Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Онтология. Категория “идеальное” и идеализм в онтологии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира. Предпосылки идеализма зародились в Древней Греции в ранней греческой философии. Представители: Пифагор, Парменид. Однако классическими идеалистами были такие греческие философы, как Платон, Сократ и Аристотель. Платон создал учение об идеальном мире, который получил название метафизического (т.е. сверхприродного). Наиболее очевидные примеры существования метафиз. мира, по мнению Платона, даст математика. Платон считал, что реальность, в которой существует человек, не огранивается математическими вещами, существует также большое количество абстрактных объектов, которые имеют идеальное бытие. Абстрактные объекты имеют следующие характеристики: 1) Внепространственность – это означает, что об абстрактных объектах невозможно говорить с точки зрения пространственных категорий, т.е они не локализованы в какой-либо точке пространства. 2) Вневременность – абстрактные объекты невозможно описать с категории времени. Это означает, что они не подвержены никакому изменению с течением времени. С точки зрения Платона математика является только первым слогом в понимании особого, идеального метафизического мира. На самом деле, считает Платон, все вещи физического мира, имеют свои идеальные прообразы в мире метафизическом, причем метафизический мир имеет приоритет. Это означает, что мы можем распознать и классифицировать вещи физического мира в том случае, если мы познаем их идеальные прообразы. Философы – идеалисты: - Платон (2 в.до н.э); - Св. Августин Блаженный (4 в. н.э); - Св. Фома Аквинский (12 в.н.э.); - Г.Лейбниц; - Б.Спиноза; - Г.Гегель; - М.Хайдепер; - М.Шелер. Убежденными сторонниками идеализма были известные русские философы В.Соловьев, И.Ильин. Онтология. Категория “Необходимое” и детерминизм в онтологии. Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира. Теория, которая выбирает категорию «необходимое» в качестве основополагающей называется детерминизм. Детерминировать означает четко устанавливать, фиксировать. Детерминизм утверждает, что в мире нет случ.событий. Все вещи и события в мире связаны строго определенными принципами развития. Различают: Каузальный детерминизм (кауза – причина) Все процессы в мире строятся в соответствии с причинно-следственными связями, т.е. ничто не происходит случайно, каждое явление имеет четкую причину своего существования. Основания данной концепции были заложены в Др.Греции Демокритом (4 в.до н.э.) Принципы казуального детерминизма используются в классической физике Галилея и Ньютона (на любой физ.объект действуют те или иные силы, которые изменяют его физ.харак-ки). Телеологизм (телос – цель) Все процессы, происходящие в мире, преследуют единую цель развития. Последователи считают, что наш мир развивается по строго определенному плану, что все процессы и события в мире служат достижению высшей цели, т.е. любой поступок и любое действие были предвидены заранее, и ничто и никто не может этому помешать. Одно из наиболее известных телеологических концепций разработал немецкий философ Г.Гегель (19 в). Он утверждал, что все существующие вещи явления имеют общую цель своего развития и поэтому каждая вещь исполняет определенное предназначение, соответствующее общей цели. Проявление телеологизма можно обнаружить в современной биологии: некоторые биологи утверждают, что учение о живой материи невозможно свести к физике потому, что в биологии стоит вопрос о цели развития, тогда как в физике такой вопрос не возникает. Онтология. Категория “случайное” и индетерминизм в онтологии. Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира. Теория, которая выбирает категорию случайного в качестве основы называется индетерминизм. Она утверждает, что в мире существуют случайные события. При этом различают: 1) Умеренный индетерминизм. Он утверждает, что существуют как закономерные, так и случайные события 2) Радикальный индетерминизм утверждает, что каких-либо устойчивых причинно-следственных связей нет, все в мире случайно. Проявление индетерминизма можно обнаружить при обсуждении вопросов социальной жизни и жизни отдельного человека. Н-р: около 20 лет назад в Новосибирске произошло столкновение поездов 211 и 212, когда они столкнутся не могли в принципе. Онтология. Категория “рациональное” и рационализм в онтологии. Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира. Теория, которая выбирает категорию «рационального» называется рационализм. Он утверждает, что все вещи и явления развиваются и подчиняются разумным, рационально-фиксированным законам развития. Философы-рационалисты утверждают, что в основании бытия находится разумно-идеальная субстанция (благо). С точки зрения Платона и Аристотеля такой субстанцией является благо. Р.Декарт и Л.Лейбниц использовали понятие Бога, как особой ращумной субстанции. Гегель использовал понятие «разумный дух», которым он обозначал разумное начало всего существующего. С точки зрения рационализма мир представляет собой разумную гармонию соотношения всех вещей и явлений. Эту разумную гармонию мира греки называли словом «космос». Онтология. Категория “иррациональное” и иррационализм в онтологии. Онтология (онтос - бытие) – центральный раздел философского знания, представляющий собой науку о бытии. В рамках этого раздела выдвигаются теории о мире, теории о создании всего существующего сейчас и существовавшего когда-либо, строятся теории о цели существования мира. Теория, которая выбирает категорию «иррациональное» в качестве основы называется иррационализм. Он утверждает, что в основании бытия находится особая иррациональная субстанция и все существенные события в мире вещей и явления не могут быть поняты с помощью разума. Н-р: одним из наиболее известных проявления иррационализма в Европе является религиозное учение христианства. С точки зрения христианства Бог выше законов логики, выше разума, поэтому религиозные люди говорят, что Бога не нужно понимать, а в него нужно верить и любить его. Вера и любовь – иррациональные, неразумные чувства. Христианство представляет собой пример положительного иррационализма, однако в истории философии есть концепции, которые представляют собой пример отрицательного иррационализма. Н-р: в 17в А.Шопенгауэр утверждал, что в основании всего существующего находится негативная иррациональная субстанция («Мировая Воля»). Она является сущностью всех вещей, в том числе и человека. «Мировая Воля» устроена так, что жизнь приносит человеку только страдание и счастье в жизни невозможно. Еще одним примером проявления иррационализма является концепция немецкого философа Ф.Ницше (19в). Он утверждал, что в основании бытия находится иррациональная субстанция («Воля к власти»). Ницше утверждал, что главное стремление человека – иррациональное стремление к власти, могуществу, а все рациональные способности человека подчиняются этим иррациональным мотивам. Гносеология. Основные понятия, методы и проблемы гносеологии. Гносеология (гносес – познание). Также этот раздел называют эпистемологией. В рамках этого раздела раскрываются вопросы, связанные с соотношением человека (т.е. познающей субъективности) с объективной реальностью мира (критерии истинности, возможность объективности познания и т.п.). Гносеология рассматривает особенности познания человеком окружающего мира. Она отвечает на следующие вопросы: · Как человек познает окружающий мир? · Каковы этапы (ступени) познания? · Каковы критерии истинности и обоснованности наших убеждений о мире и т.д.? Основные позиции гносеологии: · Оптимизм-пессимизм; · Эмпириализм; · Рационализм; · Скептицизм. Гносеология – теория познания. Познание – процесс получения нового знания. Познание является одной из базовых потребностей человека. Человек всегда нацелен на получение нового знания. Ключевой целью познания является знание (Я познаю, чтобы знать! ). Знание является ключевым ресурсом, особенно в современном мире. Познание – активно творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Познание – активное состояние сознание. Ключевая цель познавательного процесса – достижение истинного знания. Познание бывает разным. Выделяют этапы (уровни) познавательной деятельности – механизмы, с помощью которых осуществляется познание. 1 этап. Чувственное (эмпирическое) познание. Основными методами осуществления чувственного познания являются: 1) Ощущение; 2) Восприятие; 3) Представление. Ощущение – отражение отдельных свойств предмета или явления. Ощущения складываются исключительно с помощью 5 чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, звук) Восприятие. Оно дает целостный образ предмета, отражающий совокупность свойств. Воспринимать – иметь целостную картинку предмета. Представление – образ предмета, запечатленный в памяти. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы