Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропологический материализм Л. Фейебаха.



АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – так называется материалистическое учение Л.Фейербаха, центральной проблемой которого стал человек как абсолютный предмет философии, высшая ценность жизни, как всесторонне развитое, гармоничное, телесное и духовное существо.

В центре его философских взглядов - человек как “единственный, универсальный и высший предмет философии”. В труде “Сущность христианства” он раскрыл человеческую сущность религии, идеи Бога, в которой абсолютизирована духовная сущность человека, обособленная от него и представленная как самостоятельное существо. В идее Бога сконцентрированы самые благородные и совершенные качества человека, ценности красоты, истины, добра и справедливости, подвергнутые возвышенному отчуждению от человека, хотя в действительности они существуют только как свойства людей. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человеческий, соответствующий природе и культуре, а не сверхъестественный. Он писал: “Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а цельный действительный, всесторонний, совершенный развитый человек”.

Раскрывая историческое значение материализма Фейербаха, особенно его критику христианской религии, важно отметить и слабости мыслителя, не сумевшего показать деятельностную историческую сущность человека. Осталась не решенной им задача перехода от абстрактного индивида к науке о действительных людях в их историческом развитии. И это движение, выходящее за пределы философии Фейербаха, было начато в работах Маркса и Энгельса.

 

 

10 билет..

Основные идеи философии Просвещения. Французский материализм XVIII в.

Эпоха Просвещения породила и воинствующий атеизм и материализм, который нашёл своё наиболее яркое воплощение во французском материализме XVIII в. и который утверждает противоположность и несовместимость веры и разума, религии и науки (П. Гольбах, Ж. Ламетри и др.) и считает причиной существования религии невежество, недостаток знания, непонимание истинных причин вещей. Распространение научных знаний в народе, с этой точки зрения, прогресс общества со временем неизбежно приведут к постепенному исчезновению религии, место которой займут наука и искусство.

В социально-экономическом отношении Просвещение – это время подъема и установления власти буржуазии, связанной с новыми идеями экономического рационализма и экономической свободы – частной собственности и свободного предпринимательства. Процесс расширения экономической свободы сопровождается появлением и разработкой идей классического либерализма: в качестве экономической теории он требует свободы хозяйственной деятельности в ремесле, промышленности (мануфактурной), сельском хозяйстве и торговле. К этим экономическим требованиям присоединяются политические, которым, наконец, даётся фундаментальное теоретическое, философское обоснование – учение о “всеобщих естественных и неотъемлемых правах человека”. Каждый имеет святое право строить своё благополучие по собственному разумению, им самим избранным способом, но таким способом, который не противоречит точно такому же праву каждого другого человека.

Идеи Просвещения имели далеко идущие последствия для организации и устройства государства. Именно философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных “цивилизованных” обществ:

1. суверенитета народа: государственная власть принадлежит исключительно народу в целом и лишь временно, по договору, передаётся избранным народом чиновникам;

2. общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народом и избираемым им правительством;

3. разделения властей: для исключения злоупотребления власть должна быть разделена между различными, взаимно контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями – законодательной, судебной и исполнительной властями;

4. демократического участия всех граждан в осуществлении власти: каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы государственной власти, имеет право влиять на создание и функционирование государства. Классическая формулировка этих принципов и основных прав и свобод человека дана Д. Локком, Ш. Монтескьё, И. Кантом, Б. Франклином и др.

 

15 вопрос.

Основные идеи и объяснительные принципы философии К. Маркса. Материалистическое понимание истории.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (исторический материализм) – восходящая к К.Марксу философия истории. Согласно Марксу, “способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”. В истории выделяется три этапа. Первому присуща личная зависимость человека от господствующих социальных сил. Второму - личная независимость при вещной зависимости, но при универсальном развитии производительных сил. Третий этап - соблюдение индивидуального в условиях подлинной коллективности и коллективного присвоения плодов общественной производительности труда.

Марксистская философия имеет своим основоположником К.Маркса (1818-1883), внесшего большой вклад в разработку материалистического понимания истории, в раскрытие тайны отчуждения человека, в поиск путей к вершинам человеческой свободы. Маркс разработал концепцию системно-теоретического понимания общества, исходящую из учета реальных, природных и социальных, материально-предметных условий организации людей в конкретно-историческую общность.

Согласно Марксу, общество есть целостная, внутренне структурированная и развивающаяся система многообразных типов взаимодействия людей. Она детерминируется в своем развитии, в конечном счете, действием материальных, производственных факторов. При этом Маркс доказывает, что не буржуазный строй, а социализм, вырастающий из капитализма и развивающийся в полный коммунизм как торжество реального универсального гуманизма, является естественным, непрерывно эволюционирующим состоянием человечества, именно состоянием, а не целью. Коммунизм представляется в теории добровольным объединением, ассоциацией свободных производителей, занимающихся общественным трудом по общему плану. Это - общество, на знамени которого написано: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Маркс исследовал крупномасштабные блоки социального организма - общественное бытие и общественное сознание, материальное и духовное производство, системы социальных отношений, политические и идеологические надстройки. Выделение глубинных структур общества дает возможность понять его социальную природу, соотношение в обществе материальных и идеальных образований, выявить основные линии социальной детерминации и самодетерминации. Можно спорить о том, насколько модель общества, предложенная Марксом соответствует тенденциям развития действительности. Но бесспорен сам по себе факт открытия методологически нового подхода к рассмотрению общества.

Особая заслуга Маркса в том, что он поднял и развил глубокое понимание человеческой культуры и свободы. Как Гегель верил в необходимый прогресс духа в направлении более высокого самосознания, так Маркс верил в необходимое развитие человеческой природы к универсальной человеческой личности, к гармонии, всестороннему раскрытию творческих дарований. Делая акцент на предметной самореализации человека, Маркс связал свой идеал будущего общества со свободной индивидуальностью и универсальным развитием индивидов в условиях подлинной коллективности. Радикальный гуманизм особенно ярко проявился в его работе “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Немецкая идеология”, подготовительные рукописи к “Капиталу”.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь