Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Национальный характер. История, проблемы изучения.



Надо отметить, что исследования проблемы национального характера шли как за рубежом, так и в России, при этом выработка методологии исследования, осмысление самой проблемы шло разными путями. Начало исследованиям национального характера было положено за рубежом.

Впервые понятие характера народа как культурологической категории появляется в конце ХIХ – начале ХХ века. Первые серьезные исследования были сделаны в рамках сложившейся в Германии школы психологии народов в середине XIX в.. В России работы посвященные проблеме национального характера появляются в 40-е годы ХIХ в. Главная цель – это прогноз развития российского общества в условиях цивилизационно-культурного выбора. А. Афанасьева, Ф. Буслаева, С. Широкогорова и ряд других интересовало, прежде всего, символическое пространство национально-этнического сознания. Другое направление исследования этих проблем было представлено социально-психологическими разработками М. Ковалевского, П.Лаврова, В. Бехтерева и других.

Национальный характер рассматривается как система устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной национальной группы. Лурье С.В. выделяет два направления в изучении национального характера. Это культуро-центрированный и личностно-центрированный подход.

Представители культуро-центрированного подхода М.Мид, Р.Бенедикт, Фулье и другие предлагали рассматривать содержание национального характера: как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей; как система установок, ценностей и верований; осуществлять исследование национального характера через посредство культурной продукции: литературы, искусства, философии. В рамках данной концепции было сфокусировано внимание на том, каким способом человеческое существо в принципе может воплощать в своем поведении культуру – как на индивидуальном, так и на общем уровне. Индивид рассматривается в данном случае, как функция от культуры, т.е. сформирована человеческая личность «культурными конфигурациями», институтами и обычаями – браком, семьей, воспитанием и так – вплоть до манеры пеленать ребенка.

Признавалось, что в рамках личностно центрированного подхода «компонентами национального характера» являются относительно постоянные личностные характеристики, к которым относятся черты характера, способы проявления импульсов и аффектов, концепция себя и т.п. Для личностно-центрированного подхода основным предметом внимания выступает не культура, а личность. Личность рассматривалась как совокупность психологических процессов и состояний, переживаемых индивидом, из которых вытекает его поведение. Психологические процессы имели национальную специфику и включали ощущения, чувства, эмоциональные установки. Однако связь внутренних психологических процессов и поведения людей оставалась вне поля зрения исследователей.

22. Этнолингвистика(э.) как основа национальной культуры. Э.– наука, занимающаяся исследованием связей между явлениями языка и культуры. Как самостоятельное научное направление э. возникла в США в к.19- н.20вв.С точки зрения Н.И. Толстого, этнолингвистика – это раздел языкознания или в широком объяснении направление в языкознании, оринтирующее исследователя на рассмотрение соотношения и связи языка и духовной культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества, их взаимозависимости и разных видов корреспонденции. Материалом для исследования являются обычно фольклорные тексты. Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанные проблемы, которые можно назвать «когнитивной» и «коммуникативной». Первая стремится рассмотреть, каким образом, с помощью каких средств и в какой форме находят отражение культурные, бытовые, религиозные и пр. представления народа, говорящего на этом языке, об окружающем мире и о месте человека в этом мире. Другая ставит перед собой задачу изучения форм и средства общения, сценариев поведения человека в культурном пространстве. Языковые формы составляют лишь часть средств проявления культурных концептов, культурных сценариев. В языке, по мнению многих сторонников когнитивной антропологи, заключены все когнитивные категории, лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры. Изучение функции языка как средства, инструмента членения и осмысления окружающей действительности послужило основой формирования представления о системе культурно обусловленных концептов, которые воплощены в естественном языке, обслуживающим процесс коммуникации.

23. Черты этнопедагогики (эп.) в современной системе образования. Эп. изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Предмет эп. включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира, загадки как средство умственного воспитания; народные песн, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение); 2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор и т.д.);

6) средства воспитания (пословицы, поговорки, загадки, сказки, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

24. Системообразующие компоненты этнопсихологии. В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ценностные ориентации и традиции.

Национальное самосознание – 1) осознание индивидом принадлежности к определенной нации как социально-экономической и политической общности.2) уровень индивидуального и общественного сознания, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Национальный характер — совокупность определённых, наиболее распространённых для данной национальности, особенностей восприятия мира и возможных реакций на него. Национальный темперамент. В структуре внешних проявлений темперамента выделяются три главных компонента: общая активность людей, ее двигательные проявления и внешняя эмоциональность поведения. Национальный темперамент отражает доминирующие психофизиологические и биологические особенности функционирования нервной системы представителей этнической общности. Национальный склад ума – образ мыслей, к которому предрасположены члены данной нации. Особенности национального мышления специфичны для каждой нации, особенно рельефно они проявляются в национальной литературе и философии. Национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный(гордость, патри-зм, любовь к своему народу и т.д.), так и негативный(нац-м, шовенизм, расовые предра-ки) оттенок. Национаьные интересы - совокупность духовно-нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства.

Традиция элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве Т. выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь