прогресса имеет религиозные корни.Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия развития или эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям. Для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер.прогресс и регресс сосуществуют. Кроме того, прогресс имеет не однолинейный, а плюралистический характер, то есть прогрессивное развитие общества протекает не однообразно, а разнообразно.

Объективный

2)субъективный.

Объективный элемент – это объективные условия жизни общества, куда входят материальные отношения людей, производительные силы, производственные отношения, то есть все те явления общественной жизни, которые не зависят от воли людей. Вместе с тем, общественный прогресс немыслим без субъективного элемента, то есть без деятельности людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели. Актуальной проблемой социального прогресса является выяснение его критерия. Многие отечественные мыслители считают основным критерием общественного прогресса способ производства материальных благ. Но этот критерий носит, скорее всего, экономический характер. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

Духовная жизнь общества

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека».

Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

духовные потребности;

духовную деятельность и производство;

духовные ценности;

духовное потребление;

духовные отношения;

проявления межличностного духовного общения.

 

Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.

 

Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения:

1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличии от науки, тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь