Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изменение предмета этнологии в XX веке.



Основные понятия этнологии.

ЭНОЛГИЯ – наука изучающая механизмы формирования особенностей этнической психологии объясняющая различия в культурном развитии народов выясняющая причины расовых различий народов с причиной расовых народов определяя причину расцвета и упадка различных культур и историческую роль того или иного народа.

Каждое из понятий, являющихся основными, базовыми для этнологии, — этнос, нация, народ, культура, общество, традиция. Этнос — это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений. Этнологическая “культура ” собственно и подразумевает собой структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющее его от распада. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Народ - общность людей, члены кот. Имеют общие название, язык и элементы культуры, обладают версией о едином происхождении, ассоциируют себя со своей территорией и обладают чувством солидарности. Вера в общее будущее. Общество- в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и др. социальных противоречий. Традиция- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

2. Предмет и задачи этнологии. ЭНОЛГИЯ – наука изучающая механизмы формирования особенностей этнической психологии объясняющая различия в культурном развитии народов выясняющая причины расовых различий народов с причиной расовых народов определяя причину расцвета и упадка различных культур и историческую роль того или иного народа.

Своеобразие каждой науки, как известно, определяется ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили (и продолжают строить сейчас) обобщающие этнологические теории.

«Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.

Изменение предмета этнологии в XX веке.

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета этнологии:
1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества; 2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования; 3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы; 4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека; 5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ. Расширение предмета этнологии в наши дни.

Предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурологии, социология, психология, антропология, политология.

 

3. Методы исследования в этнологии.
ЭНОЛГИЯ – наука изучающая механизмы формирования особенностей этнической психологии объясняющая различия в культурном развитии народов выясняющая причины расовых различий народов с причиной расовых народов определяя причину расцвета и упадка различных культур и историческую роль того или иного народа.

Метод полевых исследований. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни исследуемой этнической группы в качестве ее полноценного члена

Исторический метод, в свою очередь, основан на таких методах сбора информации, как изучение археологических материалов и письменных источников.

Изучение археологических материалов п озволяет восстановить и реконструировать этническую и культурную историю народов. Этот метод - самый надежный и достоверный способ получения первичной информации: благодаря современным приемам изучения и датирования археологических материалов он позволяет довольно точно определить время исторических событий или возраст предметов культуры.

Изучение письменных источников. В качестве письменных источников используется обычно исторические жизнеописания народов, составленные ими самими или представителями других народов.

Социологический метод представляет собой совокупность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки. Он включает в себя группу частных методов получения этносоциологической информации, среди которых наиболее распространенными являются опрос ( анкетирование и интервьюирование ), выборочное обследование, наблюдение. Не менее важным и надежным методом является выборочное исследование. Суть его заключается в составлении суждения о неизвестных явлениях или процессах генеральной совокупности по его выборочной статистике. Популярность этого метода в значительной степени обусловлена тем, что этнологии часто не имеют возможностей для проведения сплошных комплексных обследований этнических процессов или этнических групп отдельных регионов. Метод наблюдения. Суть его заключается в наблюдении образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племен, этнических групп и общностей. Метод наблюдения имеет узкие границы, поскольку наблюдатель, отбирая впечатления, не может полностью отвлечься от их собственной оценки. Методическая база современной этнологии не ограничивается отмеченными методами научного познания. Современные процессы взаимной интеграции различных сфер научного знания все чаще приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.

Стереотипы этнические.

Стереотипы этнические — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании С. э., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании С. э. могут присутствовать и предрассудки, предубеждения по отношению к людям данной национальности. С. э. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о др. народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании С. э. следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания С. э. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что С. э. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали, а порой и конкурировали.

Понятие менталитета.

Различают: *национальный менталитет — своеобразие видения личностью окружающего мира и специфика реагирования личности на этот мир, детерминирующиеся экономическими и политическими условиями в историческом аспекте; *индивидуальный менталитет — присвоенные индивидом специфические способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности.

Обычно менталитет трактуется как интеллектуальные процедуры, способы мировосприятия, присущие людям определенной эпохи, система образов, представлений, основа образа жизни, уровень индивидуального и общественного сознания, человеческая активность, объективированная в культурных памятниках, совокупность взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения.

Образное определение менталитета дала видный советский социальный психолог Е.В. Шорохова. Она определила его как «Огурцы в мешке», подразумевая тем самым, что в это понятие можно включить все, что угодно.В структуру менталитета входят: 1) система архетипов и доминирующие потребности; 2) знания, верования, стили мышления; 3) оценка, нормы, умонастроения; 4) формы и способы поведения. Проявляется менталитет в стереотипах поведения и принятия решения, традициях и обычаях.

Этносы и глобализация

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли. (Протекциони́ зм —политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер). Большинство исследователей видит в глобализации выраженное отрицательное начало. Тем не менее, подобно любому культурному явлению, глобализация сложна, многоаспектна и противоречива. Противоречивость ее заключается в существовании тех положительных и отрицательных моментов, которые она несет в процессе своего распространения. Очевидно, что глобализация способствует формированию представлений о взаимосвязанном мире, культурном плюрализме, увеличивает плотность «информационного потока», дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей ограниченности, получить толчок для дальнейшего развития. Глобализация способствует возрастанию темпов производства, распространения и потребления культурных ценностей. Время цикла производства и потребления культурных ценностей сокращается, это приводит к увеличению объема информации, а следовательно предъявляет новые требования к человеку, обществу, народу. Таким образом, с одной стороны, человек в частности и этнос в целом должны быть в большей степени «социально мобильными», нежели в предыдущие эпохи, более интеллектуальными, творческими. С другой стороны, на первый план выходит проблема национального наследия, необходимости и, главное, возможности сохранить все то уникальное, что составляет культуру этноса. Еще одной положительной чертой глобализации называют ту, которая позволяет человеку глобального общества ознакомится с целой совокупностью артефактов, накопленных мировой культурой. Виртуальный мир информации и телекоммуникации дает доступ к достижениям культуры, вернее к их образам, через различные технические средства. Уже не обязательно физически перемещаться по миру, чтобы познакомиться с выдающимися образцами культуры. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы дают такую возможность.

Глобализация создала определенный тип личности, некий эталон, соответствуя которому, человек имеет возможность поместить себя на высокую ступень социальной лестницы, говорить об уровне своего культурного развития и оценивать его как высокий. В соответствии с этим типом человек эпохи глобализации должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться информационными ресурсами и компьютерной техникой, освоить навыки межкультурной коммуникации, понимать тенденции развития современного искусства, литературы, философии, науки и т.д.

 

Основные понятия этнологии.

ЭНОЛГИЯ – наука изучающая механизмы формирования особенностей этнической психологии объясняющая различия в культурном развитии народов выясняющая причины расовых различий народов с причиной расовых народов определяя причину расцвета и упадка различных культур и историческую роль того или иного народа.

Каждое из понятий, являющихся основными, базовыми для этнологии, — этнос, нация, народ, культура, общество, традиция. Этнос — это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений. Этнологическая “культура ” собственно и подразумевает собой структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющее его от распада. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Народ - общность людей, члены кот. Имеют общие название, язык и элементы культуры, обладают версией о едином происхождении, ассоциируют себя со своей территорией и обладают чувством солидарности. Вера в общее будущее. Общество- в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и др. социальных противоречий. Традиция- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

2. Предмет и задачи этнологии. ЭНОЛГИЯ – наука изучающая механизмы формирования особенностей этнической психологии объясняющая различия в культурном развитии народов выясняющая причины расовых различий народов с причиной расовых народов определяя причину расцвета и упадка различных культур и историческую роль того или иного народа.

Своеобразие каждой науки, как известно, определяется ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили (и продолжают строить сейчас) обобщающие этнологические теории.

«Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.

Изменение предмета этнологии в XX веке.

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета этнологии:
1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества; 2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования; 3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы; 4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека; 5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ. Расширение предмета этнологии в наши дни.

Предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурологии, социология, психология, антропология, политология.

 

3. Методы исследования в этнологии.
ЭНОЛГИЯ – наука изучающая механизмы формирования особенностей этнической психологии объясняющая различия в культурном развитии народов выясняющая причины расовых различий народов с причиной расовых народов определяя причину расцвета и упадка различных культур и историческую роль того или иного народа.

Метод полевых исследований. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни исследуемой этнической группы в качестве ее полноценного члена

Исторический метод, в свою очередь, основан на таких методах сбора информации, как изучение археологических материалов и письменных источников.

Изучение археологических материалов п озволяет восстановить и реконструировать этническую и культурную историю народов. Этот метод - самый надежный и достоверный способ получения первичной информации: благодаря современным приемам изучения и датирования археологических материалов он позволяет довольно точно определить время исторических событий или возраст предметов культуры.

Изучение письменных источников. В качестве письменных источников используется обычно исторические жизнеописания народов, составленные ими самими или представителями других народов.

Социологический метод представляет собой совокупность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки. Он включает в себя группу частных методов получения этносоциологической информации, среди которых наиболее распространенными являются опрос ( анкетирование и интервьюирование ), выборочное обследование, наблюдение. Не менее важным и надежным методом является выборочное исследование. Суть его заключается в составлении суждения о неизвестных явлениях или процессах генеральной совокупности по его выборочной статистике. Популярность этого метода в значительной степени обусловлена тем, что этнологии часто не имеют возможностей для проведения сплошных комплексных обследований этнических процессов или этнических групп отдельных регионов. Метод наблюдения. Суть его заключается в наблюдении образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племен, этнических групп и общностей. Метод наблюдения имеет узкие границы, поскольку наблюдатель, отбирая впечатления, не может полностью отвлечься от их собственной оценки. Методическая база современной этнологии не ограничивается отмеченными методами научного познания. Современные процессы взаимной интеграции различных сфер научного знания все чаще приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь