Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кандидат исторических наук, доцент В.В. МИХАЙЛОВ



ЭТНОЛОГИЯ

(для специальностей факультета искусств и культуры)

Санкт-Петербург

Кафедра истории

Составитель:

Кандидат исторических наук, доцент В.В. МИХАЙЛОВ

Под общей редакцией

Доцента кафедры истории СПбГУП,

Кандидата исторических наук, доцента О. А. ФЕДОТОВОЙ

Пояснительная записка

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Этнология» предназначены для студентов заочной формы обучения специальностей факультетов культуры и искусства.

Цель представленных методических рекомендаций — помочь студентам в написании контрольных работ. Тематика контрольных работ отражает программу дисциплины в расширенном варианте с учетом специфики студенческой аудитории. Каждая тема сопровождается вопросами, способствующими раскрытию темы, списком основной и дополнительной научно и учебной литературы, изучив которую, студент может глубже ознакомиться с обозначенными проблемами, расширить кругозор, познакомиться с языковыми, культурными, расовыми особенностями народов Земли, понять динамику этнических процессов. Приоритетное внимание будет уделено проблемам народов, живущих на пространстве бывшего СССР и России.

В конце методической разработки приведены дополнительные темы контрольных работ, предоставляющие студентам расширенный выбор тематики, аббревиатуры названий научных периодических изданий и краткий этнологический словарь.

 

Тема 1. Этнология как наука о народах мира

  1. Место и роль этнологии в системе общественных наук. История ее возникновения, развития и современное состояние в России.
  2. Объект, предмет, функции, методы и категории этнологии.
  3. Связь этнологии с другими научными дисциплинами. Этнографические субдисциплины.
  4. Теория этноса Л. Н. Гумилева.

Литература
Основная

  1. Арутюнян Ю. В., Этносоциология / А. О. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. СусоколовМ., 1999.
  2. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М., 1990.
  3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001.
  4. Лурье С.В. Историческая этнология. СПб., 1997.
  5. Народы и религии мира: энцикл. М., 1999.
  6. Народы России: энцикл. М., 1994.
  7. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2003.
  8. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
  9. Этнология: учеб. пособие / под ред. Е. М. Миськовой, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. М., 2005.

Дополнительная

  1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  2. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // ЭО. 1998. № 4. С. 3–26.
  3. Исследования по общей этнографии. М., 1979.
  4. Козлов В. И. Пути околоэтнической пассионарности (О концепции этногенеза, предложенной Л. Н. Гумилевым) // СЭ. 1990. № 4. С. 94–110.
  5. Кунсткамера: избр. ст. СПб., 1995.
  6. Рыбаков С. Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // ЭО. 1998. № 6. С. 3–15.
  7. Рыбаков С. Е. Национализм и нации // ЭО. 1999. № 4. С. 3–17.
  8. Рыбаков С. Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю. В. Бромлея // ЭО. 2001. № 1. С. 3–22.
  9. Садохин А. П. Этнология: учеб. слов. М., 2002.
  10. Семенов Ю. И. Общество, страны, народы // ЭО. 1996. № 2. С. 3–18.
  11. Семенов Ю. И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // ЭО. 1996. № 3. С. 3–13.
  12. Семенов Ю. И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины // ЭО. 1998. № 2. С. 3–18.
  13. Семенов Ю. И. Этнос, нация, диаспора // ЭО. 2000. № 2. С. 64–74.
  14. Соколовский С. В. Российская этнография в конце ХХ в. (библиографическое исследование) // ЭО. 2003. № 1. С. 3–54.
  15. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // ЭО. 1998. № 5. С. 3–27.
  16. Токарев С. А. История русской этнографии. М., 1966.
  17. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  18. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
  19. Элез А. Й. Критика этнологии. М., 2001.

 

Тема 2. Этнос и этнические процессы

  1. Понятие «этнос», классификация этнических и этносоциальных общностей. Субэтносы и причины их возникновения.
  2. Эволюция этносоциальных организмов.
  3. Этнические и этносоциальные процессы, их классификация.
  4. Этнические процессы в современном мире.

Литература
Основная

  1. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М., 1987.
  2. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М., 1990. С. 7–43.
  3. Народы и религии мира: энцикл. М., 1999.
  4. Народы России: энцикл. М., 1994.
  5. НТР и национальные процессы. М., 1987.
  6. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985.
  7. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
  8. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

Дополнительная

  1. Алексеев В. П., Бромлей Ю. В. К изучению роли переселений народов в формировании новых этнических общностей // СЭ. 1968. № 2. С. 35–45.
  2. Крюков М. В. Этнос и субэтнос // РН 1988. М., 1989. Вып.18. С. 5–21.
  3. Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // РН 1989. М., 1989. Вып.19. С. 5–17.
  4. Кузнецов А. И. О соотношении понятия «общество» и «этническая общность» // СЭ. 1989. № 4. С. 19–32.
  5. Хазанов А. М. Национальное меньшинство, модернизация и гражданское общество // РН 1997. М., 1998. Вып. 24. С. 251–263.

 

Тема 3. Народы-этносы и их классификация

Язык и этнос

  1. Социально-этнические функции языка. Этнолингвистика.
  2. Значение ономастики, топонимики и антропонимики в этнографических исследованиях. Эндо- и экзоэтнонимы.
  3. Классификация языков народов мира. Этноязыковые общности.
  4. Языковая политика государства и ее влияние на этнические процессы. Моно- и полилингвизм в жизни этносов.

Литература
Основная

  1. Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.
  2. Арутюнян Ю. В., Этносоциология учеб. пособие для вузов / А. О. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М., 1998. С. 153—162.
  3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 111–115.
  4. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М., 1990. С. 74–82.
  5. Народы и религии мира: энцикл. М., 1999.
  6. Системы личных имен у народов мира. М., 1986.
  7. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985. С. 8–12, 36–54.
  8. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. С.44–67.

Дополнительная

  1. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Язык и этнос. Л., 1983.
  2. Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультуризм // СЭ. 1979. № 2. С. 3–14.
  3. Герд А. С. О некоторых проблемах этнолингвистики // ЭО. 1994. № 5. С. 123–132.
  4. Герд А. С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.
  5. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 1974.
  6. Никонов В. А. Личное имя — социальный знак // Глазами этнографов. М., 1982. С.27-50.
  7. Попов А. И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л., 1973.
  8. Фолсом Ф. Книга об языке. М., 1977.
  9. Этническая ономастика. М., 1984.
  10. Этнография имен. М., 1971.
  11. Этнонимы. М., 1970.
  12. Этнопсихолингвистика. М., 1988.
  13. Дынин В. И. Этнолингвистическая классификация: проблемы таксономии и терминологии // ЭО. 2002. № 1. С. 30–40.
  14. Имя и этнос. М., 1996.
  15. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990.
  16. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 100–116.

Религия и этнос

  1. Понятие «религия» и ее функции. Религия как этнический фактор.
  2. Ранние формы религии и их распространение среди народов мира.
  3. Мировые и национальные религии. Этноконфессиональные общности.
  4. Этносы и религии в России.

Литература
Основная

  1. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М., 1990. С. 84–97.
  2. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1999.
  3. Мифы народов мира. М., 1997. Т. 1–2.
  4. Народы и религии мира: энцикл. М., 1999.
  5. Самыгин С. И., Религиоведение: социология и психология религии/ С. И. Самыгин, В. Н. Нечипуренко, И. Н. Полонская. Ростов н/Д, 1996.
  6. Соколова З. П. Животные в религиях. СПб., 1998.
  7. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 91–501.
  8. Токарев С. А. Религии в истории народов мира. М., 1986.
  9. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
  10. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.
  11. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. С. 68–79.

Дополнительная

  1. Гаджиев К.С. Американский протестантизм: История и современность // Новая и новейшая история. 1993. № 1. С. 96–113.
  2. Леви-Строс К. Мифологики: в 4 т. М.; СПб., 1999–2000.
  3. Малышева Д. Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах. М., 1991.
  4. Пучков П. И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе // РН 1991. М., 1992. Вып. 21. С. 22–29.
  5. Шерстова Л. И. Этноконфессиональная общность. К проблеме эволюции субэтносов // РН 1991. М., 1992. Вып. 21. С. 29–45.

 

Роль расовых факторов в формировании этносов

  1. Этнос и раса. Основные и второстепенные расовые признаки. Иерархия расовых общностей. Современное распространение человеческих рас.
  2. Когда и почему возникают расы: основные факторы расообразования (естественный отбор, изоляция, смешение рас).
  3. Эндогамия и этнос.
  4. Насколько несостоятельны расистские теории?

Литература
Основная

  1. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М., 1990. С. 64–73.
  2. Народы и религии мира: энцикл. М., 1999.
  3. Народы России: энцикл. М., 1994.
  4. Современная антропология и генетика и проблема рас у человека. М., 1995.
  5. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985. С. 92–170.
  6. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. С. 80–96.

Дополнительная

  1. Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1974.
  2. Аксянова Г. А. Критика биологических аспектов расизма // РН 1991. М., 1992. Вып.21. С. 46–61.
  3. Зубов А. А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза // ЭО. 1994. № 6. С. 20–34.
  4. Зубов А. А. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии // ЭО. 1996. № 1. С. 15–24.
  5. Кожанов А. А. Внешность как фактор этнического сопоставления // СЭ. 1977. № 3. С. 28–34.
  6. Клоков В. Ф., Корюхина А. Р. Основные проблемы социально-демографического развития и занятости народов Севера // ЭО. 1994. № 5. С. 64–75.
  7. Козлов В. И. Этнорасовые предубеждения и этнологическая наука // РН 1993. М., 1993. Вып. 23. С. 105–139.
  8. Кузнецов А. И., Миссонова Л. И. Метисация и этническое самосознание коренного населения Камчатки и Чукотки // СЭ. 1990. № 1. С. 50–65.
  9. Нитобург Э. Л. О «капле крови» в странах Америки (расовая принадлежность: социальный и биологический аспекты) // СЭ. 1987. № 5. С. 41–55.
  10. Расы и общество. М., 1982.
  11. Халдеева Н. И. Антропологическая аутоиндентификация русских Вологодской области (сравнительный аспект изучения эстетического предпочтения морфотиповвнешности) // ЭО. 1995. № 2. С. 97–103.
  12. Гобино Ж. А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2001.
  13. Гюнтер Г. Ф. К. Избранные работы по расологии. М., 2002.
  14. Расы и расизм: История и современность. М., 1991.
  15. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1978.
  16. Соколова З. П. Эндогамия и этнос // ЭО. 1992. № 3. С. 67–77.
  17. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. М., 2005.

Этнос и окружающая среда

  1. Воздействие природной среды на основные параметры этноса.
  2. Особенности освоения этносами окружающей среды. Этноэкология.
  3. Этнос как часть экосистемы (антропогеоценозы).

Литература
Основная

  1. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. М., 1988. С. 164–175.
  2. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М., 1990. С. 46–63.
  3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

Дополнительная

  1. Алексеев В. П. Антропогеоценозы — сущность, типология, динамика // Природа. 1975. № 7. С. 19–23.
  2. Андрианов В. В., Доскач А. Г. Хозяйственно-культурная дифференциация народов мира и географическая среда // Природа. 1983. № 4. С.44–53.
  3. Козлов В. И. Исторические аспекты этносоциальной экологии // ЭО. 1994. № 1. С. 33-48.
  4. Общество и природа: исторические этапы взаимодействия. М., 1981.
  5. Соколова З. П. Адаптивные свойства культуры народов Севера // СЭ. 1991. № 4. С. 3 – 17.
  6. Файнберг Л. А. Охотники американского Севера. М., 1991.
  7. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 212–215.
  8. Козлов В. И. Этническая экология: Становление дисциплины и история проблемы. М., 1994.
  9. Крупник И. И. Арктическая этноэкология. М., 1989.
  10. Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ. М., 1984.
  11. Этническая экология: теория и практика. М., 1991.
  12. Этнос и экология. М., 1990.

Этнос и культура

  1. Многозначность понятия «культура». Основные функции культуры.
  2. Материальная и духовная культура народа и ее составляющие. Культура этноса и этническая культура, ее динамика.
  3. Формирование общемировой культуры. Региональные и национальные культуры.
  4. Влияние НТР на развитие современных этнических культур.

Литература
Основная

  1. Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004.
  2. Арутюнян Ю. В Этносоциология: учеб. пособие для вузов /Ю. В Арутюнян, Л. М. Дробижева., А. А Сусоколов. М., 1998. С. 133–152.
  3. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990.
  4. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры: Одежда, оружие, предметы труда и домашнего обихода от древнейших до новых времен. СПб., 2001.
  5. Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов.. М., 1989. Вып. 3.
  6. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1991. Вып. 4.
  7. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1986.
  8. Русские: этно-социолог. очерки. М., 1992. С. 223–311.
  9. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Дополнительная

  1. Арутюнов С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 24–60.
  2. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
  3. Арутюнов С. А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4. С. 41–56.
  4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 102–111, 116–127, 138–143.
  5. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Культура народов мира глазами этнографов // Глазами этнографов. М., 1982. С. 3–26.
  6. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М., 1984.
  7. Кузнецов И. М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности // СЭ. 1988. № 1. С. 15–27.
  8. Соколова З. П. Адаптивные свойства культуры народов Севера // СЭ. 1991. № 4. С. 3–17.
  9. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 177–248.
  10. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
  11. Этнографическое исследование развития культуры. М., 1986.
  12. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

 

Экономическая этнология

  1. Системы производственных отношений у народов мира.
  2. Влияние экономического фактора на социальную сферу жизни этноса.
  3. Этническая специфика трудовой деятельности у различных народов мира. Роль национальных традиций в современном производстве.

Литература
Основная

  1. Павлов К. Этноэкономика как научное направление // Общество и экономика. 2000. № 11–12. С. 31–41.
  2. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // ПИ. 1994. № 5. С. 79–87.
  3. Русские: этно-социолог. очерки. М., 1992. С. 89–137.
  4. Шкаратан О. И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 30–53.

Дополнительная

  1. Бромлей Ю. В., Шкаратан О. И. Национальные трудовые традиции — важнейший фактор интенсификации производства // СИ. 1983. № 2. С. 43–54.
  2. Гарза К. Е. Антропологи приходят на производство // За рубежом. 1991. № 49. С. 20–21.
  3. Перепелкин Л. С. К вопросу об этнокультурных факторах трудовой деятельности работника современной промышленности // СЭ. 1987. № 2. С. 83–88.
  4. Семенов Ю. И. Эволюция экономики раннего первобытного общества // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 61–124.
  5. Хазанов А. М. Классообразование: факторы и механизмы // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 125–177.
  6. Хорос В. Японские секреты // Знание — сила. 1991. № 10. С. 18–22.
  7. Лычагина Н. И., Чамкин А. С. Влияние культурных традиций Востока на хозяйственную деятельность // СИ. 1989. № 4. С. 13–17.
  8. Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985.
  9. Семенов Ю. И. Экономическая этнология. М., 1993. Кн. 1.
  10. Таболина Т. В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985.
  11. Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., 1999.

 

Дополнительная

  1. Вишневский А. Г. Демографические изменения и национализм // СИ. 1994. № 1. С. 22–35.
  2. Вебер-Келлерман И. Обряды жизненного цикла и социальная стратификация // СЭ. 1988. № 6. С. 50–64.
  3. Гейли К. У. Диалектика пола в процессе образования государства // СЭ. 1990. № 5. С. 84–97.
  4. Имхоф А. Е. Планирование жизни на весь срок. Последствия увеличения продолжительности жизни и определенности жизненного пути за последние 300 лет // СЭ. 1990. № 5. С. 65–83.
  5. Крюков М. В. Социальное и этническое: проблема соотношения // РН 1992. М., 1993. Вып. 22. С. 5–25.
  6. Хазанов А. М. Классообразование: факторы и механизмы // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 125–177.
  7. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 2002.
  8. Козлов В. И. Этническая демография. М., 1977.
  9. Этносоциальные проблемы города. М., 1986.

 

Дополнительная

  1. Бажутина Т. О. Национальное самосознание в динамике идентификации личности // Известия СО РАН. Сер. История, филология и философия. 1992. Вып. 3. С. 43–47.
  2. Иванов С. К. О возможном изучении русского национального характера // СЭ. 1988. № 2. С. 72–78.
  3. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М., 1971.
  4. Кузнецов И. М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности // СЭ. 1988. № 1. С. 15–27.
  5. Махлаев А. В. К вопросу об изучении национального характера // СПЖ. 1995. № 1. С. 207–210.
  6. Петрова А. С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии // СЭ. 1987. № 3. С. 12–22.
  7. Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 4. С. 106–116.
  8. Собольников В. В. Этнопсихологические особенности китайцев. Новосибирск, 2001.
  9. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 149–152, 176–177, 180–186, 189–195.
  10. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб., 2002.
  11. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.
  12. Реальность этнических мифов. М., 2000.
  13. Этническая психология и общество. М., 1997.
  14. Этнические стереотипы в меняющемся мире. М., 1998.
  15. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991.
  16. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

 

Дополнительная

  1. Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30–40-х годах // История СССР. 1989. № 6. С. 135–144.
  2. Драгунский Д. В. Навязанная этничность // ПИ. 1993. № 5. С. 24–30.
  3. Зубов А. Третий русский национализм // Знамя. 1993. № 1. С. 146–178.
  4. Муха Я. Конфликт, симбиоз, изоляция. Этнические отношения в польском Прикарпатье //ЭО. 1994. № 5. С. 76–86.
  5. Саватеев А. Д. Этнос и государство (на примере Гвинеи) // ЭО. 1994. № 4. С. 16–25.
  6. Соколовский С. В. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике и законодательстве // ЭО. 1998. № 3. С. 74–89.
  7. Шабаев Ю. П. Коми-пермяки: проблемы выживания // ЭО. 1994. № 4. С. 26–43.
  8. Баланьдье Ж. Политическая антропология. М., 2001.
  9. Крадин Н. Н. Политическая антропология: учеб. пособие. М., 2001.
  10. Так это было. Национальные репрессии в СССР в 1919–1952 гг. М., 1993. Т. 1–3.
  11. Тураев В. А. Этнополитология: учеб. пособие-хрестоматия. М., 2001.
  12. Ультерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.
  13. Чешко С. В. Идеология распада. М., 1993.

Этнические конфликты

  1. Понятие «этнический конфликт». Национальные отношения и национализм.
  2. Причины и факторы межэтнических конфликтов (экономические, демографические, религиозные и др.).
  3. Этнические конфликты в истории России и на современном этапе в постсоветском пространстве.

Литература
Основная

  1. Арутюнян Ю. В Этносоциология: учеб. пособие для вузов /Ю. В Арутюнян, Л. М. Дробижева., А. А Сусоколов. М., 1998. С. 55–66.
  2. Коренное население: Глобальное стремление к справедливости. М., 1990.
  3. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.
  4. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.). СПб., 2000. Т. 1–2.
  5. Тишков В. А. Этнология и политика. М., 2001.

Дополнительная

  1. Бреннинмейер О. Предотвращение этнического конфликта // Международная экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 38–46.
  2. Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30–40-х годах // История СССР. 1989. № 6. С. 135–144.
  3. Буховец О. Г. Постсоветское «великое переселение народов»: драма в зеркале статистики // СИ. 2001. № 1. С. 82–92.
  4. Вишневский А. Г. Демографические изменения и национализм // СИ. 1994. № 1. С. 22–35.
  5. Геллнер Э. Нация и национализм. М., 1991.
  6. Гринёв А. В. Причины и факторы межэтнических конфликтов // Уч. зап. Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2001. №2. C. 198–214.
  7. Еремеев Д. Е. Причины осложнения этнических ситуаций в Азии и Африке // РН 1985. М., 1986. Вып. 15. С. 133–152.
  8. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
  9. Зубкова Е. Ю. Власть и развитие этноконфликтной ситуации в СССР. 1953–1985 гг. // ОИ. 2004. № 4. С. 3–32.
  10. Зубов А. Третий русский национализм // Знамя. 1993. № 1. С. 146–178.
  11. Идентичность и конфликт. М., 1997.
  12. Козлов В. И. Национализм, национал-патриотизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2. С. 44–62.
  13. Колосов В. А., Трейвиш А. И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // ПИ. 1996. № 2. С. 47–55.
  14. Манцев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // СПЖ. 1996. № 4. С. 41–55.
  15. Рыкалина Л. А. О природе этнонационального конфликта // СПЖ. 1995. № 5. С. 216–219.
  16. Семашко И. М. Этнополитическая ситуация в Индии // РН 1986. М., 1986. Вып. 16. С. 142–166.
  17. Соколовский С. В. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике и законодательстве // ЭО. 1998. № 3. С. 74–89.
  18. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1993. Вып. 3. Ч. II.
  19. Так это было. Национальные репрессии в СССР в 1919–1952 гг. М., 1993. Т. 1–3.
  20. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М., 2001.
  21. Ультерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.
  22. Хазанов А. М. Национальное меньшинство, модернизация и гражданское общество // РН 1997. М., 1998. Вып. 24. С. 251–263.
  23. Чешко С. В. Идеология распада. М., 1993.
  24. Эттингер Я. Я. Межгосударственные объединения развивающихся стран и национально-этнические конфликты // РН 1985. М., 1986. Вып.15. С. 153–168.

 

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБОРИГЕНЫ, коренные, исконные обитатели той или иной территории, живущие там изначально (то же, что и «автохтоны»).

АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia — самоуправление), одна из форм внутреннего самоопределения этнических и региональных общностей в рамках единого государства. Различаются два основных типа автономии: территориальная и культурная.

АККУЛЬТУРАЦИЯ, 1) адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре; 2) взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур; 3) изменение культуры одного народа — более слабого в политическом и экономическом отношениях — под воздействием другого, более сильного.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos — человек и logos — язык, учение), биологическая наука о происхождении и эволюции человека и человеческих рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio — подражание, уподобление, сходство), этническая, разновидность этнических процессов, представляющих взаимодействие представителей разных народов, в результате которого один из них утрачивает свою этническую идентичность.

БИЛИНГВИЗМ (от лат. bi — двойной и lingua — язык), двуязычие, одновременное пользование двумя языками на индивидуальном или групповом уровнях.

ВОЖДЕСТВО (англ. chiefdom), форма социально-политической организации общества, формирующаяся обычно при переходе к классовому обществу и ранним формам государства.

ГЕНОЦИД (греч. genos — род, племя и лат. сaedeo — убивать), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

ДУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (система половин, «двухклассовая» система), взаимобрачное (эпигамное) объединение двух родов или фратрий в рамках одного племени.

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства), обряды посвящения, один из видов обрядов перехода от статуса ребенка к статусу взрослого полноправного члена рода.

ИНТЕГРАЦИЯ межэтническая (от лат. integratio — восстановление, возобновление), форма тесного взаимодействия разнородных этнических общностей, в результате которого у них вырабатываются некоторые общие элементы культуры, поведения и сознания.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ, территории, заселенные этносами, которые вследствие общих природных условий, исторических судеб и тесных культурных связей обретают некоторые общие культурные черты, сходные культурно-бытовые особенности.

КАСТА (от лат. castus — безупречный, чистый, непорочный), социальный институт, признаками которого являются эндогамия, замкнутость и наследственность общественного статуса и профессии.

КЛАН (от кельтск. clann — родня, потомство), объединение родственников, иногда — синоним рода или общины.

КОНСОЛИДАЦИЯ этническая (от лат. consolio — укреплять, уплотнять), один из видов объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ, вероисповедальный, церковный.

КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ, форма конкурирующего взаимодействия на внутри- и трансгосударственных уровнях, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени определенной этнической общности.

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites — гражданин мира), отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к миру без государственных границ, а также идеология мирового гражданства, отрицающая национально-этнические ценности, патриотизм и национальный суверенитет.

КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos — чужой и phobos — страх, боязнь), враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ, научная теория, утверждающая равноправие всех культур.

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. mater — мать и linea — линия), унилинейное правило счета родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с матерью.

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ, в широком смысле — численно, культурно и политически недоминирующая этническая группа в государстве (например нерусские народы в России или неханьские народы в Китае), а также представители другой нации, компактно проживающие на чужой этнической территории, образующие здесь своеобразные анклавы.

МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, встречающееся в российской этнологии обозначение народов, близких в языковом, культурном и политическом отношении (напримерславяне).

МЕТИСАЦИЯ (от позднелат. mixticius — смешанный), в широком значении — физическое смешение различных популяций, принадлежащих к разным расовым типам.

МИКСАЦИЯ (от лат. mixatio — смешение), вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов (или частей этносов).

МОНОГАМИЯ (от греч. monos — один и gamos — брак), брак одного мужчины с одной женщиной (парный брак).

НАРОДНОСТЬ, термин, широко употреблявшийся в советской науке и общественной практике в отношении этнических групп, не имевших своей государственности, в том числе в форме союзных и автономных республик в составе СССР. Другое значение термина — обозначение этносоциальных единиц классового общества, не достигших стадии нации.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, термин, употребляющийся в русском языке в двух значениях: 1) для обозначения этнической принадлежности (например в переписях населения) и 2) как синоним понятия народ (этнос) в широком смысле слова.

НАЦИОНАЛИЗМ, доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации, одной из которых отдается предпочтение.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений.

НАЦИЯ (лат. natio), термин, обозначающий совокупность граждан одного государства. Отсюда понятия: «национальная» экономика, законодательство, армия, интерес, символика и пр. В отечественной этнографии под этим термином понимается высшая стадия развития этносоциального организма, формировавшегося при переходе на стадию капитализма.

ОБЩИНА, в широком смысле — естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т. п. (например земляческая, эмигрантская, религиозная община).

ОБРЯД, традиционные стереотипные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека, социальной группы или общества (семейные, религиозные, календарные и т. д.).

ОБЫЧАЙ, стереотипная форма поведения обычно в бытовой практике.

ПАТРИАРХАТ (от греч. pater — отец и arche — власть, начало), отцовское право — в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле — управление, сосредоточенное в руках мужчин или еще шире — доминирующее положение мужчин в семье и обществе.

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. pater — отец и linea — линия), унилинейное правило счета родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с отцом.

ПЛЕМЯ (англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, свойственный преимущественно ранним этапам социальной эволюции (первобытное общество).

ПОЛИАНДРИЯ (от греч. poly — много и aner, род. пад. andros — муж, мужчина), форма полигамии, брак одной женщины с более чем одним мужчиной.

ПОЛИГАМИЯ (от греч. poly — много и gamos — брак), брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной.

ПОПУЛЯЦИЯ (от лат. populus — население, народ), группа людей, населяющая определенную территорию и связанная более тесным родством между собой, чем с представителями других групп.

ПОТЕСТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (от лат. potestas — власть), система властно-управленческих институтов в доклассовом или дополитическом обществе; догосударственная организация власти.

РАСЫ, человеческие группы, выделяемые на основании исторически возникшей общности наследственно обусловленных биологических особенностей (цвет кожи, волос, разрез глаз, размеры тела, строение черепа и т. д.).

РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый), разновидности обряда, церемонии, сложного символического действия преимущественно религиозной направленности.

РОД, термин, употребляемый для обозначения разнообразных унилинейных родственных объединений (см. Унилинейность), члены которых ведут свое происхождение от единого предка и которые типичны для доиндустриальных обществ.

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях и отражающееся обычно в этнониме.

СВОЙСТВО, свойственное родство, родство по браку, тип социального родства, связь между людьми (свойственниками), основанная на отношениях между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками супругов.

СЕМЬЯ, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах.

СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos — соединение), нерасчлененность, слитность, смешение различных элементов, например в первобытной культуре.

СИСТЕМЫ РОДСТВА, системы родства, супружества и свойства, исторически обусловленные системы отношений социального родства, представляющие собой совокупности принципов группировки родственников и свойственников.

СТЕРЕОТИП (от греч. stereos — телесный, твердый, объемный и typos — отпечаток), схематизированные стандартные модели, программы поведения; упрощенный образ или представление о каком-либо явлении, обладающие большой устойчивостью.

СУБЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА (субэтнос), употребляемое в отечественной науке обозначение групп, имеющих определенную этническую специфику в рамках одного этноса и как бы двойное самосознание.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение), черта характера человека, выражающаяся в уважительном отношении к представителям других народов, их поведению, культуре, обычаям.

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача), элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению путем рассказа или показа в виде обычаев, ритуалов, норм поведения, ценностей.

ФРАТРИЯ (от греч. phratria — братство), термин, введенный в этнографию Л. Г. Морганом для обозначения объединения нескольких обычно родственных родов одного племени, которые образовывали экзогамный союз.

ШОВИНИЗМ (от фамилии Шовена, солдата армии Наполеона), крайняя степень национализма.

ЭКЗОГАМИЯ (от греч. exo — вне и gamos — брак), норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определенной, чаще всего родственной группы (рода).

ЭНДОГАМИЯ (от греч. endon — внутри и gamos — брак), норма, предписывающая заключение брака в пределах определенной социальной группы (например, касты).

ЭТНИЗАЦИЯ (этническая социализация), процесс усвоения индивидом культурных ценностей того этноса, к которому он принадлежит.

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА, наиболее распространенное в науке обозначение этнической общности (народа, этноса), под которой понимается группа людей, обладающая общим языком, сходными базовыми элементами культуры и осознающая свое отличие от других подобных групп (этническое самосознание).

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, географическое пространство основного расселения или формирования этнической группы (народа, этноса).

ЭТНОГЕНЕЗ (от греч. ethnos — народ, genesis — происхождение), происхождение этноса.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА, одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одного этноса.

ЭТНОНИМ (от греч. ethnos — народ, лат. onyma — имя), название (имя) этноса.

ЭТНОС (от греч. ethnos — народ), исторически возникшая, устойчивая разновидность социальной общности, для которой характерны особенности языка, культуры и самосознания.

 

 

ЭТНОЛОГИЯ

(для специальностей факультета искусств и культуры)

Санкт-Петербург

Кафедра истории

Составитель:

кандидат исторических наук, доцент В.В. МИХАЙЛОВ

Под общей редакцией


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь