Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира
Горизонты нашего познания безграничны: мы никогда не можем знать окончательно, как устроен мир. Даже в самом отдаленном будущем, при значительном прогрессе науки можно будет говорить лишь о том, что наука дает нам только модели природных процессов, их научные " картины". Наши представления о пространстве и времени, движении и взаимодействии атомов - это просто картина, изображение реальности, но не она сама. Рано или поздно, но обязательно наступит время, когда в свете новых знаний то, что казалось незыблемым, отступит на второй план, и придет время заменить одну картину реальности другой, более верной. Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира - мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная. Что объединяет различные картины мира? Что означает само понятие " картина мира"? Какие представления, знания обязательно включает в себя любая картина мира? Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Именно от решения этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития. Во- вторых, в каждой картине мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые -неживые; люди - животные - растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях. Т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах. В- третьих, исходя из вышеизложенного, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце. В- четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира(будь это божественные установления в христианской; закон кармы в буддистской или три закона Ньютона в классической научной картине мира). В- пятых, ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории -достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный. Таким образом, любая картина мира - это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира. В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность - приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире - выражение воли Бога. Смысл жизни человека - свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира. Первая научнаякартина мира - классическая - складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек - атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность - просто непознанная закономерность. Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение физических законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей - понимается как электрические импульсы в его нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам. Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А.Эйнштейна) внесла множественные изменения: появились представления о поле, как форме структурной организации материи, волновые теории С точки зрения классической картины мира волна и частица несовместимы, сегодня же они рассматриваются как две стороны единой материи. Пришло понимание относительности пространства и времени: их зависимости от материальных объектов (свойства пространства и времени для тела, зависят от того, как оно движется), а также сопряженности пространства и времени между собой. Наука открыла, что атом не является неделимым, а элементарные частицы обладают удивительными свойствами, например, находиться с определенной долей вероятности в любой точке пространства. Теория вероятности изменили представления о сущности случайности и необходимости, открытости мира - разуму. В связи с появлением кибернетики, таким же фундаментальной категорией как " материя" и " энергия" стала категория " информация": речь идет о переходе не только вещества и энергии друг в друга, но и информации в энергию (падающий на сетчатку глаза луч света - энергия, порождает зрительный образ - информация). Однако, несмотря на столь большие изменения, нельзя сказать, что неклассическая картина мира полностью заменила классическую картину мира. Судя по всему, мы вновь на пороге революционных изменений. Что принесет нам третья научная революция? Как изменится научная картина мира? Как уже отмечалось выше, наряду с мифологической, религиозной и научной картинами мира существует философская картина мира. Она формируется в период распада мифологической картины мира, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает воздействие на развитие философии: примером может служить кризис в естествознании конца Х1Х - начала ХХ вв. и его последствия для философии, уже рассмотренные нами ранее. Это объясняется тем, что их история и логика формирования, принципы имеют общие основания, взаимосвязаны, поэтому философская и научная картина мира дополняют друг друга, что проявляется, прежде всего, в развитии методологии познания. Мы говорили уже о разнообразии существующих философских картин мира, но их объединяет рациональность, стремление увидеть мир как целостность, и, самое главное, они все строятся вокруг отношения человек - мир. Традиционно в учебной литературе выделяют два наиболее существенных типа философских картин мира - субъективистские и объективистские. С точки зрения первого, каждый живет в своем мире, реальности своего сознания; истина субъективна; человек одинок в проживании своей экзистенциальной ситуации. С точки зрения объективистского подхода, мир существует, и его существование не зависит от воли и желания людей, т.е. объективно; мир познаваем, истина существует, и она для всех одна. В заключении подчеркнем, что любая картина мира лишь изображение реальности, но не сама реальность. Более того, картина мира - это всегда и " портрет" человека, его взгляд на самого себя, опосредованный взглядом на универсум. Развитие и смена картин мира - закономерное явление в процессе познания, все более и более приближающего человека к пониманию собственной сущности и природы мира. Субъект и объект познания Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта. В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания. Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики. В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания. Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира. Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным. В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта. Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям. Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать субъект из познания? Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы