Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Предмет философии в его исторической динамике.



Вопрос 1. Предмет философии в его исторической динамике.

Философия возникает в период формирования классового общества. Мифология явилась исторически первой формой осознания человеком окружающего мира, специфической формой мировоззрения. Она объясняла мир посредством перенесения на мироздание свойств и качеств самого человека. Миф выступает как синкретическая, то есть нерасчлененная форма сознания, он объединяет в себе зачатки научных знаний, религиозных верований, элементы философии, морали и искусства.По мере того, как в мифе усиливается и принимает самостоятельный статус представление о сверхъестественном, мифологическое сознание постепенно перерастает в религиозное.

Религия - это исторически второй тип мировоззрения. Основным и определяющим признаком религии является вера в сверхъестественное. Согласно религиозным представлениям мир делится на естественный, то есть подчиняющийся действию объективных законов природы, и на сверхъестественный, не подчиняющийся действию объективных законов природы. Соответственно, основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мировоззрении и в жизни людей. В религии разработана система ритуалов и действий, с помощью которых осуществляется контакт со сверхъестественными силами.

С появлением железа и бронзы производительность труда резко возрастает, усложняется социальная жизнь, с возникновением частной собственности появляются классы и государство, регулирующее отношения между классами. Происходит отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического, развивается торговля, появляется потребность в научном мировоззрении. На смену мифологии приходит философия.

Философия зарождается вместе с первыми попытками теоретического объяснения мира исходя из него самого, не прибегая к помощи потусторонних сил. Людям хотелось найти более реальную основу мира, поэтому первые философские учения были материалистическими. В системе становящегося и еще не расчлененного знания философские воззрения на мир оказываются неразрывно связанными с элементами естественнонаучного знания. В этот период все знания развиваются в лоне натурфилософии, которая выступает единой нерасчлененной наукой, наукой обо всем. Философы стремятся дать цельное представление о мире, нарисовать общую его картину. Но для решения этой задачи необходимо было найти такую основу, которая позволила бы объединить знания о различных сторонах мира в единую систему. В качестве такой первоосновы философы пытаются найти универсальное вещество, способное объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений.

Таким образом, исторически философия возникает как учение о материальной сущности, субстанции мира. По своему методу философия это рационалистический способ объяснения действительности, она стремится к логической аргументированности и обоснованности своих суждений. В этом отличие философии от мифологии, религии и искусства, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе.


Вопрос 2. Исторические типы мировоззрения. Специфика и сущность философского мировоззрения.

Мировоззрение - это система общих взглядов на мир: на природу, общество, человека и на отношение человека к миру. Философия стремится сообщить людям именно такой общий взгляд на окружающую действительность и на место человека в этом мире. Она выполняет мировоззренческую функцию.

Философия является теоретической основой мировоззрения. В основе мировоззрения лежит основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию. Именно этот вопрос определяет два исторически сложившихся типа мировоззрения – материалистическое или идеалистическое. В первом случае мы имеем дело с научным мировоззрением, во втором – с антинаучным, идеалистическим.

Научный путь формирования мировоззрения предполагает изучение философских работ, обобщающих практику развития человеческого общества и научного познания, лучших достижений мировой культуры. Это путь сознательного формирования мировоззрения. Научное мировоззрение отличается от стихийного тем, что в нем сознательно поставлены вопросы о сущности мира и человека, об отношении человека к миру и ответы на них даны в последовательной, систематической форме. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Очень может быть, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшимися верными позиций, подтолкнет их к переосмыслению. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое – и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.

 

 

Вопрос 5. Основные разделы философского знания

Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и вопроса об отношении человека к миру. Отношение человека к миру философия рассматривает в трех основных аспектах таких как: познание, поведение и переживание. В целом философия представляет собой систему относительно самостоятельных философских дисциплин, тесно связанных между собой и обладающих внутренним единством.

В число философских дисциплин входят:

Онтология – учение о мире, его сущности, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия.

Социальная философия – учение о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития.

Логика – учение о мышлении человека, взятое со стороны его логической структуры, форм и законов движения мысли.

Гносеология – учение о наиболее общих законах человеческого познания, путях и способах постижения истины.

Этика – учение о наиболее общих законах нравственного отношения человека к действительности, исследующее всеобщие стороны человеческого поведения.

Эстетика – учение о наиболее общих законах человеческого переживания и деятельности по ''законам красоты''.

В число философских наук входят также история философии, призванная осветить историческое развитие самой философской мысли. В качестве относительно самостоятельных дисциплин выделяют также: философскую антропологию, аксиологию и праксиологию.

В нашей учебной и научной литературе широкое распространение получило определение философии, данное Ф. Энгельсом. Философия – это наука о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества и мышления . Действительно, философия изучает всеобщие законы развития, но она изучает и всеобщие отношения человека к миру. Поэтому в последние годы все большее распространение получает следующее определение: философия – это наука, изучающая всеобщие отношения человека к миру. Но и это определение философии не является полным, поскольку, как мы видели, предметом философии является и сущность мира, и наиболее общие законы человеческого общества.

Философия, являясь формой общественного сознания, безусловно, обладает научным статусом, она отражает действительность посредством понятий и теорий, допускающих проверку и доказательство принципиальных положений. Но философское знание органически включает в себя и ценностную (софийную) компоненту, которую невозможно оценить с позиций истинности или ложности.

Таким образом, являясь специфической формой осмысления действительности, философия содержит в себе систему теоретических представлений о сущности мира и человека и об отношении человека к миру как существа познающего, действующего и переживающего.


Вопрос 21. Категории диалектики.

Единичное и общее. Сущность и явление. Содержание и форма.

Чтобы точнее и глубже отражать объективную действительность, человек вырабатывает определенный арсенал логических средств мышления, определенный круг понятий и категорий. Категории диалектики - это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.

Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория " единичное" отражает в предмете или явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. " Общее" - это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне - то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.

Явление и сущность. Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность - это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление - это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Содержание и его форма. Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание - это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Форма - это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета - это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое и выполнять все присущие функции.

 

Таким образом, можно сделать общий вывод:

1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;

2) в категориях диалектики сконцентрированы опыт и деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы невозможно;

3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, изменчивость и т. п.

 


Роль личности в истории

Роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. И спектр мнений, соответственно, весьма широк, но в целом все вращается вокруг двух полярных идей. Либо то, что в будущем все заранее предопределено. Либо то, что случайность всегда может переменить ход истории. Поэтому имеются и попытки крайнего преувеличения роли личности и, напротив, уверения, что иные, чем были, деятели и не могли появиться. В зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

Действительно, сам народ состоит из личностей.

Как отмечал Г.В.Плеханов, по-настоящему выдающаяся личность видит дальше других и хочет сильнее других. В этом сила и предназначение великого человека. Он впередсмотрящий истории, он выразитель надежд массы, часто лишь смутно осознаваемых ими. Его сила - это сила общественного движения, которая стоит за его спиной.

Материалистическая социальная философия идет при оценке роли личности от масс к личности, а не наоборот, видит ее роль в том, что она своим талантом служит массам, помогает им спрямить путь к достижению намеченных целей, ускорить решение назревших исторических задач.

Во-первых, влияние личности на ход истории зависит от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней, и на которую она опирается через партию, через какой-то класс. Поэтому выдающаяся личность должна обладать не только особым индивидуальным талантом, но и способностью организовывать и вести за собой людей. Во-вторых, весь ход истории свидетельствует, что ни одна социальная сила, ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им.

Зачастую в силу исторических условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом говорил Демокрит: чем «менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».


Вопрос 1. Предмет философии в его исторической динамике.

Философия возникает в период формирования классового общества. Мифология явилась исторически первой формой осознания человеком окружающего мира, специфической формой мировоззрения. Она объясняла мир посредством перенесения на мироздание свойств и качеств самого человека. Миф выступает как синкретическая, то есть нерасчлененная форма сознания, он объединяет в себе зачатки научных знаний, религиозных верований, элементы философии, морали и искусства.По мере того, как в мифе усиливается и принимает самостоятельный статус представление о сверхъестественном, мифологическое сознание постепенно перерастает в религиозное.

Религия - это исторически второй тип мировоззрения. Основным и определяющим признаком религии является вера в сверхъестественное. Согласно религиозным представлениям мир делится на естественный, то есть подчиняющийся действию объективных законов природы, и на сверхъестественный, не подчиняющийся действию объективных законов природы. Соответственно, основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мировоззрении и в жизни людей. В религии разработана система ритуалов и действий, с помощью которых осуществляется контакт со сверхъестественными силами.

С появлением железа и бронзы производительность труда резко возрастает, усложняется социальная жизнь, с возникновением частной собственности появляются классы и государство, регулирующее отношения между классами. Происходит отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического, развивается торговля, появляется потребность в научном мировоззрении. На смену мифологии приходит философия.

Философия зарождается вместе с первыми попытками теоретического объяснения мира исходя из него самого, не прибегая к помощи потусторонних сил. Людям хотелось найти более реальную основу мира, поэтому первые философские учения были материалистическими. В системе становящегося и еще не расчлененного знания философские воззрения на мир оказываются неразрывно связанными с элементами естественнонаучного знания. В этот период все знания развиваются в лоне натурфилософии, которая выступает единой нерасчлененной наукой, наукой обо всем. Философы стремятся дать цельное представление о мире, нарисовать общую его картину. Но для решения этой задачи необходимо было найти такую основу, которая позволила бы объединить знания о различных сторонах мира в единую систему. В качестве такой первоосновы философы пытаются найти универсальное вещество, способное объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений.

Таким образом, исторически философия возникает как учение о материальной сущности, субстанции мира. По своему методу философия это рационалистический способ объяснения действительности, она стремится к логической аргументированности и обоснованности своих суждений. В этом отличие философии от мифологии, религии и искусства, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь