Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ранняя греческая философия: досократики.
Со времен Аристотеля Фалес Милетский считается первым философом греции. Он – представитель милетской школы, к которой также принадлежит Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др. За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа. Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит.
Фалес Все рождается из воды. Все образуется из воды. Все есть вода. Космос один. Космос одушевлен. Фалес представляет душу виде тонкого эфирного вещества. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарением это воды. Земля в центре вселенной. При уничтожении земли рухнет весь мир.
Анаксимандр ( ученик Фалеса) Ввел термин «закон». Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца – торы, наполненные огнем. В самом близком кольце, где огня меньше имеются отверстия – звезды. Во втором кольце – луна. В третьем – Солнце. Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное начало – апейрон – которому присуще непрерывное движение. Вселенная живое существо.
Анаксимен ( ученик Анаксимандра) Последний представитель милетской школы. Первооснова – воздух. Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца. Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Диоген Аполлонийский
Как и Анаксимен, Диоген считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление
Ксенофан Истинный бог един, всевидящ, всемогущ. Правит миром силой мысли. В чувственно-физическом мире начало – земля, корни которой простираются в бесконечность. Морское дно поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах. Небесные светила – сгустившиеся и воспламенившиеся испарения. Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.
Парменид Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. - Помимо бытия нет ничего. Также мышление есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. - Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. - Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. - У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. « бытие есть, а небытия – нет» Бытие одно, и не может быть 2 и более бытия. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени. Вывел два уровня познания: мнение, истина.
Зенон (ученик Парменида) Он развивал логику как диалектику. Апории Зенона: - Ахиллес и черепаха Быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. - Стрела Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т.е покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, т.е не существует момента времени, в котором стрела совершает движение. - Стадион - Дихотомия
Пифагор Все состоит из числа. Учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире повторяется снова и снова. А души переселяются в других.
Гераклит Великий диалектик античного мира. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. «Все течет! » «В одну реку нельзя войти дважды» «В мире нет ничего не подвижного» Бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём. Огонь – образ вечного движения.
Софисты и Сократ. Открытие мира идей. Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности. Софисты – учителя мудрости. Сосредоточили свое внимание на социальных вопросах. Чисто формально можно доказать все.
Протагор «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» Он говорил об относительности всякого знания. Написал законы определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.
Горгий Доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно не выразимо и необъяснимо.
Продик Проявил исключительный интерес к языку, к назывной функции слов, омонимию, анонимию. Уделил большое внимание правилам спора.
Софистика – не характеристика мышления, а способ мышления. В самом общем виде – это способ объяснения подгоняющий основания от требуемых результатов.
Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.
Против Софистов выступает Сократ.
Родоначальник диалектики. Вопрос- ответ приводи к истине. Впервые в центр философствования поставил человека. Главная задача – восстановить авторитет знания, поколебимый софистами. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает. Сократ глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность. Признавая душу бессмертной. Сократ считал что власть в государстве должна принадлежать лучшим. Сократ стал искать новые абсолюты отталкиваясь не от вещественной интуиции, а от нравственной проблематики. Он впервые осознает, что нравственность имеет всеобщее содержание. Добро не есть вещь и не частное мнение. Оно есть предельной основание нравственного поступка, его смысл и цель. Познай самого себя! Справедливость, красота и добро лишь идеи, их нельзя отождествлять предметами. Идея – всеобщее содержание, взятое в качестве самого предмета. Сократ открывает мир идей. Идея – это предельное основание, сущность и цель нравственного поступка. Она обладает всеми свойствами бытия. У Сократ добродетель приравнивается к знаниям. Если человек знает, что такое добро, он не может поступить по- другому. Свободный человек, по Сократу тот, кто управляет инстинктами.
Философские учения Платона и Аристотеля. Платон
«Мир – это не просто телесный космос и не отдельные предметы и явления в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим» Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей. Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир. Мир идей – истинное бытие, а воспринимаемые вещи между бытием и небытием тени идей. Идея- центральная категория философствования Платона. Идея – это смысл, сущность вещи. Идея вечная. Не возникает и не погибает. Признаки идеи: - объективность - безотносительность - независимость от условного Вера в бога. Идея души. Душа до рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. На земле – как узник в темнице. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, вней различаются тричасти: разумная, обращенная к идеям, пылкая или аффективно – волевая, движимая страстями или вожделенная. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости Пылкая – мужества Преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Платон недооценивает роль чувственной ступени познания, полагая что ощущения обманывают человека. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы