Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСКОНЕЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ КОПЕРНИКА И БРУНО. ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ
Эти положения Кузанца противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего -- надлунного и низшего -- подлунного миров. Кузанец разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник (1473--1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Характерная для Николая Кузанското тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548--1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Вслед за Кузанцем Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно. разрушает и традиционную противоположность формы -- как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах». Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению» и в 1600 году был сожжен на костре. Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предположительнее неподвижно неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI--начала XVII века, как Галилей и Кавальери. Пантеизм (греч. все и бог) - философское учение, согласно к-рому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. П. растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Термин введен Толандом (1705). Если раньше под видом П. нередко выступал, по существу, материалистический взгляд на природу (напр., у Бруно и в особенности у Спинозы), то ныне он превращен в религиозно-идеалистическую теорию о существовании мира в боге и представляет собой попытку примирить науку с религией.
12 билет. Объективный идеализм Гегеля. Развитие немецкой классической философии достигает вершины в творчестве Гегеля. Гегель называл свою философскую систему “абсолютным идеализмом”. Это связано с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единой системой категорий. Исходным понятием такой целостной системы является абсолютная идея. Это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей и процессов. Она существует вечно и содержит в скрытом, “свернутом” виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. Философское наследие Гегеля многогранно и противоречиво. Он развил диалектический метод познания и понимания мира, разработал вопросы сущности теоретического мышления, природы логических форм и категорий, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад сделан Гегелем в понимание всеобщей диалектической методологии науки и многое другое. Учитывая сложность и многогранность философских идей Гегеля, необходимо особо выделить вопрос о сущности диалектического метода Гегеля, развитие которого философ считал своей главнейшей задачей. Его взгляд состоит в том, что любой обыкновенный предмет, если он берется как характеристика реального целого, обнаруживает самопротиворечивость. “Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения”. Этим дерзким парадоксом Гегель попытался объединить в энциклопедическом синтезе все достижения диалектической мысли человечества. Высшей познавательной способностью человека, считал Гегель, является разум, а орудием познания - понятия, идеи, научные теории. Диалектика выступает у Гегеля прежде всего как саморазвитие понятия, абсолютного духа, которое выражается в восхождении от конкретно-чувственного к абстрактному, а в теоретическом мышлении от абстрактного к конкретному, то есть от простого и одностороннего к развитой системе целостного познания явлений, процессов окружающего мира. Предпосылкой учения о саморазвитии понятия является идея разума как бесконечного и безусловного мышления, как неограниченной ничем внешним самодеятельности мысли. Движение мысли от абстрактного к конкретному в теории он принял за реальный путь рождения и развития конкретно-чувственных предметов действительности. Логическое и историческое у него совпадают. Если исходить из гегелевского диалектического метода, то возможности человеческого разума безграничны, но с точки зрения его системы у нашего познания есть предел, обусловленный задачей самопознания абсолютного духа. То есть философия Гегеля содержала внутреннее противоречие.
Вопрос. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта. В формировании кантовских идей выделяют два периода: «докритический» и «критический». «Докритический» период отмечен работой естественнонаучного характера. Кант формулирует гипотезу о возникновении солнечной системы из некоей распыленной материи под воздействием природных сил. Он исключает идею сотворения мира, пытается сформировать эволюционную модель мироздания. Но на многие вопросы средствами естественных наук найти ответа нельзя. Эти проблемы принято считать «метафизическими». В «критический» период Кант пытается реформировать философию. Задачи обновленной философии Кант формулирует в виде вопросов: - Что я могу знать? («Критика чистого разума») - Что я должен делать? («Критика практического разума») - На что я могу надеяться? («Религия в пределах только разума») Кант строит свою гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность - познание мира с помощью ощущений. Рассудок - способность логического мышления. Рассудок с внешним миром не связан, он опирается на мысли чувства. Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя отнести ни к какому ощущению - пространство и время. Кант называет их априорными. Априорными он называет формы познавательной деятельности, кот как бы встроены в человеческий механизм познания. Существуют вещи, научное знание о кот невозможно. Это Бог, душа, свобода и тд. Это область третьей познавательной способности чел - разум. Разум ведет себя так, как будто он познаваем. Например: чел понимает, что явл существом смертным, но ведет себя так, как будто это не так, и поэтому не мучается, а живет. Но как только разум начинает истолковывать свои идеи, он запутывается в противоречиях. Кант эти противоречия называет «антиномиями разума». По Канту, это не ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека. Общий итог - суть научного познания заключается не в пассивном созерцании предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, кот только и могут быть предметом науки. Другая область науки, прославившая имя Канта - этика. Этика - учение о морали. Если этика возможна как наука, то ее моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. Но в опыте этого достичь нельзя, значит требования морали - априорны. А если априорны, то и абсолютны: если, например, «не лги» - то никому, никогда и ни при каких условиях. Это нравственный закон, кот дается разумом. Но человеческая воля руководствуется не только разумом, на нее давят польза, выгода и др. Следует поступать только такому принципу человеческой воли, по кот ты можешь пожелать, чтобы этот принцип стал всеобщим законом. Например, мы попали в затруднительное положение и хотим выбраться из него, дав ложное обещание. Благоразумие подсказывает, что вообще лучше не лгать, потому что не известно, какими последствиями может обернуться наша ложь. Хотим ли мы, чтобы все люди, попадая в такие ситуации, лгали. Нет, так как если ложь в затруднительных ситуациях станет законом, то нашему ложному обещанию никто не поверит. То есть получается, что требуя честности от других, для себя делаем исключение. Такой поступок не может получить нравственной санкции. Кант говорит, что нужно поступать так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это объективный принцип нравственности. Субъективным принципом нравственности, т.е. мотивом нравственного поведения является долг. Долгом Кант считает необходимость действия исключительно из уважения к нравственному закону. Кант отделяет действия ради долга от действий сообразно долгу. Любовь матери к своему ребенку, увлечение искусством - социально одобряемые формы поведения. Поступок во имя долга ( а не ради удовольствия, счастья) может быть назван нравственным. Но требования долга часто идут вразрез с соображениями выгоды, удовольствия. Успеха часто добиваются совсем не те, кто следует нравственному долгу. Поэтому Кант выдвигает три постулата практического разума. Добродетель не останется без награды, если: А) Бог существует Б) душа бессмертна В) воля свободна
13 билет. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы