Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 16. Принцип детерминизма. Формы проявления причинно-следственных связей.



Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Методологический принцип детерминизма является основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм означает, что объяснить явление, значит, открыть его причины. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Идея детерминизма предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.

Принципы детерминизма:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов. Детерминизм есть отношение, характеризующее зависимость вещей от любых факторов.

2. Принцип причинности - каждое событие имеет причину и является причиной чего-либо.

Среди многообразных форм детерминации особенно выделяется причинно-следственная связь.

Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения. Любое явление имеет свои причины и следствия,. Причина есть взаимодействие, следствие есть результат взаимодействия.

Критерии причинных отношений:

· временная асимметрия. Причина предшествует следствию. Процесс причинения необратим;

· необходимость, однозначность. Равные причины всегда порождают равные следствия. Связь следствия с причиной не может быть случайной, а вот причины - могут;

· временная и пространственная непрерывность, смежность. Одной из характеристик причинности является ее связь с категориями времени. Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия.


Вопрос 17. Понятие закона. Основные законы диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

· охватывают все сферы окружающей действительности;

· раскрывают основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

· единства и борьбы противоположностей;

· переход количества в качество;

· отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Количественные изменения происходят постоянно, накопление этих изменений приводит к смене качества, сам момент перехода называется перерывом постепенности (скачок), в результате появляются и новые количественные признаки предмета.

Закон отрицания отрицания показывает направление развития. Этот закон обозначается спиралью с расширяющимися кольцами. «Развитие происходит в направлении от простого к сложному через отрицание старого и замену его новым. При этом каждая последующая ступень развития включает элементы из предыдущих ступеней, то есть как бы повторяет предыдущие этапы развития». В отличие от простого отрицания диалектическое отрицание оставляет возможность дальнейшего развития.


Вопрос 18. Закон единства и борьбы противоположностей и его методологическое значение

Существовал ещё в Древнем Востоке. У Гегеля и Маркса делается акцент на борьбу противоположностей. «Каждое явление содержит в себе как минимум две противоположные тенденции, которые и обеспечивают развитие явления». Их борьба обеспечивает развитие и изменение, а их единство – целостность явления. Этот закон показывает причину развития объекта. Гегель показывает, как развертываются действия этого закона.

Стадии взаимодействия противоположностей:

1) тождества. Тождественными называются явления и предметы, все признаки которых совпадают. Любое тождество относительно.

2) противоречие – соотношение, где различия достигают максима и обнаруживают себя как противоположности.

3) момент разрешения противоречий, который может закончиться уничтожением противоречий и появлением новых или гибель одной из противоположностей. Очень важен характер разрешения противоречий: если борьба превалировала над единством, то наступит катастрофа; если гармония превалирует над борьбой, то происходит переход в новые противоположности.

В сложных системах существует несколько противоречий, поэтому важно выделить основной. Основное противоречие – противоречие, определяющее развитие системы на всех этапах её существования. Обнаружить основное противоречие – это значит понять суть системы. Кроме основного существует главное противоречие, которое может быть внешним.

 

Вопрос 19. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и его методологическое значение

Количественные признаки – относительно несущественные признаки данного объекта. Качественные – существенные, которые определяют сущность предмета. Закон перехода количества/качества: количественные изменения происходят постоянно, накопление этих изменений приводит к смене качества, сам момент перехода называется перерывом постепенности (скачок), в результате появляются и новые количественные признаки предмета. Этот закон отвечает на вопрос: «Как происходит развитие? » Скачок происходит по-разному, он зависит от самого объекта и от условий, в которых он происходит. Различают эволюционные и революционные скачки. Эволюционный скачок происходит относительно медленно, и, как правило, не ведет к гибели подсистемы. Революционный скачок – быстрый скачок, сопровождающийся ломкой или уничтожением некоторых подсистем. Как правило, революционный скачок осуществляется с применением внешних факторов. Категория меры – та граница, в которых количественные признаки не дают смены качественных. Мера - это тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений в качественные и механизма развития в целом. Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определённость вещи не существует без количественной и наоборот


Вопрос 21. Категории диалектики.

Единичное и общее. Сущность и явление. Содержание и форма.

Чтобы точнее и глубже отражать объективную действительность, человек вырабатывает определенный арсенал логических средств мышления, определенный круг понятий и категорий. Категории диалектики - это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.

Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория " единичное" отражает в предмете или явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. " Общее" - это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне - то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.

Явление и сущность. Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность - это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление - это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Содержание и его форма. Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание - это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Форма - это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета - это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое и выполнять все присущие функции.

 

Таким образом, можно сделать общий вывод:

1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;

2) в категориях диалектики сконцентрированы опыт и деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы невозможно;

3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, изменчивость и т. п.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1602; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь