Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема смысла человеческого бытия»



Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о человеке? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно — исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия.

Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема «высвечивалась» неодинаково: менялись приоритеты и аспекты её осмысления.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу — судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.

Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность.

Философия 19-начала 20 веков гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному начала, а в других к иррациональному.

 

Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого

бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек,

для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после

смерти.

Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с

фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к

самопознанию. Изречение ”Познай самого себя”, высеченное на колонне при входе

в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных

пунктах истории.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в

постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло,

прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Согласно Платону, счастье

(блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа -

идеальная сущность в человеке - освобождается от оков бренного тела. Природа

человека, считает Платон, определяется его душой, точнее, душой и телом, но с

приматом души над телом, божественного бессмертного начала над смертным,

телесным. По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: первая

из них выражает идеально - разумную способность, вторая - вожделяюще-волевую,

третья - инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей

берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл

его жизни.

На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил: ”О том, чтобы

умереть счастливым”. ”Тот, кто хочет быть бессмертным, - говорил он, - должен

вести благочестивую и праведную жизнь”. ”Государства погибают тогда, когда

перестают отличать дурных от хороших”.

В отличие от славянского язычества (основными мировоззренческими доминантами

которого были антропоморфизация природы и натурализация человека) и

эллинского типа культуры (где мерой всех вещей являлся героизированный

человек) принятое Русью христианство диктовало качественно иную концепцию

человека. Основой всех основ и мерой всех вещей стало высшее духовное

субстанциональное первоначало.

Через осознание своей малости, греховности, даже ничтожности перед

абсолютностью идеала и в стремлении к нему человек получил перспективу

духовного развития, его сознание становится динамично направленным к

нравственному совершенствованию. Совесть, нравственная чистота, стремление

творить добро, совершать духовные подвиги становится стержнем личностного

самосознания, поведения лучших представителей русского народа, гарантами его

социального развития. Средства нравственного, духовного становления, борьбы

личности против ее подавления на разных этапах средневековой истории Руси

были различны - от стремления к духовному самоуглублению в духе Нила Сорского

до бунтарского протеста протопопа Аввакума в защиту народных традиций от их

сознательного разрушения сверху.

Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского

Просвещения. Свое понимание человека французские материалисты

противопоставляли религиозно-философской антропологии, решительно отвергали

дуалистическую трактовку природы человека, как сочетания телесной,

материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. Что касается

философов-деистов, то Руссо допускал бессмертие души и загробное воздаяние,

тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, что

возможна ли ”божественная справедливость” в загробной жизни, предпочитал

хранить ”благоговейное молчание”.

В истолковании человеческой природы Вольтер выступил противником Паскаля,

отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что человек -

одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе, своего рода ”мыслящий

тростник”. Люди не так жалки и не так злы, как полагал Паскаль, подчеркивает

Вольтер. Идее же Паскаля об одиночестве и заброшенности людей он

противопоставляет свой тезис о человеке, как общественном существе,

стремящемся к образованию ”культурных сообществ”. Не приемлет Вольтер и

паскалевское осуждение человеческих страстей и эгоизма. ”Любовь к себе”,

другие влечения и страсти являются, согласно Вольтеру, первопричиной всех

человеческих деяний, тем импульсом, который объединяет людей, приводит к

образованию процветающих городов и великих государств.

Стремление к последовательно материалистическому решению проблемы человека

получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидри и Гельвеция. Лейтмотивом

их философской антропологии является положение о материальном единстве

человека, теснейшей зависимости ”способностей души”, всех психических

процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от нервной системы и мозга,

от состояния ”телесной субстанции”. В соответствии с такой точкой зрения

смерть тела рассматривалась как причина прекращения всей психической

деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной

жизни, единственно возможной и реальной.

 

Вопрос №49

«Индивид, индивидуальность, личность»

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон.
Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей.
Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства.
Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества. Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:

1).физическая личность или физическое Я – это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека.

2) социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.
3) духовная личность – ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается.

Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни. Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая, на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.

Вопрос №50

«Общество как исторически развивающаяся система»

Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др.

История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существовало изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирования у него социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным социально значимым требованиям: сплоченности и взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологического. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда.

 


 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь