Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.



Предмет философии

Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Философия – наука о всеобщем.

Предметом философии является всеобщее в системе «Мир - человек». В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку.

Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Философия представляет собой рационально систематизированное, то есть оформленное логически, мировоззрение. Оно находится по месту в человеческом познании между религиозным миросозерцанием, научным мировоззрением и даже местами примыкает (по степени эмоциональной насыщенности) к художественному миросозерцанию с его творческими амбициозными тенденциями.

В связи с этим философия состоит в первую очередь из онтологии (онтос – бытие) – учения о бытии и гносеологии – учения о познании.

 

Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое особенное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально – политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентиров, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того как решается соотнощение духа и материи М. может быть следущим:

- идеалистическим

- материалистическим

- религиозным

- атеистическим

 

Материализм – есть философское воззрение, признающее первичность материи, это означает, что она никем не сотворена, а существует вечно

 

Идеализм – есть философское воззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит духовному началу – разуму, воле.

 

С нравственно- психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое и пессимистическое..

Понятие мировоззрение шире понятия философия.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

 

Субъектами мировоззрения может являться как индивид, так и отдельные социальные группы.

Мировоззрение – это общий целостный взгляд на мир, дающий представление о всеобщем и место человека в этом мире.

Черты мировоззрения :

1) целостность

2) индивидуальность

3) социальность

Два уровня:

1) обыденное

2) концептуальное

Три исторических типа мировоззрения:

1) миф

2) религия

3) философия

Мифы – фантастическое (полуфантастическое), часто излишне эмоциональное, отражение окружающей реальности и человеческого бытия в рамках этой реальности

Характеристика мифа:

1) человек и миф одно целое

2) мистическая сопричастность, мы с миром одно целое

3) человек часть коллектива

Религия

- пантеистическая ( Бог распылен в природе)

- голистическая

- монотеистическая

- Бог один, вездесущ

Характеристика религии:

- вездесущ

- сильнее и выше человека

- бог творец

- создал и управляет природой

- человек сын бога

- человек обладает свободой

- человек личность

Философия – это сфера духовной жизни человека, отвечающая его мировоззренчиским потребностям.

Характеристика философии:

- концептуальная форма мировоззрения

- теоретическое мировоззрение

Функции философии:

1) мировоззренческая

2) познавательная

3) критическая

4) методологическая

5) этическая

6) эстетическая

Разделы философии:

1) онтология (учение о бытие) – наука о том, что лежит в основе.

2) Гносеология (наука о познании)

3) Логика

4) Диалектика (учение о противоречиях)

5) Этика (учение о добре и зле)

6) Эстетика (учение о прекрасном)

7) Социальная философия

8) Философия антропология (учения о человеке)

Цель философии – создание единой целостной системы.

 

Основоной вопрос философии.

Основоной вопрос философии - метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:

материализм — примат материи над сознанием,

идеализм — примат идеи над материей.

Термин «основной вопрос философии» ввел Энгельс. Звучит он так: Что первично материя или сознание? Вопрос этот основной и поэтому он делит философов на материалистов и идеалистов. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны (по Энгельсу) основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? В каком соотношении есть материя и духовность?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

1) объективный идеализм;

2) субъективный идеализм;

3) материализм;

4) вульгарный материализм;

5) дуализм;

6) деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

- гностицизм (эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.);

- агностицизм (направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта),

- эмпиризм (сенсуализм)

- рационализм (метод, согл направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания).

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

- материализм;

- идеализм;

- дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

- материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и различается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

 

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- реально существует только идея;

- идея первична;

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

- каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- идеи существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

- вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

 

- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций

(материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

- в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

- материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

- основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом);

- рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем;

- возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир непознаваем;

- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда.

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

 

Фалес

Все рождается из воды. Все образуется из воды. Все есть вода.

Космос один. Космос одушевлен. Фалес представляет душу виде тонкого эфирного вещества. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарением это воды. Земля в центре вселенной. При уничтожении земли рухнет весь мир.

 

Анаксимандр ( ученик Фалеса)

Ввел термин «закон».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца – торы, наполненные огнем. В самом близком кольце, где огня меньше имеются отверстия – звезды. Во втором кольце – луна. В третьем – Солнце.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное начало – апейрон – которому присуще непрерывное движение. Вселенная живое существо.

 

Анаксимен ( ученик Анаксимандра)

Последний представитель милетской школы.

Первооснова – воздух.

Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

 

Диоген Аполлонийский

 

Как и Анаксимен, Диоген считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление

 

Ксенофан

Истинный бог един, всевидящ, всемогущ. Правит миром силой мысли.

В чувственно-физическом мире начало – земля, корни которой простираются в бесконечность.

Морское дно поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.

Небесные светила – сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.

Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.

 

Парменид

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

- Помимо бытия нет ничего. Также мышление есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем.

- Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

- Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

- У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

« бытие есть, а небытия – нет»

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытия.

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие.

Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.

Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.

Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Вывел два уровня познания: мнение, истина.

 

 

Зенон (ученик Парменида)

Он развивал логику как диалектику.

Апории Зенона:

- Ахиллес и черепаха

Быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи.

- Стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т.е покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, т.е не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

- Стадион

- Дихотомия

 

 

Пифагор

Все состоит из числа. Учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире повторяется снова и снова. А души переселяются в других.

 

Гераклит

Великий диалектик античного мира. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое.

«Все течет! » «В одну реку нельзя войти дважды» «В мире нет ничего не подвижного»

Бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём. Огонь – образ вечного движения.

 

Софисты и Сократ. Открытие мира идей.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности.

Софисты – учителя мудрости. Сосредоточили свое внимание на социальных вопросах. Чисто формально можно доказать все.

 

Протагор

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

Он говорил об относительности всякого знания. Написал законы определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

 

Горгий

Доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно не выразимо и необъяснимо.

 

Продик

Проявил исключительный интерес к языку, к назывной функции слов, омонимию, анонимию. Уделил большое внимание правилам спора.

 

Софистика – не характеристика мышления, а способ мышления. В самом общем виде – это способ объяснения подгоняющий основания от требуемых результатов.

 

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

 

Против Софистов выступает Сократ.

 

Родоначальник диалектики.

Вопрос- ответ приводи к истине.

Впервые в центр философствования поставил человека. Главная задача – восстановить авторитет знания, поколебимый софистами.

Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает.

Сократ глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность. Признавая душу бессмертной.

Сократ считал что власть в государстве должна принадлежать лучшим.

Сократ стал искать новые абсолюты отталкиваясь не от вещественной интуиции, а от нравственной проблематики.

Он впервые осознает, что нравственность имеет всеобщее содержание. Добро не есть вещь и не частное мнение. Оно есть предельной основание нравственного поступка, его смысл и цель.

Познай самого себя!

Справедливость, красота и добро лишь идеи, их нельзя отождествлять предметами.

Идея – всеобщее содержание, взятое в качестве самого предмета. Сократ открывает мир идей. Идея – это предельное основание, сущность и цель нравственного поступка. Она обладает всеми свойствами бытия.

У Сократ добродетель приравнивается к знаниям. Если человек знает, что такое добро, он не может поступить по- другому.

Свободный человек, по Сократу тот, кто управляет инстинктами.

 

 

Платон

 

«Мир – это не просто телесный космос и не отдельные предметы и явления в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим»

Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей.

Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир.

Мир идей – истинное бытие, а воспринимаемые вещи между бытием и небытием тени идей.

Идея- центральная категория философствования Платона.

Идея – это смысл, сущность вещи. Идея вечная. Не возникает и не погибает.

Признаки идеи:

- объективность

- безотносительность

- независимость от условного

Вера в бога.

Идея души. Душа до рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. На земле – как узник в темнице. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, вней различаются тричасти: разумная, обращенная к идеям, пылкая или аффективно – волевая, движимая страстями или вожделенная.

Разумная часть души – основа добродетели и мудрости

Пылкая – мужества

Преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

Платон недооценивает роль чувственной ступени познания, полагая что ощущения обманывают человека.

Блаженный Августин

Одним из представителей ранней средневековой философии, влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианства в средневековом обществе.

 

Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Все сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Все сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребенку и идеей о ее создании Богом (креационизм).

 

Философия Августина очень теоцентрична: в центре ее Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Свое учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы».

 

Считает время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом, никакого времени не было. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого «потом». Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде. Хотя в его рассуждениях присутствуют сомнения по этому поводу. В частности, приводится пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то оно имеется. Считается приверженцем религиозного фатализма.

 

В теории познания близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, то и относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане «града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные муки.

 

Фома Аквинский

Выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики. Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Считает, что философия, как «истина разума», должна находиться в услужении богословия, как «истины откровения». Философию считает настолько менее значимой, чем богословие, насколько человеческий разум слабее мудрости божественной.

 

Бога рассматривает как первопричину и конечную цель всего сущего. Объективно-идеалистическая философия Аквината сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля посредством выхолащивания его материалистических идей и усиления идеалистических элементов. Считает, вслед за Аристотелем, что суть любой вещи заключается в сочетании формы и материи. При этом материю считает лишь восприемницей сменяющих друг друга форм, «чистой потенциальностью», форму же считает причиной индивидуальности. Надо сказать, что эта концепция, рассматривающая материю как «слабейший вид бытия» была с воодушевлением принята церковью, поскольку объясняла причину, по которой Иисус Христос принял телесное обличие, явившись на землю. Сущее Аквинат разделял на субстанции и акциденции (свойства субстанции).

 

Душу Фома Аквинский рассматривал как нематериальную субстанцию, находящуюся во взаимосвязи с телом и придающую ему индивидуальность. Он высказывал очень тонкую мысль: поскольку у некоторых людей тела имеют очень тонкую организацию, то их души имеют большую силу разумения. Придерживался идеи бессмертия души. Считал, что существует три состояния любого объекта: «до вещи» (мыслимое Богом), «в вещи» (конкретная реализация, познаваемая чувственно) и «после вещи» (образ, родственный душе, создаваемый в результате обобщения и абстрагирования).

 

В этических воззрениях опирался на свободу воли человека. Считал, что все созданное Богом есть благо, а зло — это добро в меньшей степени, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причем все это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании.

 

 

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1625). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

« Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает»

«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах») и фатализма(вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.), рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике. В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

 

Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

 

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую». Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

Блез Паскаль

Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца». «Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»

Отсюда ясно что религиозное чувство берет верх над разумом.

Он выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:

«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё»

Бенедикт (Барух) Спиноза

В отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

Готфрид Вильгельм Лейбниц


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4836; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь