Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – второй закон диалектики.



Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отображает ту важную особенность объективной действительности, за которой все предметы, процессы и явления приобретают определенность через взаимодействие, взаимозависимость, противоречивость своих внешних и внутренних свойств, количественных и качественных характеристик, которые существуют объективно, независимо от воли и желание людей. Взаимодействие же количества и качества есть общим, внутренней, существенной, необходимой, такой, что неизбежно повторяется.

Закон перехода количества в качество выражает взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Таким образом, этот закон показывает, как, каким путем возникает новое качество. Он включает в себя такие исходные категории, как «качество», «количество», «мера», «скачок».
Чтобы выяснить суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественные, его проявления и действия, необходимо раскрыть содержание таких категорий, как качество, количество, свойство, мера, прыжок.
Качество - это тождественная бытию определенность. Если вещь теряет определенность, то она теряет и свое качество. Однако такое определение еще не дает полного представления о качестве вещи. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается органами ощущений, и качество как совокупность существенных свойств вещи, которая воспринимается опосредованно через мышление, абстрагирование. Качество и ощущения - это одно и то же, считал Л.Фейербах. Однако этого еще недостаточно для определения качества как философской категории. Так как в таком случае речь идет о выяснении качества, когда отдельные свойства предмета, возможно, не самые важные, выдаются за его качество.
Свойство как категория определяет одну из сторон вещи относительно другой. Качество вещи определяется исключительно через ее свойства. Между свойством и качеством существует диалектическая взаимосвязь, и потому целиком возможно какое-то одно свойство в ее узком понимании выдать за качество предмета, который в разных связях может быть самым собой и другим. Понятие качества в будничном и философском понимании не совпадают. И так, есть такое качество, которое воспринимается ощущением (язык может идти об ощущении несущественных свойств предмета), и качество как философская категория, которая означает совокупность существенных свойств предмета, с потерей которых предмет непременно теряет свою определенность, т.е. свое качество. Существенные свойства вещи не воспринимаются на уровне ощущений, так как является результатом теоретического обобщения. Гегель утверждал, что качество - это " сущностная определенность".
Количество - философская категория, которая отображает такие параметры вещи, явления или процесса, как число, величина, объем, вес, размеры, темп движения, температура и т.п.. За высказыванием Гегеля, количество - не " снятая определенность". Термин" снять", которому Гегель придавал большое значение, означает " сохранить, удержать и в тот же время прекратить, положить край". Поэтому количество как " снятая определенность" выступает возражением качества, есть ее диалектической противоположностью, которая взаимодействует с ней.
К определенному времени количество, ее изменение не задевают качества предмета и потому на это не всегда обращают внимание, делает замечание Гегель. Но это лишь так кажется. На самом деле же, понятие " количество" - " хитрое понятие". Оно охватывает существенное из той стороны, из которой качество будто бы не затрагивается и, причем, настолько не затрагивается, что, скажем, увеличение размера государства, которое приводит ее, в конце концов, к несчастью, сначала даже кажется ее счастьем. Однако, " государство имеет меру своей величины, превзойдя которую внутренне безудержно распадается при том же государственном устройстве, которое при другом размере государства представлял ее счастье и силу". В сфере моральной, делает замечание Гегель, " имеет место такой же переход количественного в качественное, и разные качеству оказываются основанными на отличии величин. Именно через " больше" и " меньше" мера легкомысленности поднимается и появляется что-то совсем другое - преступление, именно через " больше" и " меньше" справедливость переходит в неразделимость, добропорядочность в порок". Итак, рост количества ведет к существенным преобразованиям существующего.
Качественные изменения, которые происходят в объективном мире, осуществляются лишь на основе количественных изменений. Другого пути к появлению нового просто не существует. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и а качественных изменений. Так, например, если телу предоставить скорость1000. 2000, 7000, 7910 метров на секунду, то оно упадет на Землю. Если же скорость тела увеличить лишь на одну единицу и довести ее до 7911 метров на секунду, то тело оторвется от Земли и станет ее спутником. Или возьмем обычную воду. Когда она течет спокойно, то не вызывает никаких разрушений. Но следует увеличить давление до нескольких атмосфер, и струя воды превратится на землекопа. Если же увеличить давление к десяткам атмосфер, то струя воды превратится на забойщика. Следует же довести давление до 2000 атмосфер, и эта струя станет камнерезом. Вода будет резать гранит.
Чтобы сделать понятие развития более понятным, некоторые философы прибегали к преувеличению значения количественных изменений, которые, по выражению Гегеля, можно '" видеть собственными глазами", чего нельзя сказать о качестве как что-то не совсем понятное. Гегель иронизировал по этому поводу. Он рассматривал диалектику количественных и качественных изменений на примерах, известных в давние времена под названием " лысый" и" груда": " Относился вопрос: или появится лысина, если выдернуть один волос из главы или лошадиного хвоста или перестанет груда быть грудой, если отнимем одно зерно? Можно не задумываясь согласиться с тем, что при этом не появится лысина и груда не перестанет быть грудой, поскольку отнимание представляет лишь количественную и очень незначительную разность...
Однако суть этого закона и заключается именно в том, что он имеет отношение не только к мышлению, логики, а и к самой действительности, ее развитию. Сам Гегель показал это, приводя блестящие примеры, взятые из жизни.
Количественные изменения не являются однообразными. Существуют количественные изменения, которые происходят путем накопления; есть количественные изменения, которые внезапно служат причиной появления нового качества; есть количественные изменения, которые свидетельствуют о постепенном накоплении элементов нового качества (скажем, распространение нового вида, накопление элементов нового качества в общественной жизни и т.п.); существуют количественные изменения, что является показателем перехода качества в новое количество.
Взаимный переход количества в качество является адекватным отображением в мышлении изменений, которые происходят в объективном мире. Если в нем что-то изменяется, развивается, переходит с одного состояния в другое, то наше мышление, если оно претендует на точность отображения, имеет это воссоздать, т.е. если мир двигается, то наши понятия об этом миру тоже должны быть подвижными, иначе мы не сможем адекватно отобразить движение, изменения в самой действительности.
Единство, взаимосвязь и взаимозависимость качества и количества выражаются в понятии мера. По Гегелю, " мера является существенным единством количественного и качественного", " в мере качественное количественно", " мера есть в своей непосредственности обычным качеством, которое имеет определенную, надлежащую ей величину" и наиболее лаконично: мера - " качественно выраженное количество". Любой предмет, явление, процесс имеют свою меру, т.е. качественно-количественную определенность.
Мера - это граница, в рамках которой предмет остается тем, чем он с, не изменяя своего качества как совокупности коренных его свойств. Этой категорией предмет охватывается в единстве, синтезе его количества и качества. Нарушение меры предмета ведет к нарушению его бытия и перехода в другое. Однако это закономерный процесс. Старое качество исчезает, а новая возникает. Вместе с тем возникает и новая мера, которая со временем тоже будет затронута новыми изменениями. Так происходит развитие всего сущего.
Очень важной категорией в понимании закона взаимного перехода количественных изменений в качественные есть прыжок. В диалектике взаимосвязи количественных и качественных изменений прыжок (скачок) означает переход от старого качества к новой. Прыжок является дискретностью в возникновении нового относительно к предыдущему залогу существующего. Возникновение нового качества, хотя бы как она объективно не рождалось, всегда связанное с прыжком, перерывом количественной постепенности, независимо от того, в какой форме происходит качественное преобразование. Переход от старого качества к новому является переломом в развитии, перерывом непрерывности. Прыжок в развитии равнозначный появлению нового залога существующего вследствие противоречивой взаимосвязи количества и качества, который поднимается к уровню важной, необходимой и общей связи. Эта связь с неизбежностью, повторяется в процессах становления разнообразнейших предметов и явлений объективной действительности.
Новое не может появиться только путем роста или уменьшение того, что есть. Оно нуждается в новом просторную для своего дальнейшего развития. Выход за старые границы в процессе становления нового не является, однако, полным разрывом с предыдущим залогом существующего хотя бы уже потому, что между количеством и качеством является взаимосвязь.
Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется через ряд категорий (качество, количество, свойство, мера, прыжок), которые дают целостное представление о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос, как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь