Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и мировоззрение. Назначение философии.



Философия и мировоззрение. Назначение философии.

Философия средствами свободного размышления формирует в человеке полное и упорядоченное мировоззрение. Мировоззрение – это система целей, убеждений, которой человек пользуется в своей жизни для принятия решений.

Полнота мировоззрения.

У каждого человека своё мировоззрение, которым он руководствуется в различных сферах жизни. Однако философия рассматривает только наиболее общие вопросы, которые придают мировоззрению окончательную полноту (# какова сущность человека? в чем смысл жизни? каково происхождение мира? и т.д.)

Упорядоченность мировоззрения.

Мировоззрение может быть беспорядочным: к одним и тем же событиям разные люди по-разному относятся, и у каждого будут свои принципы оценки данных событий, при чем человек может осознавать, что его действия основаны на его принципах, или делать это бессознательно. Изучение и освоение такой науки как философия позволит нам сформулировать для себя систему принципов, которыми мы будем руководствоваться в нашем дальнейшем опыте.

Философия и другие формы духовной деятельности человека (наука и религия).

Для того, чтобы прояснить данный принцип обратимся к соотношению философии с другими формами духовной деятельности, формирующих мировоззрение:

1) Наука;

2) Религия.

Наука всегда руководствуется принципами свободного размышления, т.е. наука не опирается на какие-либо иррациональные авторитеты или идеологии. Сформировать систему знаний о мире и о человеке наука старается только формами человеческого разума. Что бы то или иное суждение было признано истинным, оно должно быть рациональным.

Обоснование истинности знаний науки на практическом уровне выступают данные наблюдений и экспериментов, а на теоретическом уровне- объективные логические законы рационального мышления, которыми ученый должен руководствоваться в своих рассуждениях.

Строгость и доказательность любых научных положений является достоинством научного мышления. Однако, научное мировоззрение имеет также и недостатки:

1) Наука не может сформулировать цельного взгляда на мир: каждая научная дисциплина рассматривает свой сегмент бытия. Ученый может компетентно обсуждать узкий круг вопросов. Поэтому наука является фрагментарной, без целостности.

2) Предъявляя требования строгой доказуемости тех или иных положений, ученый решается отвечать только на те вопросы, которые предполагают однозначный обоснованный ответы. Это обстоятельство говорит об узости научного мировоззрения. Вопросы, которые не предполагают однозначного ответа сразу же объявляются ненаучными и наука не рассматривает их. Философия стремится преодолеть узость научного мировоззрения.

Религиозное мировоззрение обладает абсолютной полнотой. Это значит, что религиозный человек имеет ответы на все важнейшие вопросы, формирующие мировоззренческую полноту.

Недостатки, несмотря на преимущества, также присутствуют в религиозном мировоззрении: в религии полностью отсутствует свобода мысли и рациональное обоснование тех или иных религиозных утверждений. Здесь имеется опора на иррациональные авторитеты: священные книги, пророки и т.д.

Философия берет от религии стремление к мировоззренческой полноте. Однако ярко-выраженный иррационалистический способ мышления религии не устраивает философию.

Таким образом можно утверждать, что философия занимает определенное промежуточное положение между наукой и религией. С наукой философию роднит рациональная обоснованность выводов, а с религией – стремление к мировоззренческой полноте, т.е. философия стремится на религиозный вопрос дать научный ответ.

Структура философского знания.

Философское знание содержит в себе несколько разделов, каждый из которых рассматривает различные мировоззренческие вопросы.

1) Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира.

2) Гносеология (гносес – познание). Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.)

3) Антропология (антропос - человек). В рамках этого раздела раскрываются вопросы о сущности человека, о его цели в жизни и вопросы о его происхождении. В данном разделе выделяют несколько подразделов: учения о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека.

4) Этика (этос – место, где живет человек). В рамках этого раздела раскрываются вопросы нравственности (что есть добро? что есть долг? )

5) Логика (логос – мышление) В рамках этого раздела поднимаются и выявляются принципы мышления.

6) Социальная философия. В рамках этого раздела исследуются принципы развития общества как такового.

7) Философия науки. В данном разделе философия обсуждает вопросы методологии научного исследования.

Онтология. Категория “материальное” и материализм в онтологии.

Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира.

Существует категориальная позиция «материальное - идеальное». Теория, которая придерживается категории материального, называется материализм.

Материализм утверждает, что основой всех вещей и явлений выступает материальная субстанция, а духовная субстанция является вторичной, т.е. производной от материальной.

Основные тезисы для материализма достаточно просты и понятны с точки зрения здравого смысла и повседневного познания. Не случайно первые философские концепции в ранней греческой философии были именно материалистическими. В частности можно сослаться на греч. мыслителя, основоположника Фалес Милетский (7 в.до н.э.)

Наиболее развитые материалистические теории в греческой философии разработали Демокрит (4 в.до н.э) и Эпикур (2 в. до н.э.)

В частности Демокрит создал учение о мельчайшей материальной частице, которую он назвали греческим словом атом – наименьшая из возможных частиц, поэтому учение еще называют атомизм.

В Средние века материалистические теории практически не развивались. Это было связано с тоем, что огромную роль играла в жизни средневекового человека христианская религия.

В эпоху Возрождения и в Новое время материалистическое учение начинает развиваться с новой силой. Ученые: Г.Гоббе, Р.Декарт, Ф.Бэкон – в 17в были выдающимися представителями естественных наук. Основатели классической физики – И.Ньютон, Г. Галилео в 18 веке.

В 19 веке одну из самых знаменитых и влиятельных теорий разработал К.Маркс.

Каждая современная естественно-научная теория придерживается материалистического мировоззрения. В заключение можно сказать, что, как бы ни развивалась физика или любая другая естественная наука, сколько бы открытий ни было совершено, стоит помнить, что основой является философское убеждение о первичности материи.

Гносеология. Основные понятия, методы и проблемы гносеологии.

Гносеология (гносес – познание). Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.). Гносеология рассматривает особенности познания человеком окружающего мира. Она отвечает на следующие вопросы:

· Как человек познает окружающий мир?

· Каковы этапы (ступени) познания?

· Каковы критерии истинности и обоснованности наших убеждений о мире и т.д.?

Основные позиции гносеологии:

· Оптимизм-пессимизм;

· Эмпириализм;

· Рационализм;

· Скептицизм.

Гносеология – теория познания. Познание – процесс получения нового знания. Познание является одной из базовых потребностей человека. Человек всегда нацелен на получение нового знания. Ключевой целью познания является знание (Я познаю, чтобы знать! ). Знание является ключевым ресурсом, особенно в современном мире.

Познание – активно творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Познание – активное состояние сознание. Ключевая цель познавательного процесса – достижение истинного знания.

Познание бывает разным. Выделяют этапы (уровни) познавательной деятельности – механизмы, с помощью которых осуществляется познание.

1 этап. Чувственное (эмпирическое) познание. Основными методами осуществления чувственного познания являются:

1) Ощущение;

2) Восприятие;

3) Представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета или явления. Ощущения складываются исключительно с помощью 5 чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, звук)

Восприятие. Оно дает целостный образ предмета, отражающий совокупность свойств. Воспринимать – иметь целостную картинку предмета.

Представление – образ предмета, запечатленный в памяти.

Гносеология. Теория Канта.

Гносеология (гносес – познание). Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.).

Кант известен его книгой «Критика чистого разума». Кант назвал свою систему трансцендентной философией. Кант предполагал существование 2х сфер бытия:

1. Сфера трансцендентного бытия (выходящий за пределы, находящиеся по ту сторону опыта. В этой сфере находятся вещи в себе – это недоступный для познания субъекта объективный внешний мир

2. Имманентное бытие (внутренние, присущие самому субъекту) В этой сфере находятся познавательный аппарат субъекта. Этот аппарат устроен таким, образом, что он всегда трансформирует мнение об объектах внешнего мира в соответствии со своей собственной структурой.

Кант утверждал, что познавательный аппарат человека имеет 2 источника познания:

1) Органы чувств. Предметы внешнего мира воздействуют на органы чувств человека и результатом такого воздействия является субъективное ощущение.

2) Рассудок состоит из понятий и категорий. С помощью понятий рассудка познавательный аппарат классифицирует и систематизирует ощущения.

Ощущения с точки зрения Канта даны нам в процессе опыта. Понятие рассудка содержится в познавательном аппарате человека до опыта.

Вывод – трансцендентная философия Канта предполагает, что человек изначально не является «чистой доской». Это означает, что следующие знания в нем заложены изначально, т.е. до обращения к восприятию внешнего мира.

Философия и мировоззрение. Назначение философии.

Философия средствами свободного размышления формирует в человеке полное и упорядоченное мировоззрение. Мировоззрение – это система целей, убеждений, которой человек пользуется в своей жизни для принятия решений.

Полнота мировоззрения.

У каждого человека своё мировоззрение, которым он руководствуется в различных сферах жизни. Однако философия рассматривает только наиболее общие вопросы, которые придают мировоззрению окончательную полноту (# какова сущность человека? в чем смысл жизни? каково происхождение мира? и т.д.)

Упорядоченность мировоззрения.

Мировоззрение может быть беспорядочным: к одним и тем же событиям разные люди по-разному относятся, и у каждого будут свои принципы оценки данных событий, при чем человек может осознавать, что его действия основаны на его принципах, или делать это бессознательно. Изучение и освоение такой науки как философия позволит нам сформулировать для себя систему принципов, которыми мы будем руководствоваться в нашем дальнейшем опыте.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь