Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рационализм Нового времени(Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц)
Рациолизм - фил-ое направ-е, к-ое принимает разум за основу жизни и познания. Основоположники – Декарт, Спиноза, Паскаль, Лейбниц. Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое. Дедукция переход от общего к частному. Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения». Дедукция это ключевой метод всех рационалистов. Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки. Четыре правила метода Декарта: 1. правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и очевидной истины. 2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны. 3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении проблемы на части. 4. Правило проверки. Постулаты Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Единственным гарантом существования человека являются его мысли. Центром существования человека является сознание моего Я. Декарт открывает субъект и помещает его в центр, который противопоставлен объекту. «Я» по Декарту это активное начало, которое противопоставлено косвенному. Главным субъектом становится человек, а объектом - природа. Субъект это всегда процедура противопоставления себя к окружающему миру, подтверждающая собственное существование, процесс само идентификации. Субъект сочетает два качества: разум и воля. Субъект это не тот, кто понимает, но и тот, кто делает. По Декарту мир делится на две части или субъекта: 1. субстанция мыслящая (субъект) 2. субстанция протяженная (природа или материя) Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга. Учение Декарта - «Дуализм». «Мысль это, то что не может быть изменено». Б. Спиноза. Большую часть своей жизни провел в Голландии. Главная работа – «Этика написанная геометрическим способом». Спиноза является сторонником Декарта. Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя. На самом деле существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум. Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания. Основное понятие Л. - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий. Выделяет следующие принципы: 1. принцип индивидуальности. Монада не зависит не от кого. 2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна. Кант-родоначальник немецкой классической философии Родоначальником классической немецкой философии является И. Кант (1724-1804 гг.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г.), Кант выступал как крупный ученый - астроном, физик, 'географ. В работах этого периода он проявил себя как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Собственно философия Канта сформировалась во второй критический период, когда им были опубликованы работы " Критика чистого разума" (1781), " Критика практического разума" (1788), " Критика способности суждения" (1790). В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма - философского учения, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Предшественник агностицизма -скептицизм - философское направление, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э., не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рационального обоснования норм поведения. По утверждению Канта, имеется два ствола человеческого познания - чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от " вещи в себе", или " вещи самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. " Вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами объект, всегда есть лишь сторона объекта, " вещи самой по себе". Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: " Что я могу знать? ", " На что я смогу надеяться? ", " Что я должен делать? ". На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на второй - религия, на третий - мораль. В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает индивида действовать не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям. Кант выдвинул новую концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с " вещами самими по себе". Философское учение Фихте. Иосиф Готлиб Фихте. Фихте – избираемый ректор Берлинского университета, не дожив до 50 лет, погиб в партизанском отряде. Основатель активного подхода к проблемам познания. Человек познает мир в ходе активной деятельности. Основные категории философствования Фихте – это: " Я" – так он обозначил действительность человека с его духовным горизонтом. " Не Я" – мир окружающий человека. По Фихте, человек в ходе активной деятельности пытается понять все больше в окружающем мире и конечная цель – разумом охватить весь мир (Я=Не Я). В последствии такая активная позиция фактически получила развитие в неклассицизме.
Философская эволюция взглядов Шеллинга. Шеллинг учился вместе с Гегелем в духовной семинарии. Шеллинг на несколько лет моложе Гегеля. Основные идеи, на которых была построена философия Гегеля, впервые были высказаны Шеллингом. Шеллинг, например, выдвинул идею тождества бытия и сознания. Но Шеллинг говорил, что сознание до такого уровня тождества может и не дотянуться. У Гегеля это выступает в качестве абсолютного духа. Шеллинг особый акцент сделал на интеллект интуиции в ходе познания. Он поставил проблему интеллектуальной интуиции сознания тождественно бытию. Шеллинг указал на то, что сознание, тождественное бытию, отражает гармонию бытия и важно знать эту гармонию. Шеллинг написал работу " Натурфилософия" где много удачных моментов по поводу диалектики природы. В творчестве Гегеля это отразилось в следующем: сознание, тождественное бытию – абсолютный дух. Натурфилософия у Шеллинга – это инобытие у Гегеля. Современная научная и философская концепция глобального коэволюционирования (совместного эволюционирования всех подсистем мира в ранних эволюциях систем мира). Современная идея фактически отражена в натурфилософии Шеллинга. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы