Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимосвязь (единство) количества и качества



Единство количественной и качественной определенности особенно отчетливо выступает в процессе изменения этих различных, но взаимосвязанных сторон. Все процессы развития, происходящие в природе, в общественной жизни и в познании протекают в двух основных формах: количественной (непрерывной, эволюционной) и качественной (прерывной, скачкообразной). Эти две формы находятся в тесной взаимосвязи.

Количественные изменения порождают количественные различия и могут иметь бесконечное число градаций, оттенков, степеней тождества качественной определенности предмета с его бытием. Может показаться, что здесь нет никаких границ, никакого предела. Конечно, мысленно можно представить бесконечное количество одних и тех же предметов различной величины. Но это только в представлении. В действительности каждая конкретная вещь, явление, процесс и т.п. имеют свой предел, свою меру, свое специфическое «сколько», свои количественные границы существования определенных качеств. Поскольку качество имеет свое основание в составе и структуре вещи, следовательно, в ней же самой оно имеет и свой предел. Вещь не может быть уменьшена или стать меньше своих элементарных частей. Скажем, железный шар не может быть уменьшен до размеров равных или даже соизмеримых с атомами железа. Точно так же и увеличение имеет свой предел, определяемый внутренним соотношением, взаимосвязью и взаимодействием составляющих его элементов. Этим объясняется то, что количественные изменения, с одной стороны, образуют некоторый непрерывный ряд последовательных изменений, прежде чем они порождают нечто качественно иное; а с другой — они с необходимостью прерываются, достигая определенного пункта (предела). Количественные изменения, когда они идут в одном направлении, т.е. последовательно нарастают, увеличиваются или уменьшаются, сначала не затрагивают качественной стороны предмета, поэтому кажутся безразличными ей. Однако изменения количества, накапливаемые постепенно, в конце концов, достигают того момента, когда они в своей совокупности ведут к быстрому превращению качественной стороны предмета. Это быстрое, в сравнении с предшествующей постепенностью, превращение количественных изменений в качественное различие называется скачком.

Подведем итоги.

Закон количественных и качественных изменений показывает, что процесс развития представляет собой взаимосвязь количественной и качественной сторон предмета и характеризуется непрерывностью и прерывностью, постепенностью и скачками, эволюционными и революционными изменениями. Этот закон объясняет, почему, в силу каких причин и как происходит смена качественной определенности в результате последовательных изменений в количественной стороне предмета, вещи, явления и т. п. Развитие в свете этого закона выступает как закономерный процесс перехода от качества к качеству, от старого качества к новому качеству.

Вопрос №43

«Закон отрицания»

Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в системе законов диалектики определяется:

1)отношением отрицания к качественной определенности;

2) отношением отрицания к противоречию.

В этом смысле отрицание может быть понято как:

1) смена качественной определенности, коренное преобразование предмета как целого;

2) всеобщая форма разрешения противоречий в процессе развития.
Можно выделить два основных момента, характеризующих отрицание в любой его форме:

1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
2. Сохранение положительного содержания, т.е. такого содержания, которое способно (обладает возможностями) дальнейшего совершенствования и развития.
Отсюда поскольку в результате многократного отрицания, в конце концов, сохраняется или восстанавливается положительное содержание, развитие не прекращается. И каждое новое отрицание подготавливает последующее, делает его возможным. В результате процесс развития можно представить как ряд последовательных ступеней, из которых каждая последующая, возникая на основе предыдущей, является ее отрицанием.
Так, например, зерно можно подвергнуть отрицанию. Можно взять зерно и растоптать его ногой, а можно бросить его в землю, где оно само собой прорастет. Вот два различных отрицания. В одном — зерно просто исчезло, прекратило свое существование. И должно пройти очень много времени, чтобы элементы упраздненной формы через многочисленный ряд превращений породили то, что хотя бы в чем-то напоминает прежнюю исходную растительную форму. В другом случае зерно тоже как будто исчезло, но, тем не менее, не прекратило своего существования, так как здесь посредством отрицания своей исходной растительной формы развившемся из зерна побегом, сохранилось некоторое положительное, жизнеспособное содержание. Побег, вырастая в стебель, дает новые зерна. Внешне процесс выглядит так, как будто зерно исчезло в своем побеге, а побег исчез в своих зернах.
Отрицание не только отрицает (упраздняет), но сберегает и приумножает. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» — говорит Христос своим ученикам.
Различают следующие основные формы отрицания:
1)деструкция;
2)трансформация;
3)снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
Для деструкции характерно, что такой момент отрицания, как сохранение положительного содержания, выражен крайне незначительно («разрушение», «распад», «взрыв», «дезинтеграция»).
Для трансформации характерно, что такой момент отрицания, как упразднение старого, выражен слабо, качественные изменения не затрагивают самой сущности предмета, его основы, хотя происходят изменения отдельных сторон, качеств и свойств предмета.
Для снятия характерно, что процесс отрицания представляет собой качественное изменение всего предмета как целого в самой его основе, но непременно с удержанием, сохранением и преобразованием положительных элементов старой формы.
Итак, согласно диалектике, отрицание - необходимый момент связи в процессе развития, связи нового и старого.

 

 

Вопрос №44

«Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.»

Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источнике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистической теории познания состоит в безусловном признании существования объективного источника наших знаний, т.е. объективной реальности. Вторая посылка состоит в признании того, что объективная реальность отражается в наших ощущениях, восприятиях, представлениях, мышлении. Ощущения, восприятия, представления и мысль — образы объективной реальности. Это положение направлено против агностицизма. Третье положение состоит в утверждении, что познание есть диалектический процесс развития знаний через противоречия и их разрешение. Это положение направлено против упрощенного, метафизического подхода к самому процессу познания, когда этот процесс представляется движением познания в рамках каких-то готовых, вечных и неизменных форм. Четвертое положение состоит в принятии практики за основу познания и критерий истинности знания. Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, основными чертами которой являются:

а) ее материальный характер (практика — это материальная деятельность в противоположность духовной деятельности);

б) ее предметный характер (практика — это деятельность, направленная на изменение и преобразование предмета);

в) ее общественно-исторический характер (это значит, что практика есть форма общественно-исторической деятельности людей, т.е. она носит исторический характер и зависит от природы социальных отношений, в которых находятся люди).

Современный материализм рассматривает процесс познания как отражение действительности, основу которого составляет практика (материальная чувственно-предметная деятельность). С этой точки зрения человеческое познание не есть нечто абсолютно самостоятельное, в себя и для себя существующее. Оно выступает как духовная сторона жизнедеятельности человека и общества, для развития которой определяющими, хотя и не единственными, являются материальные условия жизни людей, их производство. Поэтому движущей силой познания является не только конкретный познавательный интерес, стремление к истине, но и, в конечном счете, та или иная конкретная практическая потребность, для удовлетворения которой обществом создаются определенные средства и силы.

Практика — основа познания. «Человек познаёт в той мере, в какой он действует в и какой он подвергается сам воздействию внешнего мира… Человек побуждается к размышлению главным образом теми ощущениями, которые он испытывает в процессе своего воздействия на внешний мир» На протяжении тысячелетий стихийно совершившийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания. Ленин писал: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности»

Главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, т. е. материальная предметно - чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами (непосредственно с помощью эксперимента или опосредованно – путем логического доказательства на основе практической проверки исходных положений данной теории). Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Разумеется, этот критерий не абсолютен. Практика носит всегда конкретно - исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра.

Основные виды практики:

1) научный эксперимент,

2) производство материальных благ

3)социально-преобразующая деятельность масс.

Вопрос № 45.

«Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность.»

Вопрос о том, существует ли истина, выступал в истории философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важного вопроса.

Одни философы утверждали, что истины не существует вообще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснование: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в действительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существующее лишено реальности.

Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.

Здесь следует иметь в виду, что истина не тождественна самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание — результат размышления. Совпадение (тождество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в самом общем и простом понимании истина — это соответствие (адекватность, тождество) знания о предмете самому предмету.

В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.

1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный материализм на этот вопрос отвечает положительно.

2. Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной. Современный материализм признает существование абсолютной и относительной истины.

С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует, она единосущна, т.е. – объективна, абсолютна и относительна.

Объективность истины

Объективная истина — это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя находится вне сознания, тогда как истина существует в сознании, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержание наших представлений о предмете соответствует этому предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солнца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содержание обнаруживает свое тождество с действительностью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует, либо не соответствует действительности. Например, наше познание отношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответствующим действительности, т.е. объективно истинным.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь