Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Категория «материя»: подходы к истолкованию



Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. М. охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. М. не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных различных объектов и систем. М. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, к-рое на определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего м. субстанциальность, всеобщность и абсолютность характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М., ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в к-рых в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, «абсолютная идея», дух, энергия (энергетизм) и т. п. М. нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, напр, к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды М. - электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. М. неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. Вместе с тем М. всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных свойств и форм движения. Ст. зр. современной науки основные формы М. - это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков); 2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека); 3) социально организованные системы (человек, об-во). Но М. не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды М. как объективной реальности, напр, кварки или другие возможные микрообъекты в структуре «элементарных» частиц. Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения М., раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию М. о конкретными физическими или химическими представлениями о М., т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов м. Точно так же ошибочно отождествлять М. с к.-л. ее конкретным свойством, напр, с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. М. обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств. Понятие м. детально раскрывается во всем содержании диалектического и исторического материализма, в его учении о ее всеобщих свойствах и законах развития (Формы движения материи, Бесконечное и конечное. Вселенная, Субстанция, Единство и многообразие мира).

Движение

Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению К Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм Д. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. обр., Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах (Формы движения материи). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами, через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Так, теория относительности (Относительности теория) указывает, что с увеличением скорости Д. происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направлению Д. линейные размеры, замедляется ритм процессов в телах. При околосветовых скоростях электроны и др. частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению Д. (т. наз. «светящийся» электрон). Т. обр., всякое Д. включает в себя взаимодействие различных форм Д. и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Д. материи выступает как процесс взаимодействия («борьбы») различных противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, причину смены конкретных качественных состояний. Так, электромагнитное, гравитационное и ядерное Д. основано на единстве противоположных процессов излучения и поглощения микрообъектами квантов электромагнитного, гравитационного и ядерного полей, химическое Д. включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов; жизненные процессы основаны на единстве ассимиляции и диссимиляции веществ, возбуждения и торможения клеток и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в конечном счёте к возникновению звезд, галактик и др. форм материи. Д. охватывает также и все формы развития материи. Развитие представляет собой целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Формы развития материи могут быть весьма многообразными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм движения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. Д. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, де-. градацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с развитием Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам развития системы.

Время, пространство

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер В. и п.: В том, что В. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18- 19 вв., говоря об объективности В. и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли П. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В.- протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности (Относительности теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного, целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, В. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п. кан внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном В. и п.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь