Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука как предмет философского анализа.



Наука как предмет философского анализа.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя математические тексты, трудно выявить те особенности строения и функционирования теории, которые связаны с ее отношениями к эмпирическому базису. Вот почему философия науки, особенно с конца 19в., все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.

Представления и модели динамики науки, выработанные на этом историческом материале, могут потребовать корректировки при переносе на другие науки. Но развитие познания именно так и происходит: представления, выработанные и апробированные на одном материале, затем переносятся на другую область и видоизменяются, если будет обнаружено их несоответствие новому материалу.

Часто можно встретить утверждение, что представления о развитии знаний при анализе естественных наук нельзя переносить на область социального познания.

Основанием для таких запретов служит проведенное еще в 19в. различение наук о природе и наук о духе. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что познание в социально-гуманитарных науках и науках о природе имеет общие черты именно потому, что это научное познание. Их различие коренится в специфике предметной области. В социально-гуманитарных науках предмет включает в себя человека, его сознание и часто выступает как текст, имеющий человеческий смысл. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов и познавательных процедур. Однако при всей сложности предмета социально-гуманитарных наук установка на объективное его изучение и поиск законов является обязательной характеристикой научного подхода. Гуманитарное знание трактуется предельно расширительно. Но корректная постановка проблемы различает понятия " социально-гуманитарное знание" и " научное социально-гуманитарное знание". Первое включает в себя результаты научного исследования, но предполагает также вненаучные формы творчества. Второе же ограничивается только рамками научного исследования. Поэтому нет основания для отождествления науки с иными формами человеческого творчества.

Философско-методологический анализ науки независимо от того, ориентирован ли он на естествознание или на социально-гуманитарные науки, сам принадлежит к сфере исторического социального познания. Даже тогда, когда философ и методолог имеет дело со специализированными текстами естествознания, его предмет - это не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организмов, а - научное знание, его динамика, методы исследовательской деятельности, взятые в их историческом развитии. Понятно, что научное знание и его динамика является не природным, а социальным процессом, феноменом человеческой культуры, а поэтому его изучение выступает особым видом наук о духе.

Необходимо учитывать, что жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе имела свои основания для науки в 19в., но в конце 20в. происходит сближение естественнонаучного и гуманитарного познания, стираются жесткие границы между ними.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех значениях: 1. форма деятельности; 2. система или совокупность дисциплинарных знаний; 3. социальный институт.

1. наука – особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. 2. как деятельность, наука не ограничена научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в ее основе – научные факторы и их эмпирические обобщения, и содержанием является в ней научная работа живых людей. 3. институциональное понимание науки, подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт связана с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.


 

 


Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм – провозглашение науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение.

К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука, знание оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности.

Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.

Антисциентизм, напротив, исходит из негативных последствий НТР, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Они испытывают предубежденность против научных инноваций; подчеркивают критическое отношение к науке, считая что человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения; придерживаются негативного пути развития человечества. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики.

Крайний антисциентизм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки. Однако в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности закладываются проекты будущего развития человечества.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. Человечество делает основную ставку на науку в вопросе прогрессивного развития цивилизации.



Наука и паранаука.

Наука — специализированная когнитивная дея­тельность сообществ ученых, направленная на полу­чение и использование в практике нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимо­сти, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полез­ности. Сегодня наука является сверхсложной социаль­ной системой, обладающей огромной степенью само­организации, мощной динамикой расширенного вос­производства, результаты которой образуют основу развития современного общества.

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор. Всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отнесенные к вненаучному знанию, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Паранаука — идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в при­знании их полноправными элементами системы науч­ного познания (парапсихология, евгеника и др.). В паранауке фиксируется ряд фактов и опытных данных, которые либо недостаточно объективны, либо противоречивы современным теориям. Паранаука м.б. как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекаю­щим фактором в ее развитии.

Существует также иные формы вненаучного знания: 1. ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2. донаучное, выступающее предпосылкой науки; 3. лженаучное - это ошибочное предрассудочное знание, не обладающее систематичностью, универсальностью; 4. квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения, идеологию; 5. антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Особую форму вненаучного знания представляет собой народная наука. Она обращена к самым элементарным и жизненно важным сферам человеческой деятельности – здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.

Известна следующая классификация вненаучного знания: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. 1. Паранормальное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика и спиритизм); 2. Псевдонаука характеризуется сенсационностью тем, признание тайн и загадок, которые исследуются через истолкование; 3. Девиантной наукой занимаются люди, имеющие научную подготовку, но выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования. Иногда вненаучное знание именует себя как иной способ истинного познания.

Паранаука- это знания, которое стремится принять научную форму, утверждает, что паранаука имеет преимуществу перед наукой. Во-первых, паранука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтолгия. Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих, паранаука- это когда познанные знания можно использовать в интересах человека.

Содержание понятия несколько отличается от понятия псевдонаука. Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии – этого айсберга псевдонауки! Стараниями этой элиты во второй половине ХХ века парапсихология приобрела внешнее подобие раздела естествознания. Это показывает, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны.

Паранаучное знание возникло из проблем и трудностей науки. Многие проблемы бывают не по зубам науке, а паранаука их объясняет, выдавая это объяснение за научное знание. Считают, что в мире есть причины, которые им управляют, более глубокие, чем учит наука. 2. Наука принципиально бессильна их познать, это доступно только паранауке. 3. Цель этих знаний – использование в интересах человека. По Лишкевич 4 направления паранауки: герметизм, кабалистическое, оккультно-магическое, Ю мистико-спиритическое.



Наука как предмет философского анализа.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя математические тексты, трудно выявить те особенности строения и функционирования теории, которые связаны с ее отношениями к эмпирическому базису. Вот почему философия науки, особенно с конца 19в., все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.

Представления и модели динамики науки, выработанные на этом историческом материале, могут потребовать корректировки при переносе на другие науки. Но развитие познания именно так и происходит: представления, выработанные и апробированные на одном материале, затем переносятся на другую область и видоизменяются, если будет обнаружено их несоответствие новому материалу.

Часто можно встретить утверждение, что представления о развитии знаний при анализе естественных наук нельзя переносить на область социального познания.

Основанием для таких запретов служит проведенное еще в 19в. различение наук о природе и наук о духе. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что познание в социально-гуманитарных науках и науках о природе имеет общие черты именно потому, что это научное познание. Их различие коренится в специфике предметной области. В социально-гуманитарных науках предмет включает в себя человека, его сознание и часто выступает как текст, имеющий человеческий смысл. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов и познавательных процедур. Однако при всей сложности предмета социально-гуманитарных наук установка на объективное его изучение и поиск законов является обязательной характеристикой научного подхода. Гуманитарное знание трактуется предельно расширительно. Но корректная постановка проблемы различает понятия " социально-гуманитарное знание" и " научное социально-гуманитарное знание". Первое включает в себя результаты научного исследования, но предполагает также вненаучные формы творчества. Второе же ограничивается только рамками научного исследования. Поэтому нет основания для отождествления науки с иными формами человеческого творчества.

Философско-методологический анализ науки независимо от того, ориентирован ли он на естествознание или на социально-гуманитарные науки, сам принадлежит к сфере исторического социального познания. Даже тогда, когда философ и методолог имеет дело со специализированными текстами естествознания, его предмет - это не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организмов, а - научное знание, его динамика, методы исследовательской деятельности, взятые в их историческом развитии. Понятно, что научное знание и его динамика является не природным, а социальным процессом, феноменом человеческой культуры, а поэтому его изучение выступает особым видом наук о духе.

Необходимо учитывать, что жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе имела свои основания для науки в 19в., но в конце 20в. происходит сближение естественнонаучного и гуманитарного познания, стираются жесткие границы между ними.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех значениях: 1. форма деятельности; 2. система или совокупность дисциплинарных знаний; 3. социальный институт.

1. наука – особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. 2. как деятельность, наука не ограничена научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в ее основе – научные факторы и их эмпирические обобщения, и содержанием является в ней научная работа живых людей. 3. институциональное понимание науки, подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт связана с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1699; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь